К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Шутер на молоке: как один из основателей «Вимм-Билль-Данна» занялся геймингом

Кадр из игры PAN GUN
Кадр из игры PAN GUN
Сооснователь и бывший акционер «Вимм-Билль-Данна» Сергей Пластинин (отец дизайнера одежды Киры Пластининой) вместе с бывшим председателем правления «Вимм-Билль-Данна» Тони Майером и другими партнерами уже около пяти лет занимается разработкой мобильных игр, узнал Forbes. Их студия выпустила четыре игры, две из которых продвигаются в крупнейшем иранском маркетплейсе мобильных приложений для Android Cafebazaar. Самой популярной игрой студии стал шутер PAN GUN — пользователи Android скачали его на Google Play более 100 000 раз. Разработка и выпуск PAN GUN стоили несколько миллионов долларов, полагают аналитики

Один из основателей и бывший акционер крупного производителя молочных продуктов и соков «Вимм-Билль-Данн» Сергей Пластинин развивает бизнес по разработке и выпуску видеоигр, Forbes рассказал его знакомый. Команда Пластинина уже выпустила четыре игры, добавил он, не раскрыв других деталей.

Как выяснил Forbes, Сергей Пластинин работает в гейминговой индустрии почти пять лет. В сентябре 2019 года он стал генеральным директором издателя компьютерных игр ООО «Пан Геймс». Эта компания была зарегистрирована в июне того же года в Москве. Долями в «Пан Геймсе» владеют 12 человек. Среди них — Ольга Пластинина (30,62%), мать Киры Пластининой Татьяна Пластинина (29,62%), а также бывший председатель правления «Вимм-Билль-Данна» Тони Майер (10%), следует из данных ЕГРЮЛ. В 2023 году выручка «Пан Геймса» составила 6 млн рублей, чистый убыток — 87,9 млн рублей.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

От Москвы до Ирана

Pan Games позиционирует себя как студия для разработки игр и 3D-графики. Она выступила издателем трех игр, следует из данных приложения Skich, собирающего информацию о мобильных играх. В июле 2020 года Pan Games выпустила свою первую игру — шутер Galaxy Arena Domination. Работа над ней велась как минимум с января 2019 года, еще до регистрации московского юрлица студии, следует из резюме одного из участников проекта.

 

В августе 2021 года Pan Games выпустила аркадные гонки Сrazy Car и шутер Sky Pirates: Battle for Libera. Опубликованные в Skich ссылки на все эти игры в Google Play уже неактивны. Но две игры от Pan Games — Сrazy Car и Sky Pirates: Battle for Libera с обновлениями 2023 года представлены в иранском маркетплейсе Cafebazaar. Кроме того, гоночная аркада под названием Power Racers с иконкой, аналогичной Сrazy Car, также изданная Pan Games, доступна в шведском App Store.

Шутер из Эмиратов

Свой третий шутер Pan Games начала разрабатывать не позже в 2021 года. Согласно опубликованным вакансиям в Pan Games, в начале января 2022 года студия готовила игру под названием Jump Shooter Legends для iOS и Android к тестированию на ограниченную аудиторию. Forbes не удалось найти в сторах игру под этим названием. Вместе с тем на страничке Pan Games на Habr сообщается о шутере под другим названием — PAN GUN. Здесь же Pan Games рассказывает о себе как о дубайском издателе мобильных приложений и видеоигр и приводит ссылку на сайт дубайской компании Pan Global Publishing (PGP). Ее сайт был зарегистрирован в июле 2022 года. Описание компании PGP на нем дословно совпадает с текстом в аккаунте Pan Games на Habr. У Pan Games и PGP есть и пересечения по учредителям: Ольга Пластинина в своем профиле на LinkedIn (заблокирован в России) указала, что с апреля 2022 года является управляющим партнером Pan Global Publishing из Дубая.

 

Именно PGP указана в магазинах приложений разработчиком PAN GUN. Открытая бета-версия этой игры была опубликована на Google Play в августе 2022 года под названием Masters On Air. В сентябре издатель заметил интерес к ней в Бразилии и объявил о планах создать сервер для этой страны. А в октябре игра получила название PAN GUN. «Видя, как проект развивается и реализует свой потенциал, мы, разработчики и Pan Global Publishing решили сделать его частью цифровой семьи Pan», — объясняли разработчики своим пользователям. На Google Play игру скачали более 100 000 раз. Позже PAN GUN была выпущена версия игры для iOS, которая регулярно обновлялась в текущем году.

Как следует из описания PAN GUN, это бесплатная игра, а монетизация идет за счет внутриигровых покупок. Например, бандл для начинающего игрока стоит 2999 рублей. Но в российском Google Play приобрести его не удалось.

В Дубае также работает аутсорсинговая студия Pan Global Publishing Studios, адрес которой совпадает с издателем Pan Global Publishing. Forbes направил запросы в Pan Games, Pan Global Publishing и Сергею и Ольге Пластининым.

