Дорожные «Карты»: почему «Яндекс» чуть не закрыл «Навигатор»
Маршрут перестроен
Различные сценарии развития мобильного приложения «Навигатор», включая его закрытие, обсуждались в «Яндексе» в конце 2021 года, рассказал Forbes источник в компании, знакомый с ситуацией. Тогда «Яндекс» сделал упор на развитие «Карт», где появилась функция навигации. Например, в декабре 2021 года в «Карты» внедрили новую функцию звонков через «Алису» по телефонной книге, которой на тот момент не было в «Навигаторе», отмечал собеседник Forbes.
«Яндекс» действительно рассматривал вариант закрытия «Навигатора» и сосредоточения его автомобильных сценариев в «Картах», подтвердили Forbes в компании. Так сложилась, к примеру, судьба приложения «Транспорт», которое, в частности, показывало расписания и движение автобусов, пробки, сохраняло в избранное маршруты и остановки. В феврале 2020 года «Яндекс» объявил, что «Транспорт» «переезжает» в «Карты».
Сегодня у «Яндекса» есть два геоприложения c автомобильной навигацией — «Карты» и «Навигатор». Они входят в группу геосервисов, которая в свою очередь является частью одного из крупнейших бизнес-направлений компании — «Поиск и портал». Во II квартале 2024 года его выручка выросла на треть — до 103,4 млрд рублей. По собственным данным, аудитория геосервисов составляет 85 млн человек ежемесячно. «Карты» в компании позиционируют как персональное приложение к городу, с помощью которого можно находить места и строить до них маршруты на транспорте или пешком. Там можно узнать актуальное расписание общественного транспорта и посмотреть онлайн, где едет нужный трамвай или автобус, а еще записываться в салоны красоты, бронировать столики и решать другие повседневные задачи. «Навигатор» же — приложение для тех, кто хочет пользоваться только ключевыми автомобильными сценариями (построение маршрутов и ведение по ним, в том числе голосовое).
«При этом с точки зрения функциональности навигатора оба приложения идентичны, — поясняют в пресс-службе «Яндекс Карт». — В 2020 году в «Яндекс Картах» появился полноценный навигатор, доступный по отдельной кнопке прямо на главном экране приложения. С 2020 года мы развивали навигатор в обоих приложениях, однако из-за технологических особенностей приложения работали на разных «движках», так как отличались ненавигационным функционалом».
«После появления «Навигатора» в «Картах» рассматривался сценарий, в котором мы переводим всю аудиторию автомобильной навигации в одно приложение, а именно в «Карты», — рассказал руководитель бизнес-группы поиска и рекламных технологий «Яндекса» Дмитрий Масюк. Тем более что в мобильном приложении «Карт» этот сценарий, по его словам, активно рос и привлекал новых пользователей: так, в 2021 году аудитория автомобильных сценариев в приложении «Карты» удвоилась, а затем каждый год в среднем росла на 30%. «И сейчас это больше 13 млн человек в месяц», — говорит Масюк.
Кроме того, продолжает топ-менеджер, в компании думали, что объединение приложений может упростить разработку: «Поддерживать одно приложение легче». В итоге команда продукта нашла, по мнению Масюка, «элегантное решение»: в конце 2022 года разработали новый движок, и оба приложения стали работать на одном технологическом ядре, все обновления стали появляться одновременно.
Эффект одной платформы
Что делать с «Навигатором», решали еще при прежних топ-менеджерах «Яндекса», курировавших развитие геосервисов — тогда еще руководителе бизнес-направления «Поиск» Андрее Стыскине и главе бизнес-юнита «Геосервисы» Романе Чернине. В 2022 году, вскоре после начала «спецоперации»*, Стыскин и Чернин компанию покинули. Первый в феврале 2023 года переехал в Лос-Анджелес, где занял пост директора по веб-информационным сервисам и структурированным знаниям в Amazon. Второй теперь работает коммерческим директором Nebius Group — так называется нидерландская Yandex N.V., которая в июле закрыла сделку по продаже российского бизнеса «Яндекса». Forbes направил запросы Чернину и Стыскину. В «Яндексе» заверяют, что их уход на решениях о судьбе «Навигатора» никак не отразился и с ними не связан.
Как повлиял переход на единый движок обоих сервисов на их результаты и аудиторию? Навигация в «Картах» — один из драйверов роста, отвечают в «Яндексе». По собственным данным, аудитория приложения «Яндекс Карты» выросла с 2020 года с 18 млн пользователей в месяц до 45 млн на начало октября 2024 года. При этом в месяц приложение «Яндекс Навигатор» открывают 26 млн пользователей.
