Цифровая анархия: кто устроил охоту за головами политиков в интернете
От редакции: Forbes подчеркивает, что осуждает любые призывы к осуществлению экстремистской деятельности и совершению преступлений по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды. Автор приводит позицию основателя сервиса для создания объективного представления о новом опасном явлении.
Популярность цифровой криптовалюты Bitcoin растет с каждым днем. В качестве платежного средства эту систему используют все, от продавцов суши до продавцов героина, — всем памятна история сервиса Silk Road, или «eBay для наркотиков», как его прозвали в прессе. Неудивительно, что после того, как одному анархисту «биткойны» помогли наладить торговлю запрещенными веществами, у «цифровых монет» появились новые, еще более радикальные поклонники: теперь речь идет об организации настоящих убийств.
В октябре в редакцию Forbes пришел закодированный «имейл» от человека, который скрывается под псевдонимом Кувабатаке Сандзюро. Отправитель представил свое последнее творение: сайт Assassination Market («Рынок убийств») — краудфандинговый сервис, который позволяет пользователям анонимно жертвовать «биткойны» на физическое устранение высокопоставленных чиновников, некий аналог Kickstarter для организации заказных политических убийств. По правилам Assassination Market, если кто-то из списка потенциальных жертв погибает от рук киллера, а киллер предоставляет доказательства того, что преступление совершил именно он, то вся сумма за «голову» уходит убийце.
Пока «наградной фонд» сайта невелик, но и совсем незначительным его не назовешь. За четыре месяца работы в онлайне пользователи избрали для краудфандинга шесть живых мишеней. Темпы сбора средств разнятся в зависимости от личности жертвы: идея устранения директора Агентства национальной безопасности Кита Александера пока оценивается в 10 «биткойнов», президента США Барака Обамы — в 40. Но самую большую угрозу, судя по валютному критерию, Assassination Market представляет для председателя ФРС Бена Бернанке — за его голову здесь дают более 124 «цифровых монет», или $75 000 в денежном эквиваленте. Глава регулятора является врагом №1 для аудитории ресурса как олицетворение кабальной экономической системы, альтернативой которой в свое время и стали «биткойны».
Устрашающие амбиции Сандзюро не ограничиваются сбором средств на финансирование нескольких громких убийств. Он верит, что если Assassination Market не свернет с взятого пути и аккумулирует достаточную аудиторию, то расправы над политиками достигнут такого размаха, что никто попросту не захочет брать на себя ответственность и занимать «расстрельные» топ-должности. По словам идеолога сайта, его проект претендует на то, чтобы уничтожить «все правительства, повсюду».
«Я уверен, что тогда мир изменится к лучшему, — пишет Сандзюро, называющий себя в честь героя-самурая из классического фильма Акиры Куросавы «Телохранитель» (под синефильским псевдонимом «Ужасный Пират Робертс» скрывался и основатель Silk Road Росс Ульбрихт, под ненастоящим именем Сатоси Накамото известен и создатель (или создатели) технологии Bitcoin). – Благодаря этой системе всего за несколько «биткойнов» мы можем получить мир без войн, унизительного тюремного надзора, ядерного оружия, армий, финансовых мошенничеств и ограничений на торговлю. Я также уверен, что как только все политики будут выведены из игры и поймут, что они уступили в битве за частную жизнь человека, убийства можно будет прекратить, чтобы насладиться торжеством мира, верховенства личности и свободной от государства экономики».
В Секретной службе и ФБР вопросы о том, расследуют ли они деятельность Assassination Market, оставили без комментариев.
Как и многие другие нелегальные сайты, сервис Сандзюро скрыт в глубинах анонимной сети Tor, что по идее гарантирует конфиденциальность как пользователям ресурса, так и его основателю. «Биткойны» – это тоже способ обезопасить себя от идентификации противозаконных финансовых транзакций. Цифровой валютой пользователи могут расплачиваться за товары и услуги без раскрытия личных данных. В инструкции на сайте Сандзюро отмечает, что пожертвованные средства дополнительно «отмываются», чтобы обеспечить полную анонимность нелегальных «меценатов».
Чтобы технически убедиться в причастности киллера к убийству, Assassination Market требует от исполнителей преступлений заранее создавать зашифрованный текстовый файл с датой расправы. Этот файл под видом пожертвования «биткойнов» поступает в фонд сбора средств за «голову» политика. После устранения цели киллер должен уведомить Сандзюро еще одним зашифрованным сообщением об успешной реализации миссии. Владелец Assassination Market «распаковывает» и проверяет информацию, и, если дата убийства совпадает с анонсированной, отправитель срывает банк. По логике идеолога сайта, такая схема достаточна для верификации данных. Сам Сандзюро планирует зарабатывать на комиссии 1% с гонорара за каждое убийство.
Чувства отвращения и возмущения захлестывают, даже когда просто читаешь об этой расчетливой системе смертоносного насилия. Но Сандзюро говорит, что общественная обструкция не остановит работу запущенной им машины. В свое оправдание он замечает, что планирует принимать заказы только на предложенные пользователями цели, «которые применяли силу против других людей». «Если быть точным, это нарушители закона, аморальные и коррумпированные, а у их жертв нет иного способа мести, кроме как месть в условиях полной анонимности».
Неужели он считает, что уполномочивание абсолютного меньшинства в лице доноров его проекта на убийство избранных политиков не подрывает основ демократии? «Конечно. Демократию ограничивает даже сам факт существования конституции, — парирует основатель сайта. — Поддержка большинства уже не означает легитимности лидера, так же как в свое время она не означала легитимности рабовладельческого строя. Мы используем оружие капитализма против него самого. Один перечисленный «биткойн» — это один голос в пользу отмены любого закона, который вам не нравится».
Сандзюро не является автором модели по организации сбора средств на убийства. Идея уходит корнями в киферпанк-движение середины 1990-х, активисты которого мечтали об использовании средств шифрования информации для ослабления власти правительств и устранения особо неугодных фигур. Бывший инженер Intel, основатель Cypherpunk Mailing List Тим Мэй впервые подробно анализировал возможность создания рынка убийств с помощью невзламываемых секретных сообщений и неотслеживаемой цифровой валюты в своем «Манифесте криптоанархиста» 1992 года.
Спустя еще несколько лет прототип Assassination Market в эссе «Политика убийства» описал другой экс-сотрудник Intel Джим Белл. Он предложил систему анонимного краудфандинга, хотя Tor и Bitcoin на тот момент существовали только в теории. Вот что декларировал Белл: «Если 0,1% населения планеты, если один человек из тысячи захочет заплатить $1 за смерть конкретного мерзавца из правительства, за «голову» получится собрать уже $250 000. Представьте, что кто-то сможет взяться за эту работу, сохранив полную анонимность и возможность забрать награду без необходимости личной встречи или контакта. Совершенная анонимность, совершенная секретность, совершенная безопасность. Вкупе с легкостью сбора средств на убийства это сделает любую правительственную должность невероятно рискованной позицией. Есть шансы, что никто не захочет занимать рабочие места выше мирового судьи».
Белл позднее был приговорен к тюремному сроку за уклонение от уплаты налогов и угрозы в адрес федерального агента. Он вышел на свободу в марте 2012 года. В электронной переписке он заверил Forbes, что не имеет отношения к Assassination Market, отказавшись от более подробных комментариев.
Сандзюро говорит, что относился к идеям Белла с осторожностью. На активные действия его спровоцировал Эдвард Сноуден, этим летом сливший журналистам целый ряд разоблачительных документов о деятельности американских спецслужб. «Вынужденная необходимость делиться каждым счастливым мигом моего пребывания в интернете, каждым интимным моментом общения с близкими по телефону, позволять людям, которых я ненавижу, слушать и анализировать мои разговоры — вот что вдохновило меня на создание этого сайта, — констатирует он. — На протяжении недели каждый раз, листая газеты или смотря телевизор, я повторял про себя: «Все они должны умереть». А потом я решил, что пришла пора что-то делать. Это моя лепта в общее дело».
Assassination Market не единственный сайт, на котором преступления оплачиваются «биткойнами». В Tor работают еще как минимум три ресурса, позиционирующих себя как площадки для заказа киллеров. Но общаться с Forbes не захотели администраторы ни одной из нелегальных площадок, а доступ к каждой из них стоит дополнительных средств, так что нельзя исключать мошеннического характера аналогов проекта Сандзюро.
Гарантий того, что Assassination Market не является подставным порталом для кражи «биткойнов» у наивных интернет-радикалов, его основатель также не дает. Он лишь отмечает, что для мошеннической схемы эта идея слишком сложная и опасная, ведь уже сам факт угрозы в адрес президента США становится уголовно наказуемым деянием.
Сандзюро настаивает на важности своей преступной миссии: «Я живу в комфортных, пусть и спартанских условиях, и единственная вещь, которая меня по-настоящему заботит, — постоянные атаки на гражданские свободы, особенно на неприкосновенность личной жизни. Я не могу купить ее за деньги, так что они меня не волнуют. Больше всего на свете я хочу, чтобы проект удался, а для этого мне нужны мертвые политики».
Идеи основателя Assassination Market трудно назвать своевременными: с августа спецслужбы ведут успешную борьбу со спрятанными в «анонимном» вебе нелегальными порталами. В конце лета был арестован глава хостинговой фирмы Freedom Hosting, чьими услугами пользовались, в частности, сайты с детской порнографией. А в октябре ФБР попался и Росс «Ужасный Пират Робертс» Ульбрихт. Сандзюро уверяет, что в отличие от неосторожных предшественников у него есть некие дополнительные «эффективные средства» для предотвращения ареста.
Как и предыдущее поколение «цифровых панков», создатель Assassination Market возлагает основные надежды на криптографию как на свою защиту от любого правительственного давления. «Государство беспомощно. Любая деятельность по обмену информацией находится вне зоны их контроля», — объясняет он.
«Я криптоанархист, — резюмирует Сандзюро. — И впереди нас ждет светлое будущее».