К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жребий брошен: почему выбранный диапазон для развития 5G-сетей не гарантия успеха

Фото Михаила Почуева / ТАСС
Фото Михаила Почуева / ТАСС
В России определились с диапазоном радиочастот для строительства сетей пятого поколения (5G) — для этого будет использоваться «отрезок» 4,4–4,99 ГГц. Наиболее подходящий и популярный в мире «золотой» диапазон 3,4–3,8 ГГц останется за силовыми ведомствами. Строительство сетей 5G, работающих в выбранном диапазоне, обойдется операторам существенно дороже, чем в «золотом», указывают аналитики. Кроме того, возможны проблемы с возведением сетей в приграничных регионах, эти частоты поддерживают меньше телефонов и других абонентских устройств. Это ставит вопрос о рентабельности строительства, особенно с учетом того, что окупаемость 5G во всем мире вызывает споры

Военно-полевой роман

Для развития 5G-сетей в России будет использоваться диапазон 4,4–4,9 ГГц, подтвердило правительство в своем постановлении. Ранее то, что для развертывания мобильных сетей пятого поколения в стране будет закреплен диапазон 4,8–4,9 ГГц (с потенциалом расширения до 4,4–4,9 ГГц), было указано в «Стратегии развития отрасли связи в России до 2035 года».

Вопрос со строительством сетей 5G много лет не мог сдвинуться с мертвой точки. Наиболее оптимальным диапазоном для развертывания сетей 5G является 3,4–3,8 ГГц, его используют в большинстве стран мира. Однако в России эту полосу частот занимают Минобороны и «Роскосмос», и, несмотря на многолетние уговоры операторов связи, выделить ее для гражданского использования власти так и не разрешили. Запрет на использование этих полос частот для «штатских» был даже прописан в «Стратегии развития отрасли связи в России до 2035 года». Тогда в качестве основного для внедрения 5G в России был указан диапазон 4,8–4,99 ГГц (с потенциалом расширения до 4,4–4,99 ГГц).

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Сети 5G обеспечивают гораздо более высокую скорость передачи данных на мобильных сетях, если сравнивать с предыдущими стандартами, а также имеют гораздо большую емкость. Их развертывание призвано разгрузить сети связи третьего и четвертого поколений, а также обеспечить создание новых сервисов (например, беспилотных автомобилей) и придать новый импульс развитию таких сфер, как умный дом, развлечения и медиа, в том числе виртуальная и дополненная реальность, здравоохранение, удаленная работа и обучение и т. д.

 

Предполагалось, что уже в 2023 году 100 000 россиян смогут пользоваться сетями связи пятого поколения — об этом в конце 2022-го говорилось в «дорожной карте» развития телекоммуникационной отрасли. Однако из-за ухода многих ключевых зарубежных вендоров из России и нехватки оборудования пришлось делать ставку на отечественные разработки. В итоге активное строительство сетей 5G в России начнется, по словам главы Минцифры Максута Шадаева, лишь с 2026 года.

Мобильные операторы в России исторически сидят на голодном радиочастотном пайке: полностью для телекоммуникационных сетей выделено менее 10% спектра, пояснил главный редактор ComNews Леонид Коник. Еще около 80% спектра, по его словам, находится в совместном использовании операторов и госструктур, причем последние имеют преимущественное право их применения: «Оператор связи по требованию государства обязан безропотно отключить сеть».

 

«Лучше, чем ничего»

Forbes опросил аналитиков и участников рынка, в чем заключаются сложности и барьеры при развитии 5G в выбранной полосе.

Любое выделение частот в ограниченном диапазоне под нужды гражданских операторов связи — позитивная новость, считает источник Forbes в одном из вендоров телекоммуникационного оборудования. По его словам, это лучше, чем ничего, к тому же некоторые операторы связи уже проводили тестовые активности и строили пилотные зоны в этом диапазоне. «4,4–4,9 ГГц — высокий диапазон, то есть характеризуется быстрым затуханием радиосигнала и плохим проникновением через препятствия. У базовых станций, работающих в этом диапазоне, минимальный радиус покрытия, поэтому нужно устанавливать большое их количество. А значит, о ковровом покрытии всей территории страны речи не идет. Скорее всего, оно будет присутствовать только в крупных мегаполисах в точках максимальной концентрации абонентов», — рассуждает собеседник Forbes.

Соты 5G в этом диапазоне отличаются малым радиусом действия, значит, развертывание сети будет обходиться операторам заметно дороже, чем при использовании менее высокочастотных диапазонов, размышляет аналитик профильного Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко.

 

Внедрение полноценных сетей 5G в 4,4–4,99 ГГц возможно, но будет стоить ощутимо дороже, чем в полосе 3,4–3,8 ГГц, согласен источник Forbes в компании, занимающейся научными исследованиями в области использования радиочастотного спектра. Впрочем, с помощью значительного уровня господдержки, субсидирования оборудования и налоговых маневров можно нивелировать операторам эту разницу, допускает он.

«Диапазон 4,4–4,99 ГГц хуже по сравнению 3,4–3,8 ГГц, но не столь значительно, чтобы стать невостребованным. Хуже покрытие, меньше номенклатура абонентских терминалов, много вопросов к приграничной координации для отдельных крупных городов и по совместимости с государственными пользователями, — перечисляет собеседник Forbes. — Но ни одна их этих проблем не является нерешаемой. Исключение может составить только ситуация с отдельными городами вдоль границы».

Согласно резолюции Всемирной конференции радиосвязи (ВКР) в 2019 году, часть нового диапазона для 5G — 4,8–4,95 ГГц де-факто закрыта для использования в России, обращает внимание Леонид Коник. «Для защиты сопредельных государств от помех эта резолюция запрещает устанавливать базовые станции 5G, работающие в полосе 4,8–4,95 ГГц, ближе 300 км от сухопутной границы и 450 км от морской. Это ограничение закрывает возможность строительства 5G-сетей в этом диапазоне почти во всех городах-миллионниках и во всех крупных городах восточной части России», — указывает он.

К плюсам этого диапазона Алексей Бойко относит возможность обеспечить для пользователей сравнительно высокие скорости передачи данных, обслужить большое количество пользователей, что позволит разгрузить сеть LTE в отдельных точках. «К тому же эти частоты помогут строить востребованные промышленностью выделенные сети Private 5G», — говорит он.

Уходящий поезд

На данный момент Россия серьезно отстает в развитии 5G как от технологических лидеров (Китай, Корея, США), так и от ближайших соседей, напоминает источник Forbes в одном из вендоров. Так, в Казахстане 5G в крупных городах развивается активными темпами, потому что частоты в популярном в мире диапазоне (3,4–3,8 ГГц) были выделены операторам еще два года назад, а сейчас ожидается и новый аукцион в соседнем диапазоне, приводит пример он.

 

Отставание России от мира в развитии сетей пятого поколения существенное, учитывая, что число пользователей сетями 5G в мире еще в 2022 году превысило 1 млрд, согласен Бойко. «Как показывает практика внедрений 3G и LTE (4G), Россия может постепенно догонять другие страны в развертывании сетей тех или иных стандартов. Однако в мире уже идет подготовка к запускам 6G, а технология 5G развилась до внедрений 5G SA (standalone, автономные независимые сети, не использующие инфраструктуру LTE. — Forbes) и переходит к практике развертывания 5G Advanced (сети 5G с расширенными возможностями и функциональностью)», — рассказал аналитик. Если не развивать 5G в России, то, по его мнению, уже через два года мы можем начать замечать деградацию качества услуг мобильного интернета.

Россия уже начинает отставать по средним показателям скорости передачи данных в мобильных сетях. Но это не столь критично, пока сети LTE еще справляются с нагрузкой без резкого повышения расходов операторов и стоимости тарифов для абонентов, рассуждает источник Forbes в компании, занимающейся научными исследованиями в области использования радиочастотного спектра. Впрочем, такая ситуация не может продолжаться очень долго, считает он. Последствия для глобальной конкурентоспособности экономики на горизонте десяти лет и более могут быть гораздо критичнее, заключает собеседник Forbes.

Каждое поколение мобильной связи «живет» около 10 лет, и за это время операторы должны развернуть сети и окупить вложения, говорит Леонид Коник. «Сети 5G развиваются в мире уже пять лет, то есть половина инвестиционного цикла для них прошла. Российским операторам нет смысла запрыгивать в уходящий поезд 5G, иначе они еще будут возвращать инвестиции в эту технологию, когда мир шагнет в 6G», — считает он.

Их опыт

Впрочем, частоты в вопросе развития 5G вопрос хотя и важный, но вторичный, убежден источник Forbes в крупном операторе связи, добавляя, что сами по себе технологии 5G не гарантируют успешности проектов на их основе. Внедрение 5G подразумевает, по его словам, три направления развития продуктов: улучшение мобильной широкополосной связи, организация сверхнадежной связи с малой задержкой, а также «массовая» межмашинная связь. Если первое направление относится к пользователям сетей мобильной связи, то второе и третье — к IoT (internet of things, интернет вещей), автоматизации производства, включая «беспилотный транспорт». При этом, по его словам, дополнительные доходы от внедрения 5G смог получить только Китай. «В КНР после внедрения 5G средний чек с абонента (ARPU, Average revenue per user. — Forbes) вырос на 20–25%, что позволяет операторам окупать затраты на развертывание 5G. Можно предположить, что это связано с большим числом пользователей интернета и достаточно закрытой собственными ресурсами интернет-экосистемой Китая», — говорит он.

 

Еще одна страна, в которой проекты 5G можно назвать удачными, — Южная Корея, где средний чек с клиента вырос, но только на 10%, продолжает собеседник Forbes. В Европе же при внедрении 5G ARPU с клиентов сначала вырос, а потом упал еще ниже, чем для клиентов, работающих с LTE. Ровно поэтому европейские операторы пытаются пролоббировать взимание платы за «доступ к инфраструктуре» с компаний Big Tech. «Получается, дело не в технологии и не в частотах, а в том, что бизнес-модели, которые могли бы поддержать и продвинуть 5G, на сегодня отсутствуют. Ситуация чем-то напоминает ситуацию с крахом доткомов в 2000 году и зарождением Web 2.0, который должен был прийти на смену не существовавшему Web 1.0», — поясняет источник Forbes в крупном операторе связи.

Принято связывать развитие 5G с развитием современной промышленности: утверждается, что есть корреляция между уровнем развития 5G в стране и ее ВВП, продолжает Алексей Бойко. Например, Ассоциация операторов связи GSMA в 2023 году прогнозировала, что вклад 5G в ВВП стран Ближнего Востока и Северной Африки достигнет почти $60 млрд в 2030-м. А по данным академии информационных и коммуникационных технологий КНР, к 2025 году рынок 5G может генерировать до 3,2% ВВП страны.

По мнению источника Forbes в крупном операторе, определяющим успешным фактором развития 5G является наличие относительно замкнутой на собственные онлайн-ресурсы экосистемы при достаточно большом (около 800–900 млн с учетом IoT-устройств) числе интернет-пользователей на территории обслуживания, наличии «доходных и прибыльных» собственных интернет-ресурсов, что пока есть в Корее и Китае. «Очевидно, рано или поздно мир придет к 3D-интернету и новым бизнес-моделям в нем. Вряд ли это будет тот интернет, который мы сейчас знаем. Если проводить аналогию с Web 2.0, то это развитие начнется тогда, когда гарнитуры 3D станут доступными пользователям для покупки», — рассуждает он.

Как полагают эксперты, к тому моменту, как это все воплотится в жизнь, ситуация с частотами может измениться. Поэтому сегодня выделение нам частот «не из того диапазона» стоит рассматривать как создание полигона для опробования 5G. «Впереди мир ждет «ломание» очередного пузыря, после которого должен начаться новый виток развития. Возможно, сегодняшняя ситуация позволит нам «перескочить» через этот кризис и выйти из него со значительно меньшими потерями», — заключает источник Forbes в крупном операторе.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+