билайн взялся за трубку: зачем оператор купил сервис коллтрекинга
Птичка для пчелки
«Вымпелком» приобрел мажоритарную долю в ООО «Колибри» (Callibri), сообщили Forbes в компании и подтвердил сооснователь Callibri Иван Шкиря. Callibri специализируется на создании облачных сервисов, которые позволяют маркетологам и предпринимателям отследить эффективность рекламы и получать больше клиентов из интернета. До сделки 100% уставного капитала «Колибри» принадлежало Ивану Шкире. «Колибри» сохранит бренд, автономность и будет управляться текущим менеджментом, команды останутся самостоятельными бизнес-юнитами, подчеркнули в «Вымпелкоме», отказавшись раскрыть сумму сделки.
«Колибри» развивает платформу лид-менеджмента, которая занимается маркетинговой аналитикой (коллтрекинг, email-трекинг, сквозная аналитика), коммуникациями (чаты, обратный звонок, соцсети и мессенджеры) и автоматизацией работы с лидами. Компания работает на рынке с 2014 года, имеет около 8000 клиентов и 71 сотрудника в штате. Основной офис находится в Екатеринбурге. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Колибри» в 2022 году выросла на 7,8%, до 136,4 млн рублей, а прибыль — на 120%, до 9,2 млн рублей.
В «Вымпелкоме» рассчитывают, что «Колибри» дополнит инструментарий adtech-подразделения оператора в части аналитики и медийной рекламы: «В то же время принадлежащий «Колибри» сервис коллтрекинга «Гудок» позволит оператору добавить в свой текущий портфель маркетинговых технологий новые продукты». Иван Шкиря, кроме «Колибри», также будет курировать клиентский опыт и продвижение маркетинговых сервисов в adtech-подразделении оператора, добавил директор по новому бизнесу «Вымпелкома» Евгений Коробов.
Основатель «Колибри» Иван Шкиря пояснил, что доля оператора в «Колибри» позволит ему консолидировать выручку компании в своей отчетности. По его словам, в рамках сделки «Вымпелком» приобрел долю не только в самом Callibri, но и в сервисе коллтрекинга «Гудок», который специально для этого был консолидирован в ООО «Колибри».
В поисках синергии
Приобретение компании в сегменте коллтрекинга может быть интересно мобильному оператору в контексте включения этого сервиса в свою воронку продаж корпоративным клиентам, пояснил исполнительный директор инвестбанка Advance Capital Артур Шубаев. По его словам, такой продукт может либо включаться в пакет услуг для бизнеса, либо допродаваться как отдельный продукт.
Стоимость «Колибри», по его оценке, «с учетом размера» может составлять 0,75-1,25 выручки 2022 года, или «примерно 100-150 млн рублей, но вряд ли больше». «В отличие от других операторов «Вымпелком» избрал стратегию покупки небольших синергетичных таргетов», — рассуждает Шубаев.
Продажа «Вымпелкому» контроля в «Колибри» понятна и логична, считает генеральный директор CraftTalk Денис Петухов. «Облачному сервису типа «Колибри» нужно много вкладывать в продвижение, а самому набирать клиентскую базу намного сложнее, чем начать предлагать услуги по действующей клиентской базе. Поэтому, я думаю, это взаимовыгодная история», — полагает Петухов. По его словам, операторы связи сейчас перестают быть «просто трубами» и превращаются в интеграторы цифровых решений, предлагающих различные продукты корпоративным клиентам.
Аналитик «Финам» Леонид Делицын оценивает стоимость «Колибри» в 342 млн рублей. Таким образом, сумма сделки могла составить, по его мнению, 174 млн рублей.
Сам телекоммуникационный бизнес «Вымпелкома» не показывает заметного роста, как и у других операторов, указывает аналитик FinTech Lab Сергей Вильянов: «Поэтому компания ищет новые точки роста, но у нее сейчас нет средств на внушительные инвестиции». «Вымпелком», по его словам, покупает не столько технологии «Колибри» (у оператора множество собственных инструментов по анализу трафика и звонков), сколько витрину для своих инструментов.
Это не первая сделка «Вымпелкома» за последнее время на рынке маркетинговой аналитики. Так, в августе 2022 года «Вымпелком» приобрел за $16 млн 67% компании OTM («Онлайн технологии и медиа»), владеющей технологической платформой для автоматизации и планирования закупок интернет-рекламы.
Согласно финансовым и операционным результатам билайна за III квартал 2023 года (последний в составе международного бизнеса холдинга Veon), выручка компании за отчетный период выросла на 9,6%, до 77,5 млрд рублей, сервисная выручка выросла на 5,7%, до 70,2 млрд рублей, САРЕХ увеличился на 2%, до 13,2 млрд рублей. Показатель EBITDA увеличился на 11,3%, рентабельность по EBITDA составила 43,5%.