 

Рискованный рынок

Игра PAN GUN выглядит дорогой в производстве и оперировании, отмечает руководитель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, сооснователь и генеральный продюсер игровой компании Geeky House Вячеслав Уточкин. «Такая игра в разработке может стоить несколько миллионов долларов, — размышляет он. — Особенно, если делаешь многопользовательский мобильный шутер впервые. Каждый последующий игровой проект в таком же жанре дешевле, потому что можно использовать готовые архитектурные решения для программирования, готовые решения для геймдизайна и оперирования».

Гендиректор разработчика игр Menza VR и основатель сообщества независимых разработчиков игр Indie GO Владимир Вареник оценивает разработку сессионного мобильного шутера в $5 млн. «Мы разрабатываем сессионный шутер для VR, а у нас разработка обошлась где-то в 400 млн рублей. Мобильные платформы, я думаю, плюс-минус сопоставимы. Там, конечно, проще графика, но сложнее монетизация», — говорит Вареник.

Вячеслав Уточкин обращает внимание, что PAN GUN выпущена на движке Unreal Engine 4, тогда как чаще мобильные игры создаются на движке Unity. «Программисты на Unreal обычно чуть-чуть подороже и графика чуть-чуть получше, но очень сложно добиться оптимизации. Нужны сильные программисты для того, чтобы игра не весила гигабайты, а она гигабайты не весит, как я вижу, — рассуждает Уточкин. — На первый взгляд,  это достаточно трудоемкая в производстве игра, которую долго делали немаленькой командой, и делали люди профессиональные».

Расположение издательства мобильных игр в Дубае или на Кипре, а разработки в России — до сих пор распространенная практика, отмечает Уточкин. Также интересно, что игра представлена в иранском магазине приложений Cafebazaar, обращает внимание Вячеслав Уточкин. «Создатели Cafebazaar активно развивают стор и предлагают всем разработчикам выходить в нем», — добавляет он.

Pan Games, скорее всего, участвует в создании большего числа игр, поясняет Forbes один из разработчиков, базирующихся в Европе. Глобальные разработчики игр часто привлекают аутсорсинговые студии, например для создания  всего лишь одного из элементов образа героев, поясняет он.

 

Раньше крупные бизнесмены активно интересовались гейминговым рынком и вкладывали в него, рассказывают опрошенные Forbes разработчики игр. Сейчас же таких случаев «очень мало», признает Владимир Вареник: «На текущий момент частные инвесторы
не рискуют вкладываться в игровой рынок. Рынок суперрискованный. Это не то чтобы казино, но достаточно
близко к этому».

Молочные короли

Сергей Пластинин — один из основателей холдинга «Вимм-Билль-Данн», он возглавлял его в 2001-2006 годах. На момент продажи «Вимм-Билль-Данна» американской PepsiCo в декабре 2010 года Пластинин владел 3,12% акций компании. В рамках сделки она была оценена в $5,8 млрд.

Пластинин также был инициатором создания бренда одежды Kira Plastinina, названного по имени его дочери Киры, взявшей на себя роль идеолога марки. В свои лучшие годы — с 2008 по 2013-й —  ретейлер насчитывал 279 магазинов Kira Plastinina в шести странах и 56 бутиков под брендом Lublu, но компании не удалось выйти на безубыточность, и в 2017 году началось банкротство юридических лиц группы, писали «Ведомости». По данным «СПАРК-Интерфакс», Пластинин остается владельцем фабрики «Озерские мануфактуры», производившей одежду марки Kira Plastinina и признанной банкротом в 2021 году. Имущество фабрики в 2023 году приобрела компания «Аю-текстиль», ранее купившая бренд Kira Plastinina, писала газета.  

В 2015 году Сергей Пластинин завершил выход из агробизнеса, полностью продав свою долю в холдинге «Молочный продукт». После этой сделки Пластинин думал заняться каким-либо новым бизнесом, но ничего не нашел. «Какое-то время я отдыхал, а потом меня пригласили помочь новому руководителю «Русгидро», — рассказал он «Ведомостям». В том же году Пластинин заинтересовался сферой энергетики. В октябре 2015 года он был назначен советником главы «Русгидро» Николая Шульгинова, а в феврале 2016-го — первым заместителем генерального директора «РАО ЭС Востока»(«дочки» «Русгидро»).

 

Тони Майер, работавший предправления «Вимм-Билль-Данна» с 2006 года, покинул холдинг после его покупки PepsiCo. В 2012-2022 годах Майер работал на должности председателя совета директоров группы «Прогресс», производящей детское питание под брендом «Фрутоняня». В марте 2022 года Майер покинул этот пост, чтобы сосредоточиться на собственных проектах, сообщал «Коммерсантъ». В России Майер развивает сеть пекарен под брендом «Хлеб насущный». Он также выступает соучредителем производителя удобрений ООО «Дельтабио», владеющего товарными знаками «Азотовит» и «Фосфатовит». Среди совладельцев этой компании — партнер Майера по Pan Games Ольга Пластинина, сооснователь «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили и сын бывшего акционера «Вимм-Билль-Данна» Гаврила Юшваева Илья.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+