Кроме того, был расширен рекламный инвентарь: в навигаторе в «Картах» появились форматы геомедийной рекламы для автомобилистов, которые не мешают навигации: например, баннер при нулевой скорости. Кроме того, в «Навигаторе» и «Картах» действуют такие рекламные форматы, как билборд по маршруту (единственный цифровой формат, дублирующий наружную рекламу) и брендированный пин по маршруту (метка с подписью, которая указывает на конкретную локацию на проложенном пути). «Мы смогли больше зарабатывать, так как пользователи стали проезжать в наших приложениях в 1,8 раза (с 2020 года по 2024-й) больше километров. Увеличилась активная аудитория и соответственно число показов рекламных форматов», — говорят в «Яндексе», не раскрывая абсолютные показатели роста.
Оценить стоимость разработки единой технологической платформы эксперты затрудняются, оговариваясь, впрочем, что такие проекты обычно требуют значительных инвестиций в человеческие ресурсы, инфраструктуру и время. «Несмотря на первоначальные затраты, переход на единое ядро может привести к экономии в долгосрочной перспективе за счет уменьшения дублирующейся работы и упрощения процесса обновлений», — указывает директор по продукту в сервисе автоматизации работы с адресными данными и отзывами на онлайн-картах и сайтах-отзовиках «Поинтер» Дмитрий Юпатов.
У «Яндекса» есть похожий опыт по приведению сервисов к одному технологическому знаменателю. Когда в августе 2022 года компания сообщила о покупке у VK сервиса доставки еды и продуктов Delivery Club (DC), она не замедлила заявить, что после закрытия сделки DC и «Яндекс Еда» перейдут на единую технологическую платформу, но бренд DC сохранится, а приложение и сайт будут работать как раньше.
Расчет, похоже, оправдался. Масштабную работу по технической интеграции двух компаний реализовали за три месяца. «Например, мы упростили ресторанам операционную работу — сделали одно приложение вместо двух, чтобы заведениям было проще принимать заказы, редактировать меню и прочее, — рассказывают в компании. — Также мы создали единые технологии назначения заказов и сделали общей базу курьеров — это помогло повысить плотность заказов и увеличило эффективность логистики, курьеры на активных слотах стали получать больше заказов и меньше простаивать». В I квартале 2023 года компании удалось снизить среднее время доставки заказов на 10%, а объем заказов в час, которые выполняли курьеры, вырос в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сила привычки
«Я лично пользуюсь и тем и другим приложением. Если я еду в машине, то это «Навигатор», если надо куда-нибудь пеший маршрут проложить, то удобнее «Картами» пользоваться. Функционал у приложений разный, у них могут быть и разные клиентские аудитории», — говорит генеральный директор и основатель компании CraftTalk Денис Петухов. По его словам, отказ от «Навигатора» в пользу «Карт» грозил бы уменьшением аудитории.
«Навигатор» всегда был ориентирован на автомобилистов, предлагая специализированные функции — голосовую навигацию, информацию о дорожных событиях и прочее, рассуждает Дмитрий Юпатов. «Пользователи ценили его за простоту и фокус на автомобильной навигации. Объединение с «Картами» могло привести к тому, что пользователи почувствовали бы усложнение интерфейса или потерю удобства, — продолжает он. — Это могло бы подтолкнуть их к альтернативам вроде «2ГИС» или Google Maps». Цифры подтверждают необходимость сохранения обоих приложений, считает Юпатов: пользователи ценят разделение приложений по функционалу и выбирают то, что лучше соответствует потребностям. Кроме того, сохранение двух отдельных приложений позволяет «Яндексу» точнее сегментировать рынок, предлагать специализированные решения, проводить более таргетированную монетизацию и маркетинг, полагает эксперт.
По мнению гендиректора АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» (НЦК ИСУ) Кирилла Семиона, с точки зрения пользователя решение сохранить оба приложения оправдано: оно учитывает эффект «привыкания». «Перевод на один движок — тоже совершенно верное решение, это позволяет снизить эксплуатационные расходы», — говорит он. Более того, единый движок «Навигатора» и «Карт» может использоваться для запуска новых приложений, допускает Петухов.
В мировой tech-индустрии были похожие прецеденты, вспоминает Юпатов: например, Google Maps и Waze. «После приобретения навигационного сервиса Waze Google интегрировала некоторые технологии и данные из Waze в Google Maps, но сохранила оба приложения отдельными, учитывая их уникальные особенности и пользовательские базы. Или Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и Messenger, — продолжает эксперт. — Facebook выделил функцию обмена сообщениями в отдельное приложение Messenger, но при этом оба приложения работают на общей технологической базе и тесно интегрированы».
Российская IT-отрасль тоже знает подобные примеры. Так, о переходе на единую технологическую платформу The Platform, объединяющую все сквозные IT-решения экосистемы, в ноябре 2022 года объявила МТС. Более 300 продуктовых команд экосистемы компании получили единый доступ к инфраструктуре, базам данных, интеграциям по всем ключевым продуктам. Потенциальную прибыль от внедрения The Platform в 2023 году в компании оценивали в 10 млрд рублей. Как уточнили Forbes в МТС, уровень миграции сервисов, входящих в экосистему, на The Platform превышает 60%, а совокупный экономический эффект с начала трансформации составил уже более 80 млрд рублей.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.