К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Развернуть FunTech: как меняются цифровые развлечения

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Отделившись от Entertainment Tech, FunTech стала самостоятельной технологичной отраслью. К ней относятся видео- и стриминговые сервисы, сайты знакомств, е-спорт, мессенджеры, платформы с микроконтентом. Генеральный директор Touch Instinct Дмитрий Костин в колонке для Forbes рассказывает об основных трендах индустрии и какими могут стать цифровые развлечения в ближайшие годы

Интерес к FunTech вырос во время пандемии и тенденция сохраняется. Сейчас 88% россиян пользуются такими сервисами. За I квартал 2024 года количество скачиваний приложений для прослушивания музыки увеличилось на 34% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в категории entertainment — на 18%, на 14% — в lifestyle. 

Пока пользователи получают впечатления, компании — прибыль: entertainment входит в пятерку наиболее доходных категорий на российском рынке и в топ-3 мирового рейтинга. Обеспечивают стремительный рост отрасли интегрируемые в нее технологии. В нашей компании почти 30% проектов связаны с разработкой развлекательных и лайфстайл-приложений.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Что драйвит FunTech

Благодаря технологическим достижениям крупные игроки и стартапы индустрии развлечений переосмысливают восприятие контента, превращая пассивный просмотр в интерактивное взаимодействие. 

 
  • Супераппы. Крупные лайфстайл- и развлекательные приложения все чаще превращаются в экосистемы: включают сразу несколько сервисов, встроенные покупки и мини-приложения. Например, китайский WeChat, создававшийся как мессенджер, сегодня позволяет общаться, совершать транзакции, бронировать услуги и играть в игры, не выходя из приложения. С помощью подписок внутри супераппа медиакомпании улучшают свои стратегии Direct-to-Consumer. Объединяя возможность смотреть фильмы и сериалы с услугами электронной коммерции, музыки или фитнеса, они создают более интегрированное и привлекательное предложение. Такой подход укрепляет отношения с клиентами и повышает ценность подписки, что затрудняет ее отмену со стороны потребителя.
  • AR и VR. Технологии дополненной и виртуальной реальности позволяют получить новый пользовательский опыт, воздействуя на органы чувств и выводя взаимодействие с сервисом на новый уровень. AR интегрируется в развлекательные приложения уже несколько лет. Большинству знакома соцсеть SnapChat, которая сделала популярными цифровые маски для фотографий. Компания постоянно придумывает новые AR-элементы и без привязки к лицам: пользователи уже видели забавных танцующих зверьков или специальные фильтры, меняющие мордочки питомцев. Виртуальная реальность, например, делает фитнес более доступным: люди, не желающие выходить из дома, могут делать упражнения в комфортной для себя обстановке. Также появляются ритм-игры вроде Beat Saber. Они совмещают игру в VR-среде и физическую активность. Следующий уровень — использование смешанной реальности (mixed reality, MR). Она сочетает в себе элементы AR и VR, но реальные и цифровые объекты взаимодействуют. Это практически революция, которая меняет то, как мы потребляем медиа и участвуем в развлечениях. Направление активно развивается: уже есть очки HoloLens от Microsoft и Apple Vision Pro, предлагающее заглянуть в будущее, где цифровые и физические миры сталкиваются в вашей гостиной.
  • Геймификация. Речь про игровые элементы (уровни, награды, баллы и достижения), которые активно появляются в FunTech-продуктах брендов из ретейла, банкинга и финансов, SNS (Social Networking Service — социальных сетей, мессенджеров) и других. Они стимулируют пользователей возвращаться к приложению или сайту, взаимодействовать с контентом и участвовать в маркетинговых активностях бизнеса.  В фитнес-приложениях внедряют цели и награды, в стриминговые сервисы — викторины, задания и системы баллов за просмотр контента. Наиболее масштабный российский пример — приложение «Плюс Сити» от «Яндекса»: симулятор города, в котором пользователь получает награды и баллы «Плюса», а потом может тратить их в сервисах («Музыке», «Маркете», «Кинопоиске», «Путешествиях» и других продуктах FunTech-экосистемы).
  • Искусственный интеллект. LLM (большие языковые модели) и инструменты на их базе уже влияют на то, как производится контент. Например, помогают сценаристам проводить мозговой штурм и улучшать сценарии. Платформы для генерации изображений используются в раскадровке, визуализации идей и сцен. В музыкальной сфере ИИ помогают создавать музыку с помощью текстовой подсказки. Но самое инновационное — это инструменты для видеоконтента. Нейросеть Sora из OpenAI произвела фурор в кино- и телеиндустрии, представив примеры генеративного видеовывода. А недавно компания Toys 'R' Us представила в Каннах фильм о своем бренде, практически полностью созданный Sora, а в общем доступе появился тизер к нему. Ролик получился очень реалистичным, что, вероятно, изменит индустрию в обозримом будущем.  
  • Метавселенные. В основе цифровой вселенной в сфере FunTech лежат NFT, цифровая идентификация, технология блокчейн и захватывающий пользовательский опыт. NFT трансформируют права собственности и ценность цифровых активов, позволяя владеть уникальными предметами в цифровом мире — от произведений искусства до виртуальной недвижимости. Цифровая идентификация делает процесс более личным и безопасным. В основе всего лежит блокчейн: он обеспечивает децентрализованную и прозрачную структуру. В итоге пользователь попадает в цифровой мир, в котором может взаимодействовать с контентом, играми и другими участниками, стирая границы между виртуальной и физической реальностями. 

    На российском рынке выделяются метавселенные, выросшие из игровых проектов, — Roblox и Fortnite. Они отличаются от других проектов сферы геймдева тем, что элементы игры становятся частью реального мира. Можно посетить концерт (их уже проводили Трэвис Скотт, Ариана Гранде, Дэвид Гетта и другие) или тимбилдинг, получить купон внутри метавселенной и обменять его на осязаемый приз.   

Вызовы индустрии

Сейчас многие говорят о том, что инструменты генеративного ИИ со временем заменят некоторые профессии: сценаристов, иллюстраторов и специалистов по спецэффектам. Но пока технологии в FunTech рассматривают как инструменты, которые приведут к увеличению общего числа рабочих мест.

В России прогнозируется, что в индустрии медиа и развлечений появятся профессии архитектора виртуальности, дизайнера эмоций и художника-программиста — на рынке заказной разработки и аутстаффинга мы системно получаем запросы на квалифицированных специалистов с определенным профилем опыта и насмотренности, причем критерии уровня IT-специалиста (грейд) и возраста также остаются важными в этой нише. Так, FunTech-компании находятся в постоянном поиске высококвалифицированных мобильных, backend-, frontend- и ML-разработчиков, инженеров по тестированию, продуктовых аналитиков, дизайнеров продукта и менеджеров проектов. То есть основные позиции — это технические специалисты с кастомизированными знаниями.

 

Данные по рынку от «Авито Работа» также подтверждают спрос на айтишников, в 2023 году он вырос на 81%. Сами специалисты наиболее перспективными для себя направлениями назвали искусственный интеллект, нейросети, big data (72%). Эти технологии особо важны и для FunTech. Поэтому развитие индустрии в том числе зависит от конкурентных предложений талантливым кандидатам.

Прогноз на будущее

Как может выглядеть FunTech через пять лет? Рассмотрим основные векторы.

  1. Развитие иммерсивных впечатлений. Трансформационный потенциал AR, VR и MR в сфере развлечений и смежных продуктов у компаний из ретейла и услуг огромен. Представьте, что посещаете концерт, который проходит по всему миру в режиме реального времени, не выходя из дома. Или что идете по историческому месту за тысячи километров, как будто вы там. С текущим распространением умных устройств это уже ощутимая реальность, в ближайшие годы цифровые и физические пространства будут настолько бесшовно интегрированы, что граница между ними начнет размываться. Это больше, чем просто технология. Это новый способ восприятия мира. Инновации внедряют не только техногиганты и мультимедийные платформы вроде VK или «Яндекса». Появляются и региональные знаковые проекты вроде Михайловского театра — там доступна 3D-версия зала, которая позволит выбрать место с лучшим обзором. А после покупки билета можно будет увидеть маршрут от входа в театр до своего кресла.
  2. Появление на стриминговых платформах фильмов и мини-сериалов, созданных ИИ. Такие проекты могут включать интерактивные элементы, позволяя зрителям влиять на развитие сюжета. Это новые и уникальные истории, которые не были бы созданы традиционными методами. Кроме того, ИИ уменьшит затраты на производство.
  3. Гиперперсонализация. Развлекательные сервисы смогут предоставлять все более индивидуальные предложения, ориентируясь на онлайн-опыт конкретного пользователя. Это касается и рекомендаций, и самого контента. За счет аналитики из супераппов ИИ компании будут создавать более персонализированную рекламу и адаптировать сами сервисы. Если мы посмотрим в будущее еще дальше, то, скорее всего, увидим, что последствия развития FunTech выходят далеко за рамки развлечений. Уже сейчас они меняют офлайн-проекты и будут предлагать новые пути для экономического роста, культурного обмена и технологических инноваций. Они изменят наше представление о взаимодействии с разнообразным контентом, способствуя развитию глобального цифрового ландшафта, неотделимого от реальности.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+