В Институте развития интернета предложили создать аналог Steam для стран БРИКС

Игры без границ
Идея создания единой площадки распространения видеоигрового контента для стран БРИКС содержится в исследовании ИРИ «Компьютерные игры и метавселенные», с которым ознакомился Forbes. Как следует из документа, к этой мысли экспертов ИРИ подтолкнуло стремление защитить пользователей от деструктивной информации в видеоиграх. Действующие правила распространения контента в интернете, как полагают эксперты ИРИ, «не отвечают требованиям времени и не обеспечивают равноценное партнерство стран». «Возможным решением могла бы стать проработка на пространстве стран БРИКС предложения о создании единой системы маркировки и правил распространения контента, в том числе в видеоиграх, а также единая площадка распространения видеоигрового контента, единое информационное пространство в сфере видеоигр для стран БРИКС», — говорится в исследовании ИРИ.
«Содержание экспертного исследования не обсуждалось с органами власти, но, безусловно, мы рассчитываем довести результаты работы до профильных ведомств и отраслевых объединений, в том числе участвующих в развитии сотрудничества со странами БРИКС, — сообщил Forbes заместитель генерального директора АНО ИРИ Борис Едидин, руководитель экспертной группы, проводившей исследование. — Мы объективно можем констатировать, что сформированные ранее институты допуска на рынки, сертификации, различной маркировки должны контролироваться странами — потребителями контента. В настоящее время ситуация выглядит в точности до наоборот. В рамках формирующегося крупнейшего рынка потребления контента стран БРИКС отсутствуют какие-либо общие стандарты, требования, правила, позволяющие государствам влиять на продукты, разрабатываемые за рубежом».
«Эксперты не предлагают какую-либо площадку, — отметил Едидин. — Для выработки такого предложения необходимо учитывать массу технических и регуляторных особенностей, наличие политической воли, а также экономической целесообразности проекта». Сформированный в России задел, опыт созданных платформ может быть использован для реализации кросснациональных проектов, полагает Борис Едидин.
«Минцифры известно о работе экспертов ИРИ по подготовке предложений в сфере регулирования видеоигровой индустрии, однако конкретных инициатив по созданию единой системы маркировки в видеоиграх для стран БРИКС нам не поступало», — сообщили Forbes в Минцифры. Идею создания единой площадки распространения контента в БРИКС там оставили без комментариев.
Неравноценное партнерство
БРИКС — межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. В 2024 году в БРИКС также вошли Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия, в 2025-м полноправным членом стала Индонезия. В текущем году в БРИКС председательствует Бразилия. Forbes направил запрос по поводу предложений ИРИ в МИД Бразилии.
ИРИ — некоммерческая организация, на конкурсной основе распределяющая государственные субсидии и гранты на «создание и продвижение социально значимого интернет-контента». ИРИ также выступает центром поддержки создания отечественных компьютерных игр за счет средств бюджета. По данным ИРИ, в 2020-2024 годах выделено около 3,2 млрд рублей на производство более 40 игровых проектов, часть из которых уже выпущена на российских и зарубежных площадках.
Как пояснил Борис Едидин, поддержка игровых проектов осуществляется в рамках общего бюджета ИРИ, в федеральном бюджете отдельной строчки для этого не предусмотрено. По его словам, в 2025 году сумма поддержки игровых проектов будет определена по результатам текущих конкурсов ИРИ, которые станут известны только весной-летом. «Сейчас идет рассмотрение заявок. На сумму расходуемых средств в том числе влияет качество, масштаб заявляемых в конкурсе проектов. В последние годы объем поддержки ИРИ составлял около 1 млрд рублей в год. Возможно, в будущем эта цифра немного вырастет», — сообщил Едидин.
В правительстве России уже около двух лет ведется дискуссия о регулировании видеоигр. В конце минувшего года к процессу подключилась и Госдума. 12 декабря группа депутатов и сенаторов внесла законопроект, который предлагает обязать распространителей видеоигр информировать пользователей об их содержании, а сами видеоигры должны будут проходить экспертизу. Законопроект также вводит обязательство по идентификации пользователей, а в отдельных случаях запрещает распространение видеоигр. 24 февраля этот законопроект обсуждался в Госдуме с участием законодателей и представителей бизнеса.
