К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

По стопам Эдисона: как два изобретателя построили бизнес на инновациях

По стопам Эдисона: как два изобретателя построили бизнес на инновациях
Джон Ноттингем и Джон Спирк сделали около 1000 изобретений «на заказ». Объем продаж товаров, созданных или усовершенствованных ими, оценивается в десятки миллиардов долларов

Если бы лаборатория великого американского изобретателя Томаса Эдисона существовала в наши дни, она определенно находилась бы в бывшем помещении Церкви христианской науки в Кливленде. Именно здесь предприниматели Джон Ноттингем и Джон Спирк собрали компанию из 70 изобретателей, инженеров-самоучек и других специалистов, ответственную за создание примерно тысячи запатентованных продуктов, включая электрическую зубную щетку, вакуумный пылесос, упаковки для медикаментов и жидкого мыла, вакуумные пакеты и многое другое. Пусть речь не идет о прорывных технологиях масштаба электрической лампочки или фонографа, а фамилии Ноттингем и Спирк ни о чем не говорят широкой аудитории — в умении делать бизнес на внедрении своих идей эти инноваторы из Огайо дадут фору самому «волшебнику из Менло-Парка».

«Пожалуй, мы зарегистрировали больше патентов, чем любая другая компания такого же масштаба», — говорит 64-летний Ноттингем, который вместе с другом по колледжу Спирком основал фирму Nottingham Spirk в своем гараже в 1972 году. Самая инновационная деталь в их деятельности — это бизнес-модель. Компания не изобретает продукты, чтобы потом продать их (как делал тот же Эдисон), она сама обращается к корпорациям, вроде Procter & Gamble и Mars, чтобы те размещали у нее свои «заказы на инновации». Решая поставленную клиентом задачу, предприниматели сами предлагают контрагенту выбрать устраивающую его модель поощрения. Это может быть ежемесячная выплата в размере $120 000 или роялти с объема продаж, обычно до 5%. Причем схема взаимодействия изобретателей и заказчиков может варьироваться в зависимости от стадии внедрения продукта на рынок.

Центр разработки Nottingham Spirk в Кливленде«Я сотрудничал с миллионом фирм в сфере промышленного дизайна, с агентствами и PR-компаниями, но никто никогда не предлагал настолько же универсальную модель кооперации», — признается гендиректор производителя лакокрасочных изделий Sherwin-Williams Адам Чейф, для которого Nottingham Spirk разработала знаменитый дизайн банки с краской с винтовой крышкой. Уникальным преимуществом Ноттингема и Спирка бизнесмен называет тот факт, что оба уже сколотили себе состояния, а потому могут заниматься по-настоящему крупными, «революционными» проектами. Цифры говорят сами за себя: с 1972 года совокупная выручка от реализации продуктов, созданных при непосредственном участии Nottingham Spirk, достигла фантастической отметки в $45 млрд.

 

Основатели компании также сами регулярно удачно входили в долевое участие в самых перспективных проектах. Например, они являлись совладельцами фирмы Dr. John's, для которой разработали электрическую зубную щетку, сбив цену со средних рыночных $50 за штуку до $5. В 2001 году Procter & Gamble купила Dr. John's за $745 млн, а Ноттингем и Спирк заработали каждый по $40 млн.

Идеей создания собственного бизнеса Ноттингем загорелся, еще будучи интерном в колледже. Он уже проходил практику в техническом центре General Motors и воображал себе долгую карьеру внутри автомобилестроительной корпорации, когда однажды за ланчем высокопоставленный дизайнер GM развеял его иллюзии. «Он сказал: «Джон, это лучший R&D-центр в мире», — вспоминает Ноттингем. — И я действительно думал так, впитывал в себя корпоративную атмосферу, наслаждался всем, что происходило вокруг. Но он спустил меня с небес на землю: «Самое потрясающее — то, что самые инновационные идеи, с которыми работает General Motors, пришли извне». Осознание этого тезиса отрезвляло, моя жизнь тогда навсегда изменилась. Я решил, что для эффективной работы мне нужно быть не внутри корпорации, а оставаться независимым».

