К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Телефон недоверия: что бизнес думает о законопроекте против мошенничества

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Правительство на заседании в четверг, 13 февраля, одобрило законопроект по противодействию телефонному и интернет-мошенничеству, который вскоре будет внесен в Госдуму. Среди трех десятков мер, которые предлагаются в документе, такие как запрет на использование зарубежных мессенджеров для сотрудников госорганов, банков и операторов связи, маркировка звонков от организаций и вызовов с международных номеров, возможность запрета последних гражданами, а также внедрение государственной информационной системы (ГИС) «Антифрод», где чиновники и правоохранительные органы будут в онлайне обмениваться информацией с бизнесом. Forbes спросил участников рынка, что они думают о предлагаемых мерах

Инициативная группа

Законопроект, который правительство одобрило на заседании 13 февраля и намерено вскоре внести в Госдуму, объединяет около 30 мер, направленных на защиту граждан от мошеннических действий. «Суть всех мошеннических схем сводится к одному — завоеванию доверия человека. Для этого злоумышленники используют различные уловки и манипуляции, — заявил вице-премьер Дмитрий Григоренко. — Наши меры направлены на то, чтобы помочь людям избежать таких уловок. [Инструменты для самозащиты в интернете] просты, но эффективны, многие доступны через портал «Госуслуги».

Среди ключевых мер законопроекта — запрет на использование зарубежных мессенджеров для сотрудников госорганов, банков, операторов связи и цифровых платформ при общении с клиентами. Это позволит минимизировать риски утечки информации и повысить уровень доверия к официальным каналам связи, считают авторы законопроекта.

Документ вводит и обязательную маркировку звонков от организаций и вызовов с международных номеров. На экране телефона человека будет отображаться информация о том, кто именно звонит — банк, сотовый оператор и т. п. Если такой маркировки не будет, это потенциальный мошенник. Граждане также смогут самостоятельно устанавливать запрет на международные звонки, блокировать телефонные спам-обзвоны и смс-рассылки.

 

Также законопроект вводит возможность идентификации пользователей по биометрии при выполнении финансовых операций, например при оформлении микрозаймов или получении выписок из бюро кредитных историй. Биометрию также можно будет использовать в качестве дополнительной защиты личных кабинетов на маркетплейсах и других платформах.

Кроме того, для повышения безопасности пользователей портала госуслуг планируется ввести обязательные интервалы между сообщениями при смене пароля. После запроса на изменение пароля пользователь будет получать предупреждение о возможных мошеннических действиях, а затем, через 10-15 минут, сам код подтверждения.

 

В числе основных инициатив — создание платформы противодействия кибермошенничеству. Информсистема обеспечит онлайн-взаимодействие госорганов, банков, микрофинансовых организаций, операторов связи, цифровых платформ для предупреждения киберпреступлений.

Почти 80% россиян ежемесячно пользуются мессенджером WhatsApp, Telegram охватывает 72% населения (в день 67% и 51%  соответственно) — такие данные приводила в ноябре 2024 года руководитель департамента по работе с клиентами Mediascope Ирина Суанова на стратегической сессии Национального рекламного форума. Также популярен в России был и Viber — в месяц он охватывал 26% населения, в среднем в день его использовали 14%. Однако в декабре 2024 года доступ к нему был ограничен из-за «нарушения требований российского законодательства к организаторам распространения информации», сообщил тогда Роскомнадзор.

Мошенники в III квартале 2024 года похитили у клиентов банков 9,3 млрд рублей, что почти вдвое больше показателя за II квартал (4,3 млрд рублей) и в 2,2 раза превышает средний показатель за предшествующие четыре квартала, следует из данных ЦБ. Для сравнения: кибермошенники украли 15,8 млрд рублей у россиян в 2023 году, подсчитывали в ЦБ в феврале 2024 года.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Нет приема против человеческого фактора

Опрошенные Forbes эксперты и участники рынка убеждены: хотя законопроект и содержит немало нужных инициатив, всех проблем он, будучи принятым, не решит, а где-то даже создаст и новые. Так, по мнению советника практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Кристины Мкртчян, бизнесу придется серьезно перестроить свои процессы: банкам и госорганам — отказаться от зарубежных мессенджеров, операторам связи — внедрить новые системы маркировки звонков, а цифровым платформам — добавить биометрическую идентификацию. «Эти изменения приведут к росту затрат на обеспечение безопасности и, как следствие, возможному повышению стоимости услуг, но в долгосрочной перспективе должны значительно снизить уровень мошенничества в цифровой среде и повысить доверие к официальным каналам связи», — заключила Мкртчян.

Вместе с тем, поясняет представитель MCN Telecom, речь идет не о запрете иностранных мессенджеров, а об ограничении коммуникации оператора связи и его представителей с клиентами и партнерами через WhatsApp. «В свою очередь клиенты оператора связи, то есть малый, средний и крупный бизнес, могут использовать WhatsApp как канал в чат-боте, например, для своих бизнес-коммуникаций с клиентами», — полагает он.

Полностью победить мошенничество невозможно без изменения привычки пользователей доверять слепо звонкам и сообщениям с незнакомых номеров и без контроля за мессенджерами, рассуждает гендиректор сервиса коммуникаций «Скорозвон» (группа Naumen) Дмитрий Лукьянов: «Регулирование этой сферы — следующий шаг, который позволит закрыть лазейки для мошенников». Что касается использования иностранных мессенджеров, фактически и сейчас госорганы и банки очень редко их используют для общения с клиентами, указывает руководитель группы антифрод-решений Innostage Лев Афанасьев. «Другое дело, что зачастую с помощью мессенджеров происходит «маскировка» звонков и сообщений под официальные каналы связи организаций. При этом непонятно, будет ли ситуация лучше, если мессенджеры будут не иностранными», — размышляет он.

С технической точки зрения меры «проработаны хорошо», но не учитывают одну из основных причин успешности деятельности телефонных мошенников — человеческий фактор, обращает внимание руководитель отдела технологической экспертизы ГК Softline Денис Чигин. Жертвами телефонных мошенников зачастую становятся люди пожилого возраста, у которых критическое мышление может работать не так хорошо, поэтому обман злоумышленника они гораздо проще принимают за чистую монету, замечает он: «Не уверен, что пенсионер будет обращать внимание на маркировку номера при входящем звонке, а доберется до «галочки», которая позволит блокировать звонки с международных номеров и т. д., самостоятельно, без помощи кого-то извне».

Наиболее значимыми мерами директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров называет ГИС «Антифрод» и биометрическую идентификацию, так как они создают «системный барьер для мошенников». Он, впрочем, добавляет, что их успех полностью зависит от слаженной работы всех участников системы и повышения цифровой грамотности граждан. Бедеров отмечает также, что технические меры никак не решат проблему социальной инженерии, где ключевую роль играет «манипуляция доверием и введение жертвы в состояние измененного сознания».

 

«Парадоксально, но самыми важными и действенными станут самые простые с технической точки зрения решения — самозапреты, — полагает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. — Более того, корректным было бы изначально ввести ограничения на рискованные операции для всех людей, а желающие уже могли бы целенаправленно и осознанно снизить уровень своей безопасности в угоду удобству». Если запреты нужно будет устанавливать самостоятельно, ими почти никто не станет пользоваться, только небольшая доля людей, которые сами по себе достаточно осмотрительны и в меньшей степени нуждаются в ограничениях, считает он, добавляя, что большинство не станет вообще никаких дополнительных действий производить и по-прежнему будет беззащитно перед мошенническими схемами.

Торговая оценка

В законопроекте также осталось и такое положение, как обязательная регистрация владельцами маркетплейсов и классифайдов желающих разместить объявления на этих сервисах с помощью портала «Госуслуги». И это то нововведение, против которого наиболее активно выступают участники рынка e-commerce. Они считают, что это вызовет существенный отток пользователей, которые захотят использовать другие информационные ресурсы, где нет таких жестких требований. «Будут активнее использоваться [для купли-продажи] мессенджеры, в том числе иностранные, где риски мошенничества и утечек персональных данных из-з отсутствия встроенных механик борьбы с антифродом гораздо выше, чем на отечественных цифровых платформах», — уверен источник Forbes в одной из крупных компаний на рынке интернет-торговли.

Требование об обязательной аутентификации продавцов через «Госуслуги» накладывает существенные ограничения на работу иностранных селлеров маркетплейса, полагают в Wildberries & Russ. «Регистрация на портале для иностранных граждан сопряжена с рядом сложностей, среди них — необходимость физического присутствия в России, частые блокировки доступа к сайту из-за рубежа, сложный процесс подтверждения личности, — продолжают в компании. — Введение этой нормы фактически ставит под угрозу развитие маркетплейса в странах присутствия, лишая миллионы покупателей доступа к международным товарам, а тысячи предпринимателей — возможности работать на российском рынке. Компания уже реализует собственные эффективные механизмы идентификации продавцов, соответствующие высоким стандартам безопасности».

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов обращает также внимание, что реализация инициативы может «критично сказаться на всем ретейле», поскольку в мессенджерах происходит большая часть коммуникаций с клиентами. «Так, Telegram используется для работы с клиентскими обращениями, оформлениями и возвратом заказа, оперативных ответов по любым вопросам потребителей», — добавляет он. Бизнес, по его словам, в свое время интегрировал многие свои процессы в эти каналы коммуникации, потому что «клиентам это удобно». Вместо жестких ограничений и запретов необходимо продолжать последовательно выстраивать регулируемую политику в этой сфере, считает Соколов.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости