К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пробуждение от спячки: как стартапы запустили гонку техногигантов

Фото Jaap Arriens / NurPhoto via Getty Images
Фото Jaap Arriens / NurPhoto via Getty Images
Считается, что главное преимущество стартапов — их скорость. Она позволяет совершать прорывы, на которые неспособны большие неповоротливые компании, и в итоге создавать новые рынки, становясь на них лидерами. Но с генеративным ИИ что-то пошло не так, и в итоге самая захватывающая дуэль разыгрывается между техногигантами, а лидирующие в области стартапы оказываются в ней скорее секундантами, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

На протяжении почти года у многих наблюдателей за высокотехнологичным сектором мирового бизнеса складывалось ощущение, что рождается новое поколение компаний, способных сильно пошатнуть позиции «великолепной семерки», в которую входят Apple, Microsoft, Alphabet, Amazon, Nvidia, Tesla и Meta (признана в России экстремистской и запрещена). Показательно, что именно Сэм Альтман, глава стартапа OpenAI, несравнимого по масштабам бизнеса, капитализации или количеству сотрудников с участниками «семерки», устраивал мировое турне, встречаясь с крупнейшими политиками и лидерами общественного мнения 16 стран и рассказывая о том, какое будущее сулит ИИ человечеству.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Но картина оказалась сложнее и интереснее; техногиганты не просто отказались сдаваться, они умело воспользовались своими преимуществами — большими деньгами и колоссальными аудиториями своих пользователей. Всех впечатливший взлет OpenAI быстро стал замедляться, к сентябрю прекратившись: аудитория ChatGPT замерла на уровне около 180 млн пользователей. Цифра большая, но куда ей до масштаба аудитории пользователей Windows или поиска Google.

Свои ресурсы крупнейшие игроки бросили не столько на создание прямых конкурентов ChatGPT (хотя и этим не побрезговали), сколько на интеграцию технологий интерактивного ИИ и больших языковых моделей в свои сложные и практически недоступные для копирования каким-либо стартапом продукты. Google уже в мае предложил SGE (Search Generative Experience), который теперь выходит из стадии экспериментов и раскатывается на всех пользователей. Сразу после этого прекратились разговоры в духе «ChatGPT убьет поиск и решит все задачи пользователей, за которыми они привыкли ходить в Google». Статистика подтверждает: Google продолжает ежедневно отвечать на примерно 8,5 млрд вопросов и к своему 25-летию, которое он отметил 27 сентября, подошел в отличной поисковой форме.

 

Microsoft использовал возможности генеративного ИИ далеко не только в собственном поисковике Bing, но, что важнее, во всех своих продуктах, от популярнейшей операционной системы до офисного пакета. Концепция «второго пилота» — не просто неутомимого собеседника, а помощника в повседневных задачах, решаемых с помощью продуктов Microsoft, — продемонстрировала людям практическую пользу от генеративного ИИ в привычной работе.

Получается, самая захватывающая (и самая полезная для пользователя) конкурентная борьба развернулась в 2023 году не между «старичками» и «молодняком», а как раз между техногигантами. Вначале казалось, что Google просто чуть задержался на старте и пропустил рывок Microsoft, во многом обусловленный инвестициями и тесным сотрудничеством с OpenAI. В конце концов, именно в Google закладывались основы успеха технологии трансформеров (та самая буква T в GPT), да и вообще там давно работают талантливейшие специалисты в области ИИ, ИИ-технологии не первый год трудятся под капотом многих продуктов, начиная с поиска, а инновационная культура считается основой компании. Некоторые эксперты полагали, что более консервативный (ведь ему не 25, а 48 стукнуло в этом году) и традиционный Microsoft быстро выдохнется и лидером в ИИ-гонке станет Google.

 

Они ошиблись. Очень наглядно это проиллюстрировали итоги последних в этом году квартальных отчетов двух компаний. При общей успешности квартала для обеих компаний аналитиков реально напугали различия в росте облачного бизнеса — и в итоге курс акций Google рухнул на 10%, а Microsoft подрос. Google Cloud, и без того уступавший Microsoft's Azure и Amazon Web Services (AWS) на колоссальном и многообещающем рынке облачных услуг, начал замедлять рост и терять долю рынка в пользу Azure.

И Сатья Наделла, и аналитики объясняют произошедшее тем, что именно в Microsoft сумели развернуть в своем облачном сервисе лучшую инфраструктуру для обучения и работы моделей, а спрос на такие услуги продолжает мощно расти. Название сервиса, кстати, говорит о многом: Azure Open AI. Вовремя и щедро проинвестировав перспективный стартап, Microsoft сумел на основе его разработок создать привлекательное предложение для бизнеса. Репутации и компетенции обеих компаний очень хорошо друг друга дополнили, и более чем 18 000 клиентов тому доказательство.

Google, похоже, чуть переоценил свои силы и спохватился слишком поздно: только в октябре стало известно, что Google решил инвестировать в стартап Anthropic, наиболее известного конкурента OpenAI, $2 млрд, причем $500 млн сразу. Пикантности этой сделке добавляет то обстоятельство, что незадолго до этого о вложениях в тот же Anthropic объявил и Amazon, прямой конкурент Google Cloud.

 

Это позволяет предсказать очень динамичное и интересное развитие событий в будущем году: борьба за лидерство в широком применении ИИ-продуктов и для коммерческого, и для потребительского сегмента развернется между двумя гигантами IT-мира. Не только сотни миллионов их пользователей смогут воспользоваться новинками, но и десятки тысяч их облачных клиентов, в свою очередь, внедрят передовые и мощные решения на основе ИИ в свои продукты, расширяя аудиторию и применение ИИ на весь мир. Выиграем мы все, а вот кто возглавит новую гонку техногигантов, пока остается неясным.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+