Глава совета директоров «Аквариуса» запускает фонд прямых инвестиций в IT-компании
«Окно возможностей»
Председатель совета директоров ГК «Аквариус», член координационного совета и глава комитета по IT и вычислительной технике «Деловой России» Алексей Калинин вместе с супругой Мариной Ивановой, вице-президентом «Аквариуса» по развитию, запустили семейный инвестиционный фонд прямых инвестиций «Передовые технологии», рассказали они Forbes. Фонд создан для поддержки и развития высокотехнологичных стартапов российской промышленности. «Мы рассчитываем, что наши инвестиции будут не просто денежными вливаниями, но и smart money и что в том числе наша многолетняя экспертиза на IT-рынке в управлении проектами разного масштаба будет полезна проектам, в которых наш фонд станет инвестором», — надеется Иванова.
На сегодня это семейный фонд Калинина и Ивановой, которая и является бенефициаром ООО «Передовые технологии», уточняют его основатели. «Мы всегда открыты для партнерства и любим двигаться вперед. Сейчас мы в самом начале пути, — отвечает Марина Иванова на вопрос Forbes, будут ли они еще привлекать средства и партнеров в свой фонд и каков его объем. — Амбиций и задач очень много, и для нас основной вопрос — в появлении новых компаний и новых технологий. В любом случае это десятки миллиардов рублей в ближайшие годы».
Рассуждая о фокусе и специализации фонда, Алексей Калинин говорит о планах сосредоточиться на проектах в сфере развития в России индустрии высоких технологий и организации их экспорта, «в том числе на инвестициях в технологические молодые компании, связанные с разработкой телеком-оборудования». «Честно говоря, мы считаем, что сейчас для запуска таких фондов, как наш, наилучшее время, историческое окно возможностей, — полагает Калинин. — Мы уже рассматриваем несколько проектов для инвестиций, но конкретные названия раскрывать пока не готовы».
Первая сделка
«Передовые технологии» уже положили начало своей работе: первой сделкой фонда стало вложение в капитал «дочки» МТС — ООО «Иртея». «На ее базе планируем в короткие сроки развернуть производство базовых станций», — говорит Алексей Калинин. В МТС и «Иртее» Forbes подтвердили эту информацию, участие фонда в ООО «Иртея» составит 50%, это также следует из данных ЕГРЮЛ, с которыми ознакомился Forbes. При этом источник, близкий к сделке, утверждает, что в будущем стороны планируют привлечь еще одного партнера в капитал «Иртеи» с тем, «чтобы ни у кого не было доли 50% и более».
Какова сумма сделки, стороны раскрывать не стали. Впрочем, как сообщали ранее «Ведомости», на разработку телеком-оборудования компания собиралась направить 5,6 млрд рублей и получить еще 5,4 млрд бюджетного финансирования в период с 2023 по 2026 год. Эти показатели включены в дорожную карту «Современные и перспективные сети мобильной связи» на период до 2030 года.
Кроме того, в ноябре 2023 года стало известно, что МТС хочет привлечь партнеров в капитал «Иртеи». Собеседники «Коммерсанта» называли в качестве кандидата «Аквариус». По мнению экспертов, сделка нужна МТС, чтобы разделить санкционные риски: «Иртея» выступает исполнителем правительственной дорожной карты по разработке телекоммуникационного оборудования. Однако партнером МТС стал не совсем «Аквариус», а частный фонд Алексея Калинина и Марины Ивановой.
Впрочем, по мнению участников рынка, «Аквариус», несомненно, будет принимать деятельное участие в разработке телеком-оборудования. К слову, в прошлом году компания специально создала отдельный департамент телекоммуникационных решений, в разработку и выпуск которых намеревалась вложить 3 млрд рублей. «Иртея» занялась строительством базовых станций для LTE и 5G неспроста, рассуждает источник Forbes в IT-индустрии. «Дело в том, что вся команда Сколтеха, которая ранее разрабатывала это оборудование, перешла в «Иртею» и теперь продолжает развивать свои наработки на новом месте, — говорит он. — «Иртея» теперь, по сути, СП МТС и «Аквариуса», где по части МТС — разработка и мозги, а по части «Аквариуса» — производственная база».
Переход на отечественное
«Иртея» занимается созданием базовых станций мобильной связи 4G/5G c открытой архитектурой OpenRAN. «В настоящее время ведется активная работа над проектом базовой станции LTE/5G, предназначенной для использования российскими мобильными операторами, — сообщил Forbes директор по стратегическим коммуникациям «Иртея» Александр Сиволобов. — Основной акцент сделан на тестировании и отладке оборудования и ПО в реальной сети». По его словам, проект включает в себя участие двух российских операторов, однако он не стал их называть.
«Параллельно начался комплекс работ, направленных на запуск производства оборудования. В текущем году мы поставили перед собой амбициозную цель — выпустить 1000 базовых станций LTE/5G. Именно эти устройства будут использоваться в тестировании, — уточнил Сиволобов. — В производственный процесс вовлечены три партнера. По просьбе самих компаний мы сохраняем конфиденциальность и не раскрываем их названия».
«Иртея», основанная в 2021 году, далеко не единственная компания, которая занимается созданием телекоммуникационного оборудования и базовых станций для операторов связи. Среди них такие разработчики, как, например, Yadro и «Булат». Российский рынок остро нуждается сейчас в оборудовании сотовой связи, прежде всего в радиоподсистемах, базовых станциях и радиомодулях, способных работать в сетях LTE/5G, рассуждает аналитик профильного Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. Он напоминает, что с компаниями, которые занимаются разработкой российских базовых станций, операторы уже заключили ряд форвардных контрактов — так они решают для себя проблему импортозамещения. Также, по его словам, операторы активно участвуют в разработках, от формулирования ТЗ до проведения испытаний предложенной разработчиками продукции.
Потребность российских операторов сотовой связи в базовых станциях Бойко оценивает примерно в 40 000–80 000 штук в год, часть этого оборудования нужна на замену, часть — для расширения сетей. «Потребность заметно выросла бы, если бы у операторов появились новые частоты и возможность строить в новых частотных диапазонах сети 5G», — подчеркнул эксперт.
«Это работа в первую очередь на перспективу. Бизнес стремится закрыть спрос, который составляет десятки тысяч базовых станций в год, огромный рынок — речь о десятках миллиардов рублей ежегодно», — оценивает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. Как показали последние два года, альтернативы собственной разработке, по его мнению, в ближайшие годы не будет.
Напомним, крупнейшие поставщики телеком-оборудования после начала «спецоперации»* на Украине — Nokia, Ericsson, Cisco — свернули бизнес и ушли из России.
База для оператора
«Мы активно тестируем различные типы сетевого оборудования как иностранного, так и российского производства, — заявили Forbes в «Мегафоне». — С некоторыми компаниями переходим на этап заключения форвардных контрактов. В 2022 году такой контракт на поставку российских базовых станций был подписан с Yadro. В октябре 2023 года мы заключили форвардный контракт с компанией «Булат» (на поставку до 5000 БС в 2024–2026 годах. — Forbes). С «Иртеей» мы не имеем подписанных контрактов».
Отечественное оборудование для мобильных сетей остро необходимо, согласны в «Ростелекоме». Но компания поддерживает другие проекты. Так, в декабре 2022 года заключен форвардный контракт между «Булатом» и «Ростелекомом» на поставку до 17 000 базовых станций до 2026 года.
«Мы рассматриваем все доступные альтернативы, среди которых взаимодействие в рамках форвардных контрактов с российскими производителями. Два таких контракта мы уже заключили, ожидаем готовности решений, эта работа будет продолжаться», — сообщили в «Вымпелкоме», не став пояснять, с кем заключены эти контракты.
По мнению Алексея Бойко, операторы будут тщательно выбирать между поставщиками, если у них будет возможность такого выбора. Одна из сложных задач — сделать его в пользу решений OpenRAN или предпочесть им проприетарные решения, которые долгие годы доминировали и все еще продолжают преобладать на рынке. Подход OpenRAN, как у «Иртеи», —привлекательный вариант для операторов, которые хотели бы минимизировать зависимость от вендора и иметь возможность выбора. Вертикальный, проприетарный подход, как у Yadro, означает более жесткую привязку оператора к вендору, продолжает аналитик: «Но такие решения при грамотном подходе могут обеспечивать более высокую производительность решений, в составе комплексных систем они проще в развертывании. Это традиционный подход для телекоммуникационного рынка».
При участии Анастасии Гаврилюк
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.