Лидеры рейтинга самых дорогих компаний Рунета — 2024
Главная новость прошедшего с публикации предыдущего рейтинга года — подписание сделки о выкупе российских активов «Яндекса» группой инвесторов за 475 млрд рублей — ставит символическую точку в продолжавшемся два года процессе разрыва связей или развода российских интернет-компаний с западными контрагентами и инвесторами. Сделка, проведенная с дисконтом не менее 50%, в результате которого ЗПИФ «Консорциум.Первый» получит почти целиком российский «Яндекс», почти не повлияла на капитализацию компании на бирже. «Яндекс», несмотря ни на что, остается самой дорогой российской интернет-компанией стоимостью $12,5 млрд.
Wildberries осталась на втором месте с оценкой $7,2 млрд. Но если в 2023 году этот маркетплейс догонял «Яндекс», то через год едва не уступил второе место Ozon (оценка $7 млрд). Весь год Wildberries не везло: то недовольство сотрудников, то забастовки владельцев пунктов доставки, то пожар в Шушарах, который обошелся компании, по минимальным оценкам, в 10 млрд рублей. Оzon, напротив, наращивал объемы продаж, и рост основных показателей на 60% инвесторы оценили — капитализация компании прибавила 35%.
Сегмент маркетплейсов остается ведущим в отрасли — это около 46% стоимости 30 крупнейших российских интернет-компаний. В 2023 году их выручка в среднем выросла на 64%, а стоимость — на 20%. Аналитик «Финама» Леонид Делицын ожидает замедления роста маркетплейсов, хотя они останутся самым крупным сегментом интернет-рынка в России.
Интересная тенденция — рост стоимости российских онлайн-кинотеатров. Их совокупная оценка выросла на 80%. Сказалась ставка на развитие собственного контента после потери прав на иностранные фильмы и сериалы — среднему зрителю ближе жизнь «пацанов» конца 1980-х, чем перипетии европейских престолов и экранизация русской классики с афроамериканцами в ролях.
Определять развитие интернет- и IT-отрасли и «драйвить» рынок в ближайшие годы будет импортозамещение, считает директор инвестбанка Aspring Capital Алексей Куприянов. По его оценке, наиболее наглядно это проявится в кибербезопасности, офисных приложениях, программах, связанных с бухгалтерией и управленческими процессами, промышленном софте. Эти тенденции будут усиливаться требованиями к госкомпаниям и госорганам по переходу на отечественное ПО, уверен Куприянов.
Делицын ждет в 2024 году серьезного роста финансовых сервисов — на 50–70%. Ключевым направлением станут сервисы на базе искусственного интеллекта, уверен он: «Хотя это сам по себе очень небольшой рынок, но им будет пронизано все».
Как мы считали
В рейтинг крупнейших интернет-компаний вошли компании, чья выручка формируется в интернете. Мы не относим к интернет-компаниям магазины, торгующие через сайты, банковские услуги, даже если они существуют только в интернете, производителей и поставщиков «железа», то есть тех, чей бизнес мог бы существовать без интернета. Мы запрашивали у компаний финансовые показатели и считали их стоимость, сравнивая их с публичными аналогами. Кроме данных самих компаний, в итоговой оценке мы учитывали оценки финансовых аналитиков, данные по сделкам с акциями компаний. Стоимость публичных компаний равна их капитализации на Московской бирже и зафиксирована на 1 февраля 2024 года.
Для оценки интернет-компаний Forbes использовал данные аналитических подразделений, интервью с аналитиками компаний Sber CIB, «Финам», БКС, АТОН, «Цифра брокер». Редакция Forbes благодарит за помощь в подготовке рейтинга финансового консультанта Антона Иншутина, исполнительного директора Advance Capital Артура Шубаева, ресерч-аналитика Advance Capital Павла Терентьева, команду инвестиционного банка Aspring Capital, партнера Cross Insights Бориса Овчинникова, аналитика «Финама» Леонида Делицына.