 

vrezka

После практики он вернулся на последний курс Института искусств Кливленда. Там Ноттингем поделился новой карьерной мечтой со своим приятелем Спирком. Вместо трудоустройства в лучшие компании начинающие изобретатели решили создать свой бизнес и вывести его в высшую лигу. В GM при этом не оставляли планов на Ноттингема — сразу по окончании колледжа тому пришло соответствующее предложение, а за Спирком охотился производитель велосипедов Huffy Bicycles. Обе оферты вчерашние студенты отвергли — и вдвоем стали директорами собственной фирмы.

«На этот счет есть знаменитая цитата Билла Гейтса. Когда журналисты его спросили, кого он считает самым опасным конкурентом, — говорит 65-летний Спирк, — ожидая, что начнется перечисление всех технологических гигантов, основатель Microsoft ответил: «Пары парней, которые начинают бизнес в гараже». Мы и были этими парнями — закончили колледж и переехали прямиком в наш гараж».

 

Прорыв случился, когда Ноттингему и Спирку удалось выйти на Rotodyne, производителя медицинских уток из Огайо. Сырьем для продукции служил дешевый пластик. Изобретатели предложили компании, сохраняя производственный процесс центробежного формования, расширить ассортимент за счет детских игрушек в бюджетном ценовом сегменте. Так на рынке появился новый «игрушечный» бренд Little Tikes, чьи пластиковые красно-желтые машинки со временем превратились в неотъемлемый элемент практически каждой детской площадки по всей территории США.

Ноттингем и Спирк выросли из своего гаража и перебрались в два новых просторных помещения: в старом особняке инноваторы придумывали идеи, а в здании заброшенной фабрики занимались претворением идей в реальность. Вскоре и этот масштаб стал им мал. В 2005 году партнеры наткнулись на здание бывшей церкви неподалеку от арт-школы, в которой они учились. Монументальная архитектура нового офисного пространства с круглым алтарем и огромным органом досталась предпринимателям в наследство от религиозной организации. Центр исследований Nottingham Spirk защищается властями как часть исторического наследия.

Центр исследований Nottingham Spirk

Впрочем, куда больше, чем красота здания, изобретателей впечатлила его практичность. Устройство бывшей церкви идеально подошло под задачу интеграции под одной крышей процессов рождения и воплощения идей — то, что в Nottingham Spirk называют «вертикалью инноваций».

Все начинается в исследовательской лаборатории в подвальном помещении. Здесь дизайнеры, инженеры и строители прототипов из маленькой комнаты могут через прозрачное зеркало наблюдать за тем, как потребители, приглашенные для участия в экспериментах, реагируют на их разработки вроде упаковки-дозиметра для лекарств Pepto-Bismol. Специалисты фиксируют все потенциальные проблемы, стараясь не упускать ни одну мелочь, например, если люди не понимают, какую ложку — чайную или столовую — им нужно использовать для правильного измерения дозы приема.

 

Устранив все жалобы, дизайнеры несут готовое техническое задание в дорогостоящую мастерскую по производству прототипов, заполненную станками, 3D-принтерами и малярными изделиями. На выходе клиенты получают патент и прототип, которые они могут отправлять напрямую производителю. У того же Pepto-Bismol с появлением универсального колпачка-дозиметра от Nottingham Spirk продажи взлетели на 30%, а сама технология была взята на вооружение и другими игроками фармацевтической индустрии.

Ноттингем ожидает, что новый качественный толчок развитию компании даст («это потенциал на миллиард долларов и даже больше») одно из последних изобретений — киоск HealthSpot со встроенным медицинским оборудованием и экраном высокого разрешения, который позволяет любому пользователю получать дистанционную медицинскую консультацию.

По мнению основателя Nottingham Spirk, этот продукт по своему потенциалу не уступает изобретениям Эдисона и может совершить настоящую революцию на рынке медуслуг. И начнется эта революция в здании бывшей кливлендской церкви. «Великие изменения придут со Среднего Запада», — обещает Ноттингем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+