К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Испытательный срок: чему всего за год ChatGPT научил бизнес

Фото Frank Rumpenhorst / Getty Images
Фото Frank Rumpenhorst / Getty Images
ChatGPT показал себя вундеркиндом: всего лишь за год очень сильно изменился сам и заметно изменил мир вокруг. Появление генеративного ИИ в доступном каждому интерфейсе и одновременно в виде API, допускающем интеграцию с разнообразными IT-продуктами, вызвало мощную общественную дискуссию. В тени экзистенциальных вопросов деловые аспекты кажутся второстепенными, но это не совсем так: изменения бизнеса так или иначе касаются всех, кто участвует в трудовой деятельности, полагает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

Многие читатели наверняка не просто устали, а раздражены постоянным потоком новостей и спекуляций на тему ИИ, но в годовщину публичного запуска ChatGPT от этой темы не уйти. Я почти 30 лет наблюдаю — причем изнутри процесса — за развитием цифровых технологий и никогда раньше не видел, чтобы новый продукт и его аналоги не просто с рекордной скоростью приобрели сотни миллионов пользователей без всякой рекламы, но и вызвали непрекращающиеся дискуссии в самых разных организациях, от школьных педсоветов до ООН.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

И не только дискуссии. Как никогда раньше, общественные институции в течение считаных месяцев перешли от слов к делу; к использованию и одновременно регулированию всего, связанного с технологиями ИИ, в первую очередь, генеративного.

Такой резонанс показывает, что мы имеем дело не просто с очередным недолговечным или локальным модным трендом, а с чем-то более важным и влиятельным. То, с каким волнением и в технологических компаниях, и в прессе по всему миру наблюдали за ноябрьскими событиями в одной, казалось бы, далеко не самой крупной или могущественной компании по имени OpenAI, тому отличное подтверждение.

 

Итак, в чем состоят, на мой взгляд, главные итоги года, прошедшего с 30 ноября 2022 года, когда был открыт доступ к ChatGPT?

  • Нас давно, но часто безуспешно учат, что технологии сами по себе не определяют будущее, его определяют лишь продукты, созданные на основе технологий (этот тезис всесторонне раскрыт в книге «Машина, платформа, толпа»). ChatGPT — ярчайший пример справедливости этого тезиса. Продукты на основе генеративного ИИ существуют уже несколько лет, созданный с их помощью контент не первый год используется художниками и продвинутыми маркетологами, оставаясь нишевой историей. Большие языковые модели тоже не в ноябре 2022-го появились (и, кстати, придуманы не в OpenAI, а в Google) — но все это время про них никто, кроме немногочисленных специалистов в области машинного обучения, не знал и знать не хотел.  

Именно продукт по имени ChatGPT и последовавшие аналоги всего за год изменил образ будущего для сотен миллионов людей. Суть этих изменений очень красочно описал Сатья Наделла, глава Microsoft. Припомнив знаменитые слова Стива Джобса о том, что персональный компьютер (ПК) — это «велосипед для мозга», он заметил, что генеративный ИИ в таком случае — паровой двигатель. ПК лишь усиливали природную силу нашего разума; генеративный ИИ даст нам интеллектуальные ресурсы, неведомые природе. Последствия этого, как в свое время последствия индустриальной революции, начавшейся с применения энергии пара, мы не можем пока предвидеть.

 
  • Пресловутое «преимущество первопроходца» (first mover advantage) в бизнесе работает не так, как любят рассказывать ученые и разработчики. Научная новизна и оригинальная технология обеспечивают славу и признание среди своих, но мир покоряют продукты, которые сумели завоевать аудиторию и вызвать интерес общества на всех уровнях. Именно поэтому за год, располагая колоссальными и талантливыми людскими ресурсами, и всей необходимой материальной (читай — серверной) базой, и глубоким пониманием технологии (все-таки создатели!), Google не сумел стать лидером гонки новых ИИ-продуктов. Продуктовое первенство, если его правильно разыграть и не сбавлять темп развития продукта, оказывается важнее авторства идей и технологий.  
  • Роль личности лидера в мире IT-компаний всегда была велика (Стив Джобс — хрестоматийный пример). Но ситуация, когда рутинное, на первый взгляд, решение совета директоров уволить СЕО чуть не разрушило за пару дней компанию года, беспрецедентна. Большинство сотрудников немедленно выразили готовность уйти вслед за уволенным лидером, и было ясно, что никакие меры корпоративного воздействия не в силах их удержать. Эта неделя накануне годовщины ChatGPT еще войдет отдельной главой в учебники корпоративного управления; пока там не все последствия проявились и не все антикризисные мероприятия завершены. Похожие ситуации, пусть не столь шумно, могут возникнуть в любой IT-компании, и управленцам предстоит осмыслить эту не всегда приятную для них реальность.  
  • Самый, пожалуй, важный итог прошедшего года в том, что мы увидели очень яркое и мощное доказательство тезиса, который часто считают просто красивыми словами: у цифровой трансформации нет даты завершения, это непрерывный и ускоряющийся процесс, не имеющий конечной точки или четкой цели, это способ существования бизнеса.  

По мере трансформации бизнеса, интегрирующей IT-решения в производственные и управленческие процессы, эти решения достаточно быстро меняются (иногда — радикально) и развиваются, их нельзя однажды внедрить и расслабиться. Придется постоянно обновлять и сами IT-решения, и использующие их бизнес-процессы, придется постоянно учиться и переучиваться всем — от высших руководителей до линейных сотрудников. Руководителям всех уровней придется заново учиться делегировать, и не только сотрудникам, но и алгоритмам; этот процесс обещает быть непростым — но критически важным для сохранения и развития бизнеса.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+