К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Памятная Data: как и зачем бизнес управляет качеством данных

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Данные — важный ресурс для современных компаний. Однако прежде чем получить ценность от работы с ними, нужно позаботиться об их качестве. О том, почему отсутствие доверия к данным приводит к финансовым потерям и как следить за их достоверностью, рассказывает директор по развитию бизнеса DataCatalog (входит в группу Arenadata) Игорь Моисеев

Критерии качества

Согласно недавнему исследованию HFS и Syniti, 85% руководителей крупнейших международных компаний осознают, что данные — краеугольный камень успеха бизнеса, но только треть из них довольна их качеством. Более того, по мнению респондентов, 40% данных в их организациях непригодны для использования.

Важно помнить, что хранящиеся в базе организации данные — это не просто цифры и факты. Это основа для качественного функционирования бизнеса, а их качество — залог максимальной производительности и конкурентоспособности компании на рынке. Неверная или устаревшая информация может привести к серьезным ошибкам в планировании и обслуживании клиентов, что негативно сказывается на их лояльности и репутации компании.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Критерии, которые обеспечивают высокое качество данных:

 
  • Точность. Данные должны правильно представлять реальность. Неточности в них могут привести к неверным выводам и решениям;
  • Полнота. Показывает, содержат ли данные всю необходимую информацию как по самим объектам, так и по их характеристикам. Если в базе данных не хватает информации, это может создать трудности при ее использовании и анализе;
  • Согласованность. Определяет взаимную непротиворечивость и корректную связь между данными, которые хранятся в одном или нескольких источниках. Взаимосвязанность данных помогает увидеть полную картину и избежать разночтений;
  • Актуальность. Данные должны быть актуальными и обновляться в соответствии с требованиями бизнеса. Использование устаревших сведений может привести к ошибочным решениям и планам;
  • Достоверность. Показывает, соответствуют ли данные установленным в организации стандартам и поступают ли они из надежных и авторитетных источников.

Источники ошибок

По результатам недавнего опроса компаний «Аэро» и «Матемаркетинг», 72% российских компаний признались, что сталкивались с финансовыми потерями, которых можно было бы избежать благодаря качественным данным. При этом работой над качеством данных целенаправленно занимается только треть опрошенных, и лишь 13% респондентов полностью удовлетворены объемом и качеством собираемых данных и аналитики на их основе.

Есть несколько причин, по которым организации не могут обеспечить достаточный уровень качества данных. Рассмотрим основные из них.

 
  • Человеческий фактор. Это одна из самых распространенных причин низкого качества данных. Согласно данным исследования Российской ассоциации BPM-профессионалов, Artezio (входит в «Ланит») и Comindware, 49,8% российских компаний для управления рабочими процессами до сих пор используют Excel, что неизбежно приводит к накоплению ненужных и повторяющихся данных. Ошибки ввода, пропущенные поля или некорректные записи — все это может произойти из-за невнимательности, нехватки опыта или профессиональных навыков сотрудников.  

Например, в нефтеперерабатывающих предприятиях подразделения зачастую ведут учет себестоимости в различных единицах измерения. Одни фиксируют затраты в миллионах рублей на тонну продукции, в то время как другие используют тысячи рублей на баррель. Когда такие показатели собираются в сводном отчете без приведения к единой размерности, это приводит к хаосу, что особенно критично, если на основе этих данных формируются, например, резервы сырья. Некорректные планы повлекут за собой серьезные нарушения во всех процессах предприятия. Важно, чтобы в условиях такой сложности соблюдались четкие стандарты и единообразие в расчетах.

Весогабаритные параметры (длина, ширина, высота, вес товаров) играют критическую роль в операционной логистике маркетплейсов. Основным источником этих данных обычно выступает информация от производителей или продавцов. Если они указаны неверно, это может существенно ухудшить пользовательский опыт покупателей и привести к дополнительным затратам для продавца.

Отсутствие надежных процессов контроля этих характеристик в информационной системе известного федерального маркетплейса долгое время приводило к регулярным убыткам. Из-за неполных данных о габаритах товар могли ошибочно отправить на неподходящий склад. Например, был случай, когда на обычный ПВЗ, который не имел возможности принять крупногабаритный товар, доставили мини-трактор. В таких ситуациях приходится перевозить товар на другой склад, который может находиться в сотнях километров. Из-за каждой подобной ошибки теряются тысячи рублей, задерживаются сроки доставки, а маркетплейс получает негативные отзывы от покупателей. Поэтому точность весогабаритных данных — ключевой аспект эффективной работы маркетплейсов, требующий внимательного контроля.

 
  • Сложность интеграции. Плохая интеграция между различными системами и платформами также негативно сказывается на качестве данных. Когда данные собираются из множества разных источников, часто возникают проблемы с их совместимостью и согласованностью. Разные подходы к идентификации объектов, различные форматы хранения данных, изменения в их структуре или отсутствие единой системы передачи информации могут приводить к дублированию данных, конфликтам и ошибкам. Это затрудняет создание единой картины для анализа и принятия решений.  

Ярким примером этих трудностей служит ретейл. Розничные продавцы обычно используют несколько каналов сбыта, включая физические магазины, онлайн-платформы и мобильные приложения. Так, крупный федеральный ретейлер из-за устаревших данных долгое время сталкивался с проблемой прогнозирования спроса по каналам продаж. Например, данные из офлайн-магазинов собирались раз в неделю, тогда как информация об онлайн-продажах обновлялась каждый час. В результате на складе для онлайн-продаж постоянно наблюдался избыток товара, а запасы в магазинах исчерпывались уже к середине недели.

Стоило компании согласовать регламент сбора данных, и отчеты стали отражать реальную картину, что решило проблемы с прогнозом продаж и складскими запасами. Эта ситуация подчеркивает не только важность качественной интеграции данных, но и необходимость внедрения современных методов управления информацией.

  • Отсутствие документации и согласованных показателей. Исследование PwC показало, что 40% компаний осознают преимущества монетизации данных. При этом их низкое качество может стать барьером на этом пути. Если в организации нет четкой согласованной терминологии и стандартов по описанию данных, сотрудники могут вольно трактовать значения бизнес-терминов. Это приводит к непониманию, а впоследствии — к ошибкам, которые часто стоят компаниям репутации и огромных финансовых потерь. Документация помогает установить единые требования к данным, что значительно снижает вероятность недоразумений.  

Показательным примером здесь могут стать компании из финансового сектора. Так, CDO (директор по цифровым технологиям) одного российского банка поделился с нами, что в их организации не были установлены стандарты для четкой классификации клиентов. Это приводило к ситуациям, когда льготные условия, предназначенные для VIP-клиентов, по ошибке предлагались клиентам с высокой оценкой кредитного риска. Как следствие, банк сталкивался с увеличением резерва на возможные потери по кредитным портфелям, что ограничивало использование значительных финансовых средств на протяжении всего срока действия кредитов. Такая ситуация не только наносила урон репутации банка, но и значительно снижала его финансовую устойчивость.

В этом случае необходимо четко определить и согласовать между всеми департаментами единый подход к сегментации клиентов. Например, нужно заложить условия, по которым клиент переходит в тот или иной статус. Это поможет избежать хаоса и улучшить клиентский сервис.

Как компании управляют качеством данных

Управление качеством данных — это не разовое действие, а непрерывный процесс. Сегодня существует множество инструментов, которые помогают автоматизировать проверку, очистку и обновление данных. Один из них — каталог данных. Инструмент позволяет создавать и поддерживать хорошо организованную инвентаризацию информационных активов предприятия. Рассмотрим, как он помогает компаниям из разных сфер улучшить качество данных и бизнес-процессы.

 

Одна из болезненных задач банков — подготовка аналитической отчетности. В крупном российском финансовом холдинге подготовка нового отчета занимала более двух месяцев. При этом до 80% времени сотрудники тратили на поиск достоверной информации. После внедрения каталога данных этот срок удалось сократить до двух дней.

Компании из фармацевтической области считаются одними из самых требовательных в мире к качеству данных, поскольку в этой сфере они используются для проведения исследований и разработки новых методов лечения и препаратов. Одно фармацевтическое предприятие, используя автоматическую проверку качества данных, всего за три дня выявило серьезную проблему в работе лабораторного оборудования, которая могла привести к многомиллионным убыткам.

Крупная компания из сферы e-commerce также успешно внедрила инструмент для улучшения качества данных. С его помощью ее команда описала ключевые бизнес-показатели — такие, как MAU, WAU, DAU (количество уникальных пользователей в месяц, в неделю и в день соответственно) или Churn rate (показатель оттока пользователей). Теперь эти показатели регулярно обновляются и доступны всем заинтересованным пользователям внутри компании. Дата-инженеры всегда имеют доступ к источникам, что позволяет быстро исправлять ошибки и оперативно реагировать на изменения.

Управление в современной организации должно осуществляться на основе точных данных, а не интуиции. Высокие результаты, о которых с гордостью рассказывает топ-менеджмент, могут создать иллюзию успешного функционирования компании. Однако если в отчете по продажам есть ошибки в названиях клиентов, пустые строки, неточные адреса и телефоны заказчиков, это сигнализирует о глубоких проблемах в управлении продажами, корни которых лежат в низком качестве данных. В таких случаях становится очевидным: качество данных — наглядный показатель качества бизнеса.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+