ИРИ работал над исследованием компьютерных игр и метавселенных в течение 2024 года, уточнил Борис Едидин. Процессы разработки законопроекта о регулировании игр и исследования ИРИ шли параллельно и не были связаны друг с другом, отмечает он. «Мне кажется, мы угадали момент, потому что почувствовали, что количество инициатив нарастает и требуется система независимой оценки этих инициатив», — рассказал он.
«Анализируя опыт зарубежных стран, систем маркировки, которыми руководствуются западные компании, мы поняли, что это эффективный инструмент, позволяющий обеспечить определенный протекционизм, контроль рынка. Кажется, важно сделать такие механизмы, в том числе маркировки, которые были бы ориентированы на универсальное правоприменение не только в ЕАЭС, но и в странах БРИКС, — пояснил Forbes Борис Едидин. — Почему это важно? Потому что контентная индустрия — это прежде всего аудитория. И бизнес идет туда, где есть потребитель, где его много, где он готов платить деньги. И сегодня нужно признать, что эта аудитория — в странах БРИКС. Ее существенно и количественно больше, в определенной среднесрочной перспективе и в деньгах ее будет больше. Поэтому важно сформировать правила игры на новом рынке, где решения о допуске, недопуске, о несоответствии игры духовно-нравственным ценностям, принятым в том или ином государстве, будут принимать именно те страны, которые являются ключевыми потребителями контента. Сейчас, получается, стандарты задаются в странах западной цивилизации, потребление происходит у других. Наверное, этот перекос неправильный. Это не значит, что нужно что-то запрещать или не допускать, но тот, кто покупает, должен определять правила игры. В данном случае эти правила игры диктует продавец. Хотелось бы, чтобы ситуация поменялась».
В своем исследовании ИРИ, в частности, констатирует проблемы возникновения у пользователей игровой зависимости и «активное применение игровыми компаниями практик, создающих и монетизирующих эту зависимость». По мнению ИРИ, шагом к решению этих проблем может стать создание системы защиты прав игроков, приобретающих игры и совершающих внутриигровые покупки.
Как считают эксперты ИРИ, вопросы регулирования метавселенных необходимо рассматривать как логичное и последовательное продолжение регулирования компьютерных игр, являющихся для них основой. С точки зрения ИРИ, такой подход позволит унифицировать выдвигающиеся требования и обеспечить единые подходы к созданию, наполнению и функционированию метавселенных, взаимодействию пользователей в них.
В ИРИ также проанализировали технологии, применяемые для игр двойного назначения. Они констатировали технологическое отставание России от США и стран Европы в использовании для игр двойного назначения технологий AR/VR, несмотря на достаточно большое число отечественных разработок. Как полагают в ИРИ, «AR/VR-тренажеры могли бы значительно упростить, удешевить и ускорить процесс стрелковой подготовки, например при проведении массовой мобилизации, когда требуется быстрое восстановление или формирование навыков у мобилизованных».
Отдельный акцент авторы исследования сделали на регулировании игр в Китае. «Опыт Китая рассмотрен подробно, так как их законодатели рассматривают индустрию более комплексно. Они работают с чувствительными для государства сферами: внедряют различные механики для защиты национального рынка, активно борются с игровой зависимостью среди детей и молодежи, принимая запреты и ограничения на различные виды контента. Мы не считаем, что стоит слепо перенимать их опыт. Но учитывать при принятии тех или иных решений нужно», — заключил Борис Едидин.
«Сложный и долгий процесс»
Участники видеоигрового рынка, опрошенные Forbes, отнеслись к идеям ИРИ относительно регулирования видеоигр на уровне БРИКС с некоторым скепсисом, хотя увидели в них позитивные эффекты.
