К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов IT-рынка: за 2024 год, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), он увеличился на 41%, почти до 9 трлн рублей. В то же время, по некоторым оценкам, доля поддельной продукции по отдельным категориям на маркетплейсах превышает 40%. Однако власти не поддержали предложения бизнеса о внедрении механизмов защиты правообладателей на маркетплейсах в рамках законопроекта о платформенной экономике. Устойчивый рост числа споров на почве продажи контрафакта говорит о том, что существующего регулирования недостаточно, убежден управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев

Невероятно, но контрафакт

В числе индустрий, которые чаще всего сталкиваются с контрафактом на маркетплейсах, — анимационная отрасль, книгоиздатели, производители электроники, детских товаров, косметики и многие другие. Сейчас есть механизмы защиты правообладателей (Гражданский кодекс), позволяющие им предъявлять претензии и иски к лицам, распространяющим контрафакт, а также устанавливающие исключительную подсудность в Мосгорсуде по делам о защите исключительных авторских и смежных прав. Но для обращения в суд с требованием остановки продаж (обеспечительные меры) необходимо предъявить претензию. Срок ответа на нее составляет 30 дней (статья 1252 Гражданского кодекса). Общий же срок рассмотрения искового заявления в суде о блокировке карточки контрафактного товара может занимать до полугода и больше.

За это время такие лица успевают продать несколько сотен, а то и тысяч партий контрафакта. Даже при достижении успеха есть и другие ухищрения, например, закрыть старую карточку и создавать новые для продажи спорного товара. В таком случае правообладателю могут отказать в удовлетворении исковых требований. Очевидно, что в силу технологических особенностей платформ контрафактные товары на них реализуются слишком быстро.

Сами же площадки почти ни за что не отвечают, то есть способы защиты ограничены: покупатель вправе лишь вернуть некачественный товар при условии положительного рассмотрения платформой его заявления. Правообладателю недоступен даже этот механизм защиты, поскольку маркетплейсы в большинстве случаев освобождаются от ответственности как информационные посредники (статья 1253.1 Гражданского кодекса). Суды в подавляющем большинстве случаев применяют данную норму. Все это приводит к тому, что в итоге платформы не отвечают за продажу контрафактных товаров.

 

«Комната» для разрешения споров

Решить проблему может создание «личного кабинета» правообладателя, с помощью которого уполномоченные компании могут подтверждать оригинальность продаваемого товара и законность продажи. Фактически похожее техническое решение уже реализовано Ozon. Основным отличием предлагаемых поправок к законопроекту «О платформенной экономике» является возможность загрузки и хранения в «Личном кабинете» правоустанавливающих документов и историй бренда, которые можно оперативно приобщить к жалобам и в короткие сроки блокировать продажи (ускорить реагирование). Схожий механизм ранее успешно применялся в рамках работы таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).

В такой системе на маркетплейсе необходимо реализовать единообразный функционал внесудебного реагирования на жалобы правообладателей на отдельных продавцов и карточки товаров, сжатые сроки их рассмотрения платформами, а также процедуру, которая работает по аналогии с успешно применяемой блокировкой пиратского контента. Необходимо дать правообладателю возможность проводить цифровой мониторинг контрафакта и его блокировку.

 

Реализация предложенного механизма не потребует значительных затрат от маркетплейсов. Из отчета по рынку IT-аутстаффинга SkillStaff и BCGroup следует, что общая стоимость разработки и внедрения системы защиты интеллектуальных прав на маркетплейсах составит всего 7,2 млн рублей. Ежегодные операционные расходы оцениваются в 3 млн рублей. Совокупно для отрасли, оборот которой составляет около 8 трлн рублей, это меньше тысячной доли процента. В перспективе маркетплейсы и вовсе смогут с помощью проекта снижать операционные затраты на обработку жалоб, а также минимизировать судебные и другие издержки.

С таким механизмом правообладатели получат унифицированный подход к порядку и срокам реагирования платформ на жалобы. Благодаря этому на маркетплейсах сократится количество недобросовестных продавцов ввиду повышения издержек при продаже контрафакта и уменьшится количество такой продукции. Следовательно, снизится и число судебных споров между площадками и правообладателями, а потребители получат бóльшую уверенность в качестве и оригинальности приобретаемой продукции.

Отсутствие эффективных механизмов защиты брендов на маркетплейсах сейчас создает риски не только для отдельных компаний, но и для всей цифровой экономики страны. Потери бизнеса от контрафакта уже исчисляются миллиардами рублей, а главное — подрывается доверие потребителей к онлайн-торговле в целом. Промедление с принятием поправок к законопроекту о платформенной экономике может привести к дальнейшему росту контрафакта и патовой ситуации для правообладателей.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

01.04.2025