Лидеры рейтинга самых дорогих компаний Рунета — 2024

Главная новость прошедшего с публикации предыдущего рейтинга года — подписание сделки о выкупе российских активов «Яндекса» группой инвесторов за 475 млрд рублей — ставит символическую точку в продолжавшемся два года процессе разрыва связей или развода российских интернет-компаний с западными контрагентами и инвесторами. Сделка, проведенная с дисконтом не менее 50%, в результате которого ЗПИФ «Консорциум.Первый» получит почти целиком российский «Яндекс», почти не повлияла на капитализацию компании на бирже. «Яндекс», несмотря ни на что, остается самой дорогой российской интернет-компанией стоимостью $12,5 млрд.
Wildberries осталась на втором месте с оценкой $7,2 млрд. Но если в 2023 году этот маркетплейс догонял «Яндекс», то через год едва не уступил второе место Ozon (оценка $7 млрд). Весь год Wildberries не везло: то недовольство сотрудников, то забастовки владельцев пунктов доставки, то пожар в Шушарах, который обошелся компании, по минимальным оценкам, в 10 млрд рублей. Оzon, напротив, наращивал объемы продаж, и рост основных показателей на 60% инвесторы оценили — капитализация компании прибавила 35%.
Сегмент маркетплейсов остается ведущим в отрасли — это около 46% стоимости 30 крупнейших российских интернет-компаний. В 2023 году их выручка в среднем выросла на 64%, а стоимость — на 20%. Аналитик «Финама» Леонид Делицын ожидает замедления роста маркетплейсов, хотя они останутся самым крупным сегментом интернет-рынка в России.
Интересная тенденция — рост стоимости российских онлайн-кинотеатров. Их совокупная оценка выросла на 80%. Сказалась ставка на развитие собственного контента после потери прав на иностранные фильмы и сериалы — среднему зрителю ближе жизнь «пацанов» конца 1980-х, чем перипетии европейских престолов и экранизация русской классики с афроамериканцами в ролях.
Определять развитие интернет- и IT-отрасли и «драйвить» рынок в ближайшие годы будет импортозамещение, считает директор инвестбанка Aspring Capital Алексей Куприянов. По его оценке, наиболее наглядно это проявится в кибербезопасности, офисных приложениях, программах, связанных с бухгалтерией и управленческими процессами, промышленном софте. Эти тенденции будут усиливаться требованиями к госкомпаниям и госорганам по переходу на отечественное ПО, уверен Куприянов.
Делицын ждет в 2024 году серьезного роста финансовых сервисов — на 50–70%. Ключевым направлением станут сервисы на базе искусственного интеллекта, уверен он: «Хотя это сам по себе очень небольшой рынок, но им будет пронизано все».
Как мы считали
В рейтинг крупнейших интернет-компаний вошли компании, чья выручка формируется в интернете. Мы не относим к интернет-компаниям магазины, торгующие через сайты, банковские услуги, даже если они существуют только в интернете, производителей и поставщиков «железа», то есть тех, чей бизнес мог бы существовать без интернета. Мы запрашивали у компаний финансовые показатели и считали их стоимость, сравнивая их с публичными аналогами. Кроме данных самих компаний, в итоговой оценке мы учитывали оценки финансовых аналитиков, данные по сделкам с акциями компаний. Стоимость публичных компаний равна их капитализации на Московской бирже и зафиксирована на 1 февраля 2024 года.
Для оценки интернет-компаний Forbes использовал данные аналитических подразделений, интервью с аналитиками компаний Sber CIB, «Финам», БКС, АТОН, «Цифра брокер». Редакция Forbes благодарит за помощь в подготовке рейтинга финансового консультанта Антона Иншутина, исполнительного директора Advance Capital Артура Шубаева, ресерч-аналитика Advance Capital Павла Терентьева, команду инвестиционного банка Aspring Capital, партнера Cross Insights Бориса Овчинникова, аналитика «Финама» Леонида Делицына.
1. «Яндекс»
Сфера: экосистема
Стоимость: $12 500 млн
Руководитель: Артем Савиновский
Год основания: 2000
Сайт: ya.ru
Весь 2023 год «Яндекс» провел в переговорах о реорганизации компании. Сделка анонсирована 5 февраля 2024-го: нидерландская Yandex N.V. продаст почти все активы за 475 млрд рублей закрытому ПИФу «Консорциум.Первый». Его пайщиками выступают структуры менеджеров «Яндекса» и четырех новых инвесторов, в том числе «Лукойла». ЗПИФ и его пайщики — это конструкция, которая позволяет скрыть изрядную часть реальных бенефициаров и быть приемлемой для акционеров Yandex N.V., чтобы они одобрили сделку, пояснил источник, близкий к компании. Российский «Яндекс» получит международные активы Yandex N.V., кроме четырех стартапов и дата-центра в Финляндии.
Факт: совокупная рыночная капитализация Yandex N.V. в ходе сделки составит $10,2 млрд (918 млрд руб.).
2. Wildberries
Сфера: маркетплейс
Стоимость: $7200 млн
Руководитель: Татьяна Бакальчук
Год основания: 2004
Сайт: wildberries.ru
Крупнейший в России маркетплейс, созданный преподавательницей английского Татьяной Бакальчук и ее мужем. В 2023 году компания постоянно находилась в центре публичных конфликтов, ее продавцы и сотрудники пунктов выдачи заказов все чаще жаловались на репрессивные методы работы Wildberries, от непрозрачности заработков до изменения системы штрафов для селлеров и владельцев ПВЗ. Последние даже объявили забастовку, в конфликт пришлось вмешаться Минпромторгу. В январе 2024-го из-за пожара сгорел не разрешенный к эксплуатации склад компании в Шушарах площадью 70 000 кв. м. Эксперты оценили сумму ущерба не ниже 10 млрд рублей. Наша оценка Wildberries на 27% ниже, чем в прошлом году.
Факт: 6,5 млрд рублей вложит Wildberries в строительство дата-центра в Дубне.
3. Ozon
Сфера: маркетплейс
Стоимость: $7000 млн
Руководитель: коллегиальный орган
Год основания: 1998
Сайт: ozon.ru
Один из пионеров российской интернет-торговли, начинавший еще в конце 1990-х с продажи книг и видеокассет через интернет. Второй по величине маркетплейс в России. В апреле 2023 года гендиректор компании Александр Шульгин покинул ее из-за персональных санкций Евросоюза, а руководство Ozon перешло к наблюдательному совету из топ-менеджеров компании. Коллегиальный орган утверждает стратегические решения и управляет операционной деятельностью на основании простого большинства голосов. Как и год назад, Ozon на третьем месте в рейтинге, но разрыв с Wildberries сократился до минимума.
Факт: с мая 2022 года по май 2023 года Ozon открыл 11 601 пункт выдачи заказов.
4. Avito
Сфера: маркетплейс
Стоимость: $3400 млн
Руководитель: коллегиальный орган
Год основания: 2007
Сайт: avito.ru
Avito основана шведами Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. В октябре 2022 года компанию у нидерландской Prosus приобрела Kismet бизнесмена Ивана Таврина за 151 млрд рублей. За весьма привлекательный актив Kismet боролась с несколькими крупными конкурентами, в том числе с VK, АФК «Система» и «Магнитом». В апреле 2023 года Владимир Правдивый, с 2016 года занимавший должность гендиректора, ушел в отставку. Руководство компанией взяла на себя команда топ-менеджмента. Avito — самый популярный сайт объявлений в мире с аудиторией 61 млн пользователей.
Факт: Avito — самый популярный сайт объявлений в мире, по данным Similarweb.
5. «1С»
Сфера: разработка программного обеспечения
Стоимость: $2800 млн
Руководитель: Борис Нуралиев
Год основания: 1991
Сайт: 1c.ru
Один из крупнейших российских разработчиков и дистрибьюторов программного обеспечения «1С» работает через партнерскую сеть, которая включает более 10 000 организаций в 600 городах 25 стран. Самые известные разработки — программы системы «1С:Предприятие». Большую часть выручки компания получает от продажи софта. В 2023 году «1С» впервые за три-шесть лет повысила цены на ряд своих популярных продуктов, а еще создала СП с «Росатомом» для автоматизации предприятий атомной отрасли, приобрела 51% разработчика ПО для строительного сектора Project Point и создала ПО для тайм-менеджмента и организации работы предприятий «Таймлист».
Факт: в среднем на 15% подорожали типовые конфигурации и лицензии продуктов «1С» в 2023 году.
