Персональные страницы помогут продавцам аккумулировать аудиторию вокруг своего бренда и отстраиваться от конкурентов за счет персонализации, рассказали Forbes в «Яндекс Маркете». Например, они могут использовать баннеры, фильтры на витрине, а также продвигать ее с помощью рекламных инструментов «Маркета» и «Яндекс Директа». В будущем маркетплейс планирует значительно расширить этот функционал, в том числе добавив возможность создавать собственные программы лояльности, говорят в компании.
По словам руководителя B2B-направления «Яндекс Маркета» Владимира Перная, теперь покупатели, которые пришли на площадку за конкретным брендом и его ассортиментом, будут искать товары непосредственно на новой витрине и не увидят там предложений от конкурентов.
Витрины магазинов внутри маркетплейсов сооснователь и СЕО комплексной платформы управления e-com JVO Максим Логинов называет «неоднозначной, но перспективной историей». Продвигая собственный товар внутри маркетплейса, селлер рекламирует и своих конкурентов, рассуждает он. Платформа, по его словам, всегда рекомендует пользователю похожие и более дешевые товары других поставщиков: «Ведь главная задача — собрать больше комиссий и монетизировать тот трафик, который дает площадка селлерам. «Маркет» как пока отстающая от Wildberries и Ozon платформа хочет привлечь продавцов возможностью отделиться от конкурентов на экране покупателя своей бесплатной витриной», — замечает Логинов.
Развитие D2C-продаж на маркетплейсах — достаточно популярный тренд в мире, в частности в США, указывает руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» Strategy Partners, эксперт по оценке бизнеса и разработке стратегий для маркетплейсов Александр Хвостов. «С одной стороны, потребители идут на маркетплейсы за широким выбором и возможностью сравнить цены, а с другой — их привлекает возможность забрать товар через день-два из ПВЗ в шаговой доступности. В этом отношении крупные продавцы, продающие напрямую, получают на маркетплейсах дополнительный существенный трафик, — рассуждает он. — И создание витрины дает им возможность отстроиться от конкурентов».
С одной стороны, онлайн-витрина заменяет интернет-магазин и малый бизнес может не тратить ресурсы на разработку и продвижение собственного сайта. В то же время, чтобы сделать витрину, селлеру понадобится потратить ресурсы на создание бренда, а именно расходов на маркетинг хотят избежать многие торговые ИП, размышляет Логинов: «Затмить крупные бренды шикарным оформлением своих витрин малый бизнес все равно не сможет. Зато он может обогнать гигантов отраслей в работе с карточками товаров и рейтингах внутри маркетплейсов, занимая топ поиска».
Отдельные лояльные к производителям и брендам потребители, по мнению Александра Хвостова, будут действительно покупать продукцию на их витринах, не видя предложения конкурентов — для них выбор маркетплейса для покупки будет определяться исключительно преимуществом удобной доставки. «Но подавляющее большинство потребителей, вероятно, будут использовать витрину продавцов, чтобы просто ознакомиться с ассортиментом товаров и новинками. А покупать будут не на витрине, а на площадке, имея возможность сравнить цены с другими поставщиками», — предостерегает эксперт.
Российские интернет-пользователи проводят все больше времени в маркетплейсах и интернет-магазинах. По данным Mediascope, 80% россиян старше 12 лет в октябре 2024 года хотя бы один раз зашли на ресурсы электронной торговли. При этом средний пользователь проводит на них 25 минут в день — это на 12% больше, чем год назад. Таким образом, доля времени, которую пользователи тратят на e-commerce, достигла 5% от всего времени в онлайне (4% год назад).
За III квартал 2024 года выручка «Яндекса» достигла 276,8 млрд рублей, что на 36% больше, чем за тот же период предыдущего года. Скорректированный показатель EBITDA составил 54,7 млрд рублей. Сегмент электронной коммерции, райдтеха и доставки, куда в том числе входит и «Маркет», вносит наибольший вклад в рост выручки, указала компания в отчетности. Выручка бизнес-сегмента e-com по итогам первой половины 2024 года выросла на 37%, до 146,8 млрд рублей. Количество активных покупателей на «Маркете» за отчетный период составило 18,2 млн пользователей, а активных продавцов — 90 700.