Россия заняла третье место в рейтинге готовности стран к автономному транспорту
Рейтинг, с которым ознакомился Forbes, включает в себя 16 стран: это члены БРИКС, СНГ и торговые партнеры — Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ. Выбор обусловлен растущим объемом сотрудничества между Россией, СНГ и БРИКС, а также экономическим взаимодействием и торговлей стран БРИКС между собой и со странами Центральной Азии, пояснили Forbes в Kept: «Было интересно оценить, как появление передовых технологий в одних странах влияет на готовность партнеров создать условия для использования этих технологий у себя».
В число критериев оценки входило множество параметров, например, наличие национальной программы (концепции) развития, законодательства, регулирующего разработку и использование автономного транспорта (АТ), доходы населения, размер рынка легкового транспорта, госфинансирование, наличие зон тестирования или разрешения на доступ к дорогам и т.д. Общий показатель России составил 58,2 балла, это третья позиция в рейтинге после Китая (62,7) и ОАЭ (58,5).
Макросреда обитания
Оценивая макросреду (правовое регулирование, развитие инфраструктуры и технологий, доходы населения), Kept ставит Россию на 3-е место, которое она делит вместе с ОАЭ. Впереди Китай, где не только реализуется программа развития АТ, который уже несколько лет тестируется, но и один из самых высоких в мире уровней готовности цифровой инфраструктуры, и Саудовская Аравия, где реализуется стратегическая программа Vision2030. В СНГ развитие национальных политик в области беспилотного автотранспорта вовсе пока на начальной стадии, а некоторые страны делают первые шаги в направлении развития АТ. Как, впрочем, и в Индии и Турции.
Что до России, то страна относится к числу лидеров по готовности макросреды к внедрению АТ, указывают в Kept. Правовая среда направлена на регулирование тестирования АТ в специально созданных зонах, а также выделение тестовых полос на дорогах общего пользования. Кроме того, правительство разрабатывает закон, который введет правила использования АТ в случае его постепенного внедрения. «Лидирующие позиции России подкреплены высоким уровнем развития информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) и дорожной инфраструктуры, которая позволяет использовать АТ на основных транспортных коридорах и в мегаполисах. При этом оценка достаточности доходов населения позволяет рассчитывать на то, что АТ будет востребован по мере появления конкурентоспособного предложения», — считают аналитики.
Кроме того, транспортная стратегия России на период до 2030 года включает такие направления, как развитие инфраструктуры для грузового беспилотного транспорта (цифровое оборудование на трассе М11 «Нева»), цифровая трансформация всех видов транспорта (внедрение интегрированных транспортных сервисов, электронных площадок заказа грузовых, логистических услуг и услуг электронной коммерции), увеличение инвестиций в автодорожную отрасль в период 2025–2030 годов, а также в городской транспорт до 2035 года.
С точки зрения правового регулирования особенностью развития беспилотного транспорта в России является тестирование технологий и решений в рамках экспериментальных правовых режимов, обращают внимание эксперты: «Этот подход позволяет начать массовую эксплуатацию беспилотников, не дожидаясь разработки и принятия большого числа нормативных актов, одновременно прорабатывая различные бизнес-модели».
Следующий показатель — оценка готовности технологий и общества. Для этого был использован индекс сетевой готовности (NetworkReadinessIndex, NRI) — его рассчитывает независимый НИИ Portulans Institute совместно со Всемирным альянсом информтехнологий и услуг. Индекс рассчитывается на основании оценки 62 показателей, распределенных по четырем группам: технологии, госуправление, люди, влияние. Значение этого индекса — среднее значение оценок по группам — для России составляет 57, это снова 3-я позиция, мы уступаем лишь Китаю и ОАЭ (67 и 62 соответственно).
Результаты сравнения среднедушевого остаточного дохода с ежемесячным лизинговым платежом за АТ свидетельствуют о том, что в абсолютном большинстве стран беспилотный транспорт пока недоступен для приобретения среднестатистическим покупателем. Это связано прежде всего с высокой стоимостью технологии и ее ориентацией на узкий премиальный сегмент потребителей на текущем этапе развития, объясняют в Kept.
Индустриальный уровень
В Kept также оценили развитие отраслевой среды в разных странах, чтобы сформировать представление о готовности производственной базы к массовому выпуску АТ. В свою очередь, массовым производство может стать тогда, когда уровень развития технологий автономного передвижения позволит сделать АТ конкурентоспособным по сравнению с традиционными автомобилями, говорится в исследовании. Сюда входят и условия для производителей, и потенциал рынка, и взаимоотношения в отрасли. По критериям развития отраслевой среды Россия, согласно оценкам Kept, уступает только Китаю, опережая, к примеру, и ОАЭ, и Индию, и Бразилию.
В КНР крупнейшая в мире автомобильная отрасль с действующим производством АТ и рынком легковых машин, превышающим $800 млрд, со стабильным ростом в продажах. В России же поддержка технологических достижений «перекрывает структурные трудности», пишут аналитики Kept: объем рынка легкового автотранспорта России составил в 2023 году $101 млрд, государство активно субсидирует испытания высокоавтоматизированных транспортных средств в размере до 500 000 рублей на проект, а также инициировало проект по запуску беспилотных грузоперевозок «Беспилотные логистические коридоры», на реализацию которого потребуется около 5,2 млрд рублей.