6. «Лаборатория Касперского»
Сфера: кибербезопасность
Стоимость: $2100 млн
Руководитель: Евгений Касперский
Год основания: 1997
Сайт: kaspersky.ru
«Лаборатория Касперского» — международная компания в сфере информбезопасности. По ее собственным данным, в мире ее услугами пользуются 400 млн пользователей и 220 000 корпоративных клиентов. В портфель входят технологии для защиты компьютеров, специализированные продукты и сервисы, а также решения для борьбы с киберугрозами. В последние несколько лет компания не показывала высоких темпов роста. В сентябре 2023 года основатель «Лаборатории» Евгений Касперский ожидал сохранения годовой выручки компании на уровне 2022 года — тогда она составила $752 млн и выросла всего на 0,03%.
Факт: в 2024 году компания запустит магазин приложений для операционной системы KasperskyOS.
7. HeadHunter
Сфера: доска объявлений
Стоимость: $1900 млн
Руководитель: Дмитрий Сергиенков
Год основания: 2000
Сайт: hh.ru
HeadHunter — лидер среди сервисов поиска работы в России и СНГ. Весной 2019 года компания вышла на Nasdaq. Но в феврале 2022 года на фоне событий на Украине американская биржа приостановила торги бумагами HeadHunter, а летом 2023-го провела принудительный делистинг. Это не помешало компании расти: на фоне дефицита кадров в России увеличилось число размещенных на HeadHunter вакансий и время поиска кандидата, а следовательно, выручка и котировки акций. Стоимость компании за год выросла на 86%, HH теперь стоит дороже VK. В январе 2024 года компания завершила обмен для держателей американских депозитарных расписок кипрской HeadHunter Group на акции зарегистрированного в Калининграде МКАО «Хэдхантер».
Факт: в 2023 году HeadHunter переехал с Сейшельских островов в Калининград.
8. VK
Сфера: экосистема
Стоимость: $1800 млн
Руководитель: Владимир Кириенко
Год основания: 1998
Сайт: vk.company
В 2023 году VK завершила переезд из Лондона в Калининград и сосредоточилась на четырех бизнес-направлениях: «Соцсети и контентные сервисы», «Образовательные технологии», «Технологии для бизнеса» и «Новые бизнес-направления». И если первые три показывают серьезный рост доходов, то «Новые бизнес-направления» (VK Play, RuStore, голосовые технологии) находятся в активной инвестиционной фазе. Также VK с помпой представила обновленную версию платформы «VK Видео», построила масштабную сеть доставки контента, продолжила скупать сервисы в EdTech.
Факт: пользователи сервисов VK составляют более 95% месячной аудитории Рунета (данные Mediascope).
9. Positive Technologies
Сфера: кибербезопасность
Стоимость: $1600 млн
Руководитель: Денис Баранов
Год основания: 2002
Сайт: ptsecurity.com
Конкуренция за кадры подтолкнула Positive Technologies к нестандартной идее, как мотивировать персонал. 16 октября 2023 года IT-компания в узком кругу инвесторов озвучила идею регулярного выпуска новых акций общим объемом до 25% капитала. Через день она это публично подтвердила, подчеркнув, что «финальных решений не принято». На Мосбирже началась чехарда: за четыре дня сменились владельцы бумаг компании на общую сумму около 24 млрд рублей, что стало рекордом как минимум за год, а котировки снизились почти на 9%.
Факт: необычная идея Positive Technologies по мотивации персонала обвалила ее биржевые котировки.
10. «СКБ Контур»
Сфера: разработка программного обеспечения
Стоимость: $1400 млн
Руководитель: Михаил Сродных
Год основания: 1988
Сайт: kontur.ru
Специализированное конструкторское бюро «Контур» появилось еще в конце 1980-х. Сейчас компания, которую местные чиновники и журналисты называют «уральским Google», создает ПО для бизнеса, позволяющее управлять предприятием, вести электронный документооборот и бухгалтерский учет. Всего в портфеле более 70 продуктов. В 2023 году «СКБ Контур» довел свою долю владения в Екатеринбургском муниципальном банке до 99,75% и переименовал его в Контур.Банк. Софтверная компания планирует в течение пяти лет вложить в банк более 5 млрд рублей и запустить на его базе интернет-банк для бизнеса, в том числе для самозанятых.
Факт: у компании более 28 000 партнеров во всех регионах России.