СМИ назвали размер нового сбора за рекламу в интернете
Размер нового сбора, который будет взиматься с распространителей рекламы в интернете, составит 3% от их соответствующего дохода, следует из подготовленных ко второму чтению поправок в закон «О рекламе», сообщил «Коммерсантъ». Ранее о том, что власти введут обязательные отчисления за распространение интернет-рекламы, писал Forbes. Игроки рынка предупредили, что инициатива приведет к росту цен на рекламные интеграции и попыткам оптимизировать расходы
Поправки в закон «О рекламе», предусматривающие введение нового сбора за распространение интернет-рекламы, подготовлены ко второму чтению, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на документ. Источник, знакомый с разработкой законопроекта, и два собеседника на рекламном рынке подтвердили изданию его подлинность. Документ находится на обсуждении у профильного вице-премьера Дмитрия Григоренко, уточнил один из них.
РБК 16 ноября со ссылкой на одну из версий проекта поправок в закон «О рекламе» также писал, что она предполагает введение 3-процентного сбора за распространение интернет-рекламы. Подлинность документа подтвердили РБК два собеседника на IT-рынке. Один из них оговорился, что видел несколько версий поправок, но финальная версия с рынком не обсуждалась.
Еще ранее, 13 ноября, о том, что новый проект обсуждается в отрасли и проходит межведомственное согласование, сообщили источники Forbes. Один из них уточнил, что Григоренко поручил проработать инициативу по сбору за интернет-рекламу 25 октября. Источник Forbes в крупной компании на рынке интернет-рекламы уточнял, что размер нового сбора будет в «диапазоне от 3% до 5%».
Из поправок ко второму чтению, на которые ссылается «Коммерсантъ», следует, что размер сбора в итоге составит 3% ежеквартальных доходов. Он будет взиматься с распространителей рекламы в интернете, в том числе операторов рекламных систем («Яндекса», VK) и рекламных агентов (оказывают услуги по распространению рекламы за счет рекламодателя, по его поручению и в его интересах). От выплаты сбора будут освобождены федеральные телевизионные и радиоканалы, попавшие в первый и второй мультиплексы, в том числе Первый канал, «Россия 1», НТВ, «Матч ТВ», СТС, ТНТ, «Спас».
Планируется, что основные изменения вступят в силу с 1 января 2025 года, и несколько пунктов — с 1 марта и с 1 апреля.
По мнению советника юрфирмы Orchards Анастасии Сивицкой, новые отчисления в случае утверждения будут платить все владельцы интернет-сайтов, размещающие на них рекламу и получающие от нее доход. Текст поправок сформулирован так, что любой распространитель рекламы в интернете вплоть до СМИ и Telegram-блогеров будет вынужден платить 3% с доходов от рекламы, отметил партнер юрфирмы Comply Максим Али.
Текущие формулировки означают, что за один показ конкретной рекламы «и рекламная площадка, и агент заплатят по 3% от полученных ими денежных средств», уточнил глава налоговой практики юрфирмы ЭБР Игорь Грибков. Новый сбор «приведет к повышению цен на интернет-рекламу, так как издержки придется закладывать в прайс-лист», подчеркнул директор по закупкам рекламы Centra Степан Геворкян. Если сбор будет взыматься последовательно с каждого участника, то те будут стараться оптимизировать расходы, в том числе за счет привлечения игроков, избавленных от необходимости его платить, отметила сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы Анна Доскач.
Идея ввести новый сбор за распространение интернет-рекламы содержится в проекте бюджета на 2025–2027 годы. В нем говорится, что дополнительные средства, необходимые на реализацию нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», могут быть получены за счет «введения сбора за распространение рекламы и услуг продвижения» в интернете.
Реализация нацпроекта «Экономика данных» намечена на 2025–2030 годы. Предполагалось, что он потребует 1,5 трлн рублей, но когда Григоренко в сентябре 2024 года его презентовал, бюджет вырос до 2,3 трлн рублей. Согласно паспорту проекта (копия есть в распоряжении Forbes), больше половины от этой суммы предстоит найти во внебюджетных источниках.