Как считает управляющий партнер инвестфонда Indie Go Start, одним из основателей которого выступает «Ростелеком», Владимир Вареник, в предложении ИРИ просматривается идея создания единого маркетплейса по распространению игр в БРИКС. Такой проект, по его словам, будет вынужден конкурировать на мировом рынке с платформой Steam от Valve. Успешных примеров такой конкуренции, по словам эксперта, нет. Не получилось даже у магазина игр Epic Games Store, несмотря на то, что разработчик игр Epic Games «вкладывал очень большие деньги в продвижение собственного магазина, представляя топовые бесплатные игры раз в месяц, если не чаще», констатирует Владимир Вареник. Другой пример — магазин GOG, входящий в польскую группу CD Projekt, — смог занять лишь до 5% рынка, оценивает Владимир Вареник.
«То есть Steam — это монополист, и бороться в рамках стран БРИКС с монополистом, кажется, не самая разумная трата денег в текущей ситуации, — полагает Владимир Вареник. — Впрочем, если будет предусмотрена система компенсации взаимных маркетинговых услуг (скажем, студия-разработчик включается в условный союз игроделов БРИКС, и у нее появляются бонусы для того, чтобы получать на свои игры трафик внутри стран БРИКС по льготным условиям), то это было бы здорово».
Идея ИРИ о единых правилах распространения контента в БРИКС, скорее всего, подразумевает создание централизованного паблишинга, считает Вареник: «Обычно такие инициативы приводят к ограничениям по методам распространения контента для игровых компаний. Хотелось бы этого по максимуму, по возможности, избежать».
«Создание единой системы маркировки и правил распространения контента в видеоиграх для стран БРИКС, несомненно, будет полезно для российской видеоигровой индустрии. Такая система поможет упростить процесс выхода российских игр на международные рынки, — сообщила Forbes представитель Astrum Entertainment. — Не секрет, что, например, в Китае существует сложный процесс получения разрешений для выхода игровых продуктов на локальный рынок. И если все эти процессы будут упрощены и унифицированы, это поможет и крупным игрокам рынка, и небольшим разработчикам масштабировать свои проекты. Однако очевидно, что создание такой системы — сложный и долгий процесс, и вряд ли это будет реализовано в ближайшие годы, так как требует переработки местного законодательства всех стран — участников БРИКС».
По словам Владимира Вареника, единственная компания в мире, обладающая наиболее крупной метавселенной, — это Meta (признана в России экстремистской и запрещена), ее метавселенная Horizon Worlds позволяет взаимодействовать тысячам человек за счет большого числа VR-очков. Подобных проектов в России нет. «[В России] я не видел полноценных метавселенных, — говорит эксперт. — Чаще всего это название используют для маркетинга, обозначения виртуального пространства, для проведения совещания общественных мероприятий человек на 50». На текущем этапе развития метавселенных в России регулирование было бы избыточно, полагает эксперт.
Как отмечают эксперты ИРИ, несмотря на заявления о провале метавселенных, «подходы к снаряду» в этой сфере продолжаются. В частности, в мае 2024 года компания МТС объявила о запуске своей метавселенной МТС Verse. Однако в ноябре 2024 года МТС объявила о сокращении расходов, а также об отказе от развития и продаже ряда проектов. Как выяснил Fоrbes, в ходе реорганизации МТС не будет закрывать метавселенную МТС Verse. Этот проект «останется в измененном виде», сообщил Forbes основатель АФК «Система» (АФК — владелец крупного пакета МТС) миллиардер Владимир Евтушенков после участия в public talk Forbes Club 5 марта. Отвечая на вопрос, будет ли метавселенная МТС поддерживать одновременное взаимодействие свыше 50 человек, Владимир Евтушенков добавил: «Я думаю, что больше».
В МТС не раскрыли число пользователей МТС Verse и не стали комментировать предложения экспертов ИРИ по регулированию метавселенных и видеоигр. Так же поступил и представитель VK, управляющей сервисом видеоигр VK Play. Идею ИРИ о регулировании метавселенных по модели регулирования видеоигр оставил без комментариев и представитель Минцифры.