Разработчик электромобилей «Атом» решил привлечь 20 млрд рублей
Компания «Кама», которая разрабатывает электромобили «Атом», решила привлечь 19,99 млрд рублей инвестиций, пишет «Коммерсантъ». Автопроизводитель намерен увеличить уставный капитал путем размещения дополнительных акций среди действующих акционеров, а также крупных промышленных и энергетических компаний. Мнения экспертов разнятся — одни считают проект привлекательным, другие же отмечают риски недостаточного спроса
Компания «Кама», разработчик отечественных электромобилей «Атом», производство которых должно начаться в 2025 году на заводе «Москвич» (принадлежит правительству Москвы и «КамАЗу»), решила увеличить уставный капитал на 19,99 млрд рублей — с 1,09 млрд до 21,09 млрд рублей, передает «Коммерсантъ».
Издание обратило внимание на решение арбитражного суда Татарстана от 18 октября по иску миноритарного акционера «Камы» Сергея Васина, в котором говорится о планах компании привлечь такую сумму инвестиций путем размещения 547 945 дополнительных обыкновенных акций среди действующих акционеров и ряда крупных промышленных и энергетических компаний. Васин требовал признать недействительным дополнительный выпуск акций «Камы», ссылаясь на нарушение его прав на преимущественный выкуп, однако суд в удовлетворении иска отказал. Согласно решению суда, «Кама» в рамках спора отметила, что признание выпуска недействительным приведет к аннулированию уже совершенных сделок купли-продажи акций.
Из текста документа следует, что «Кама» планирует разместить свои акции среди крупных компаний, включая «КамАЗ», «Ротек», входящие в «Росатом» «Рэнера» и ТВЭЛ, «Ренова», «Татнефть», РФПИ, Газпромбанк, «Газпром-Медиа Холдинг», «Хит Моторз Рус» и структуры холдинга ТЭМПО. Список компаний, которые уже приобрели акции, не раскрывается.
Источник «Коммерсанта» в одной из компаний списка рассказал, что представители «Кама» приходили с предложением к разным участникам рынка, но структура источника не рассматривает такую инвестицию. В «Рэнере», «Камазе» и «Ренове» от комментариев отказались. «Газпром-Медиа Холдинг» «не подтверждает» покупку акций, в ТВЭЛ заявили, что акциями «Камы» не владеют. В самой «Каме» размещение акций «Коммерсанту» не прокомментировали. При этом один из источников издания на рынке предположил, что в списке перечислены компании, с которыми менеджмент «Камы» хочет провести переговоры.
Аналитик «Эйлер аналитические технологии» Владимир Беспалов рассказал изданию, что у «Камы» есть шанс создать отечественный автомобиль, который будет соответствовать мировым стандартам. Он считает, что «инвестиции в проект на ранней стадии вполне могут окупиться». При этом главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов полагает, что покупателей в России в заявленной нише много не наберется.
По данным «Автостата», на которые ссылается «Коммерсантъ», в январе — сентябре 2024 года продажи новых электромобилей на российском рынке выросли на 60% год к году, до 13 960 штук, при этом продолжение роста ожидают и в 2025 году. В июле 2024-го директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский сообщил Forbes, что наиболее высокий покупательский интерес наблюдался относительно электромобилей в ценовом диапазоне 3,6-5 млн рублей.
Ранее, в июне 2023 года, глава «Камаза» Сергей Когогин и бывший участник российского списка Forbes Рубен Варданян вложили в проект производства электромобиля «Атом» по $1 млн каждый. «На старте порядка миллиона долларов каждый из нас вложил», — сообщил Когогин в кулуарах Петербургского международного экономического форума. Тогда он отметил, что компания «Варданян, Бройтман и партнеры» активно участвует во всех мероприятиях проекта, но больше денег в него не вносит.