Инвестиции для разнообразия: GS Group вложит миллиарды рублей в реальный сектор
Открывая второй фронт
GS Group открывает новый этап диверсификации бизнеса: компания ищет в различных регионах страны перспективные проекты, в которые инвестирует 1-5 млрд рублей, рассказали Forbes в холдинге. Шанс на сотрудничество с GS Group и масштабирование собственного производства имеют предприятия добывающей, обрабатывающей, химической промышленности, а также сельскохозяйственной сферы — «иными словами, реальный сектор российской экономики, который сегодня особенно нуждается в стабильных дотациях для роста и развития», поясняли в GS Group.
Главным критерием отбора для получателей инвестиций станет «прозрачная и успешно подтвержденная» финансовая модель, способная обеспечить инвесторам доходность на уровне не менее 33% годовых от заявленной стоимости бизнеса, рассказывают в GS Group. «Еще один важный запрос — дисконтированный период окупаемости: он должен быть не более пяти лет. Кроме того, показатель IRR (Internal Rate of Return, внутренняя норма доходности) за этот же срок не должен быть ниже 20%. Важное условие — минимальная зависимость от импортных составляющих (оборудования, сырья, расходных материалов, комплектующих) и по возможности наличие экспортного потенциала», — перечисляют в компании критерии для сделки. Примечательно, что в каждом новом для себя проекте GS Group «интересен только контрольный пакет», от 51% до 100% акций.
GS Group (до ребрендинга — «Дженерал Сателайт») — российский инвестиционно-промышленный холдинг. Создан в 1991 году для поставок оборудования для спутникового вещания, в том числе спутниковому оператору «Триколор ТВ». Президент и основатель GS Group — Андрей Ткаченко. Ключевая компетенция холдинга — разработка и производство электроники. Центральный офис холдинга находится в Санкт-Петербурге. По собственной информации, производственные мощности GS Group позволяют выпускать до 1 млн клиентских устройств и более 100 000 серверов в год. Финансовые показатели не раскрываются.
Головная структура для GS Group — АО «Концерн «Инновационные технологии»». По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, оно является совладельцем целого ряда компаний, в том числе разработчика ПО «Цифра», разработчика криптографических решений ПЦТ, производителя электронной аппаратуры «Технология» и т. д. Выручка АО составляет 28 млн рублей, чистая прибыль — 460 млн рублей.
В Калининградской области у холдинга располагается инновационный кластер «Технополис GS», где производятся микроэлектронные компоненты, а также электроника гражданского назначения по принципу полного цикла: от схемотехники и корпусирования микросхем до упаковки готового продукта.
Новый этап, новая реальность, новые активы
В январе 2020 года GS Group уже заявляла о планах вложить 25 млрд рублей в диверсификацию бизнеса, в том числе за счет M&A. Но тогда компания рассматривала развитие прежде всего в сферах производства приборов учета для ЖКХ и умных устройств — по сути, в смежных для себя сегментах, которые также составляют часть IT-рынка.
«Эти средства были вложены в производство светодиодов под брендом GS Led, производство электронно-компонентной базы для интеллектуальных приборов учета, запуск производства вычислительной техники по модели ODM (Original Design Manufacturer — модели, в которой завод самостоятельно разрабатывает и производит изделие по техническому заданию), модернизацию завода «ЦТС» и «Первой картонажной фабрики» в Гусеве, а также другие инвестпроекты», — уточняют в GS Group.
Теперь же речь о новом этапе для GS Group. Это «существенная диверсификация бизнеса», говорит вице-президент холдинга Сергей Долгопольский. «Нам интересно развиваться в разных отраслях, в том числе в сферах материального производства. Поэтому было принято решение о выделении инвестиционного пакета для развития холдинга и российской экономики в целом», — объясняет он.
Объем выделенных средств в рамках этого пакета в GS Group, впрочем, не раскрывают, добавляя, что в количестве новых проектов, которые планируются к покупке, себя «не ограничивают».
Легко не будет
«Амбициозные, но в целом обоснованные, в том числе высокой стоимостью денег», — оценивает директор инвестиционного банка Aspring Capital Анна Аралова заявленные критерии отбора для получателей инвестиций. На рынке, по ее словам, сейчас высокая конкуренция за качественные растущие активы, поэтому «определенная степень гибкости и скорости со стороны потенциальных покупателей может явиться дополнительным преимуществом в борьбе». Для продавцов также часто важны не только ценовые параметры возможной сделки, а структура сделки, расчеты и т. д., говорит она. Желание же вложиться в активы в новых областях может быть продиктовано «гигантским ценником», который сегодня выставляют владельцы компаний в привычной для GS Group IT-индустрии, полагает сооснователь венчурного фонда «Стриго Кэпитал» и компании «МойОфис» Дмитрий Комиссаров.
GS Group на протяжении всей своей истории делала то, что сейчас стало мейнстримом — массовое серийное производство гражданской электроники с последовательным накоплением компетенций и углублением локализации, говорит президент фонда «Цифровое развитие» Андрей Безруков. Производство электроники — один из самых, по его словам, сложных типов производственного бизнеса, требующий очень грамотного управления цепочками поставок, НИОКРами, организацией продажи и сервиса. «На мой взгляд, в этой сфере компания уверенно и динамично развивается в рамках своих продуктовых линеек и модели контрактного производства и, видимо, ищет для себя новые точки роста. Холдинг всегда был открыт к диверсификации бизнеса и никогда не боялся осваивать новые ниши. Думаю, что сейчас ровно то время, когда их накопленные компетенции востребованы во всех сферах реального сектора экономики», — заключает Безруков.
За последние годы на рынке проявился целый пласт условно новых публичных и непубличных инвесторов, которые ищут активы в новых для себя секторах для вложения капитала в условиях ограничений его внутри страны, рассуждает Аралова. «Условно небольшие и mid cap сделки до 5-10 млрд рублей финансируются за счет собственного баланса. Часть сделок финансируют банки, несмотря на высокую ставку в близлежащей перспективе. Также часть инвесторов проявилась после большого количества сделок с уходящими иностранцами, когда конкуренция за активы со стороны покупателей была очень сильной, а ожидания по оценке — минимальны», — говорит она.
Готовность GS Group к инвестициям и покупкам активов в таких разных отраслях, как добывающая, обрабатывающая, химическая промышленность, а также сельское хозяйство, заставляет экспертов проводить аналогии с другими многопрофильными инвестиционными группами. К примеру, Анна Аралова вспоминает в этой связи Kismet Capital Group (KCG) Ивана Таврина, объединившую в себе такие разные компании, как, например, сервис объявлений Avito, рекрутинговый сервис HeadHunter, производителя бытовой химии и клея Henkel, финтех-сервис Fleetcor, Melon Fashion Group (бренды модных ретейлеров Sela, Befree, Zarina, Love Republic). Как ранее рассказывал Forbes источник в окружении Таврина, сотрудники KCG в 2022 году направляли запросы в десятки компаний с целью понять, из каких хотят выйти зарубежные собственники, и оказаться в числе претендентов на покупку.
Производственный сектор, очевидно, испытывает сейчас дефицит в инвестициях, указывает Дмитрий Комиссаров. Но его несколько удивляет желание GS Group получать не меньше контрольного пакета в инвестируемых проектах. «Возможно, в отраслях реального сектора экономики так принято, — продолжает он. — Кроме того, достаточно сложно найти такое количество управленцев, которые поведут эти новые для GS Group компании к большим светлым горизонтам».
При участии Владислава Нового