Опытным производством беспилотных автомобилей и автобусов в стране занимаются восемь компаний. Наиболее технологически продвинутые уже получили доступ на определенные дороги общего пользования. Поддерживающие отрасли внутри страны обеспечивают беспилотные автомобили электропроводами и разрабатывают собственные лидары, зарядная инфраструктура также находится на достаточно высоком уровне.
«В то же время полноценному развитию отрасли препятствует нехватка некоторых комплектующих и дефицит квалифицированных специалистов. Достаточно устаревший автопарк со средним возрастом легкового автомобиля 15 лет также свидетельствует о медленных темпах обновления парка, что препятствует внедрению новых технологий в массовое использование», — обращают внимание в Kept.
Изучая уровень развития технологий для АТ, аналитики учитывали, насколько далеко продвинулась страна в трансформации теоретических наработок в осязаемые продукты. Производство в стране критически важных комплектующих (сенсоры, процессоры, системы управления и др.) свидетельствует о доступности инфраструктуры, квалифицированной рабочей силе и поддержке инноваций государством и частным сектором, следует из отчета.
На текущей стадии развития производства АТ снова вне конкуренции Китай, имеющий 57 предприятий в этой сфере. Здесь наиболее высокий уровень развития технологий для АТ среди изучаемых стран: работает серийное производство автомобилей с высоким уровнем автоматизации, ведется тестовая коммерческая эксплуатация в условиях реальной дорожной сети, указывают в Kept. В Индии с учетом стартапов 37 компаний, но там, согласно данным Kept, дошли только до стадии прототипа.
Следом идет Россия с восемью участниками этого рынка, которые разрабатывают ПО, создают программно-аппаратные комплексы и, в отличие от той же Индии, тестируют АТ на дорогах в специальных зонах. В числе лидеров «Яндекс SDG», «Автотех» (Navio), «Сбер» и Сognitive Technologies, КАМАЗ. Разработками в этой отрасли занимаются также НПО «Старлайн», альянс «Техническое зрение», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Группа ГАЗ совместно с Нижегородским техническим университетом.
Ставить тесты
Предполагается, что автономное управление позволит исключить человеческий фактор, который является причиной аварий в подавляющем большинстве ДТП. Однако для достижения такого результата необходимо убедиться в высоком уровне безопасности АТ, следует из отчета. Согласно одному из исследований, оптимальной тестовой дистанцией является расстояние в 18 млрд км. При достижении этого значения оценка безопасности АТ будет статистически значимой в сравнении с оценкой безопасности обычных автомобилей.
Россия находится в числе лидеров по тестированию автономного транспорта среди рассматриваемых стран, говорится в исследовании. Общий пробег автомобилей «Яндекс SDG», КАМАЗа и «Автотеха» (Navio) можно оценить примерно в 40 млн км. В России тестируют использование технологий АТ на легковых и грузовых автомобилях, а также на общественном транспорте.
В 2018 году был установлен специальный правовой режим для экспериментальной эксплуатации беспилотных автомобилей в Москве и Татарстане. На текущий момент экспериментальный правовой режим (ЭПР) по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей запущен в 38 регионах, в том числе в технопарке «Калибр» в Москве, «Яндекс SDG» также тестирует роботакси для ежедневных поездок в жилых районах Москвы и Иннополиса в Татарстане. Грузовики проходят тесты на трассах М-4, М-7 и М-11 в разных климатических зонах: в Краснодарском крае, Крыму, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Результаты тестирования АТ в ЭПР будут использованы для дальнейшего общего регулирования отрасли автономного транспорта в России.
Несколько лет до массовости
По мнению директора по развитию бизнеса Navio Ксении Кониковой, самый реалистичный сценарий на ближайшие годы — это полноценный запуск автономных автомобилей для перевозки пассажиров и грузов на установленных маршрутах, где уже готова для этого инфраструктура. Для внедрения АТ дороги тоже должны становиться умными, говорит она: соответствовать определенным стандартам и оснащаться дополнительным оборудованием (камеры, датчики и другие системы), чтобы транспортное средство непрерывно обменивалось информацией с окружающей инфраструктурой. «Работа по этому направлению также активно ведется, в том числе в России, появляются цифровые двойники дорог и есть дорожная карта по их масштабированию», — обращает внимание Коникова.
Массовое внедрение беспилотных автомобилей на дороги общего пользования произойдет в ближайшие несколько лет, делится оптимистичным прогнозом технический директор направления автономного транспорта в «Яндексе» Арслан Урташев. «Ключевыми факторами являются повышение безопасности на дорогах, острая нехватка водителей, значительная коммерческая выгода для всех участников рынка, как для разработчиков автономных технологий, так и для их клиентов, оказывающих конечную услугу перевозки пассажиров или грузов, — рассуждает он. — Что касается общественного транспорта, то кое-где он уже внедрен. Например, есть страны, в которых метро ездит без водителя. Однако массовый переход всех видов общественного транспорта на автономные технологии случится позже, чем в коммерческом транспорте».
В первую очередь фактором активизации перехода на АТ является дефицит водителей во всех отраслях — грузоперевозки, пассажирские перевозки, такси, размышляет Коникова: «Технология автономного вождения не заменит человека в моменте и не претендует на то, чтобы полностью исключить профессию водителя. Но она уже сегодня необходима, чтобы сделать жизнь людей комфортнее, отвечать растущим потребностям на перевозки со стороны крупных городов и компаний из ретейла, e-commerce и FMCG».