Объединение гигантов: что означает альянс OpenAI, SoftBank и Oracle для рынка ИИ

Скейлинг как драйвер революции
Последние 10 лет мы наблюдаем резкий рост вычислительных мощностей, что стало фундаментом для развития глубокого обучения (deep learning). В первую очередь благодаря эффективному увеличению числа операций в секунду мы увидели появление больших языковых моделей (LLM) вроде ChatGPT. Этот масштаб достигается с помощью появления более эффективных ускорителей вычислений и увеличения размеров дата-центров.
Эти факторы друг друга дополняют: чем больше мы можем задействовать вычислений, тем большую модель мы можем обучить, что, в свою очередь, подталкивает к новому витку технологических прорывов. Именно так OpenAI несколько лет планомерно увеличивали размеры своих моделей, веря в возможность возникновения у них новых способностей. Оказалось, что рост качества порой идет скачкообразно, когда при определенном пороге числа параметров модель внезапно обретает новые навыки.
Новый фокус — масштабирование не только на этапе обучения
Одна из любопытных тенденций последнего года — скейлинг (динамическая настройка ресурсов для соответствия изменяющимся рабочим нагрузкам, обеспечение оптимальной производительности и эффективности) не только при обучении моделей, но и при генерации их ответов. Это значит, что мы даем модели подумать подольше. Увеличение вычислительных ресурсов на этапе генерации позволяет моделям решать более сложные задачи, разбивая их на несколько этапов и используя дополнительные механизмы поиска правильного ответа.
Такой подход в сочетании с кратным увеличением мощностей графических процессов дает индустрии возможность вплотную приблизиться к тому, чтобы автоматизировать или сильно оптимизировать труд человека в различных отраслях — от фармацевтики и логистики до финансов и промышленного дизайна.
Для продолжения этого прогресса необходимо дальнейшее масштабирование вычислительных ресурсов и, как следствие, еще более масштабные инвестиции в инфраструктуру ИИ, что мы и видим на примере Stargate.
Влияние Stargate на индустрию ИИ и экономику
Правительство Трампа рассчитывает, что США совершат рывок и закрепят глобальное лидерство в ИИ, инвестируя в Stargate внушительные средства. Причины понятны:
- повышенные ставки: страна, которая первой добьется создания полноценного сильного искусственного интеллекта (AGI) или даже существенно приблизится к нему, получит колоссальное экономическое и технологическое преимущество.
- экспоненциальный рост: первая компания, обладающая настолько продвинутыми ИИ-системами, сможет ускорять собственное развитие и открывать новые рынки быстрее, чем конкуренты успеют адаптироваться.
- приток талантов со всего мира: гигантские инвестиции в ИИ станут магнитом для специалистов со всего мира. Любой исследователь или разработчик увидит в Stargate возможность решать самые амбициозные задачи, имея доступ к практически безграничным ресурсам.
Опасность этой стратегии кроется в том, что инвестиции такого масштаба могут резко усилить монополизацию сектора искусственного интеллекта. Остальным игрокам рынка грозит отставание на несколько порядков по ключевым ресурсам — и это путь к непреодолимому разрыву, когда догнать лидера уже невозможно.
AGI — не самоцель
Несмотря на впечатляющий прогресс в области ИИ, переход к AGI — системе, способной решать широкий спектр задач, сопоставимый с человеческими способностями, — все еще остается неопределенным. Пока не существует четкого понимания, как именно создать сильный искусственный интеллект. Даже самые продвинутые модели остаются узкоспециализированными инструментами, зависимыми от конкретных данных и контекста. AGI требует не только большего числа параметров, но и новых архитектур, подходов к обучению и, возможно, прорывных открытий в области.
Даже если США не создадут AGI, наличие у них самой мощной инфраструктуры для развития ИИ обеспечит стране значительное влияние на мировую экономику. Разработки новых лекарств, методов диагностики, персональных ассистентов и автономных транспортных систем будут трансформировать целые отрасли, вынуждая остальных под это подстраиваться. На фоне таких огромных инвестиций другие государства рискуют оказаться в роли догоняющих. Страны, стремящиеся сохранить конкурентоспособность в сфере ИИ, должны увеличивать собственные инвестиции и активно искать возможности для сотрудничества в международных альянсах, чтобы не отставать в этой отрасли.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора