Траты «в стол»: какие риски несет с собой создание одной из самых дорогих госсистем
Расходы растут
Сегодня государство действительно начало активно интересоваться вопросом развития искусственного интеллекта и нейросетей. Так, в октябре правительство выделило на развитие ИИ дополнительно 1,2 млрд рублей, а 2024 году бюджет на развитие в стране технологий ИИ составит 5,2 млрд рублей, сообщал ранее премьер-министр Михаил Мишустин.
Однако в разрезе федерального бюджета вопрос развития ИИ сейчас вовсе не самый приоритетный. Так, в принятом Госдумой в первом чтении в октябре проекте бюджета на 2024-2026 годы самой значительной статьей расходов впервые станет «национальная оборона», в 2024 году расходы на нее предлагается увеличить на 68% относительно 2023 года. В 2023 году на оборону выделено 6,4 трлн рублей, а на 2024-й — более 10,77 трлн рублей. Траты на оборону в 2024 году впервые обойдут социальную политику: на нее выделят 7,73 трлн рублей. При этом принятый проект бюджета остается дефицитным из-за воздействия санкций и снижения доходов с одновременным ростом расходов государства.
Система системе рознь
В целом, по данным Счетной палаты за 2021 год, в России существовало 630 ГИС, эксплуатируемых 67 федеральными госорганами, и на владение этими системами к тому моменту было потрачено более 300 млрд рублей. При этом аудиторы отмечали, что механизмы создания и эксплуатации таких ГИС несовершенны и требуют серьезных доработок.
Некоторые ГИС приходится закрывать. Так, из 50 информационных систем, которые авторы аналитического доклада «Оценка открытости государственных информационных систем в России» Счетной палаты в 2020 году выделили как содержащие общественно значимую информацию и имеющие потенциал для ее раскрытия, у каждой десятой системы появились проблемы с работоспособностью или доступом к данным со стороны других заинтересованных сторон. Среди них — ГИС, предполагающие размещение наборов данных на едином ресурсе, такие как Федеральная государственная информационная система координации информатизации (ФГИС КИ) и Портал открытых данных.
По данным доклада, за 2017–2019 годы расходы на уже не работающие информационные системы в сумме составили около 360 млн рублей. При этом самая дорогая «открытая» ГИС «Электронный бюджет» за этот же период обошлась государству в сумму около 6 млрд рублей.
Проект, который может «уйти в стол»
Вернемся к законопроекту Минцифры. Согласно тексту поправок в закон о персональных данных, регулирующих оборот обезличенной информации, после передачи бизнесом данных в ГИС информация будет обезличиваться, а затем к ней могут получить доступ разработчики ИИ. Такой шаг позволит ускорить развитие ИИ в стране, считают авторы документа. Сейчас законопроект обсуждается в правительстве, также активные дискуссии вокруг него ведутся в отрасли. Например, есть опасения, что организация такой ГИС потребует значительных ресурсов как на ее создание, так и на дальнейшее поддержание безопасности объединенной системы, которая «будет гораздо более уязвима в случае возможных диверсий, чем распределенные системы разных операторов данных».
ГИС для больших данных может стать одной из самых дорогих в истории России. При этом бюджет на такой «котел» с миллиардами строк информации от десятков крупнейших IT-компаний страны может расти до бесконечности, по мере того как система будет прирастать данными, а значит, ее нужно будет постоянно масштабировать, усиливать меры защиты и поддерживать бесперебойную работу. Только одна крупная частная IT-компания тратит на свою инфраструктуру для хранения данных сотни миллиардов. Если вспомнить другие масштабные ГИС (например, платформу Росреестра: она уже стоила бюджету 20 млрд рублей, и это не окончательная оценка — платформа до сих пор не доделана), то можно предположить, что сумма, необходимая на ГИС для больших данных, будет сопоставимого порядка. Есть большие сомнения, что государство сейчас готово взять на себя подобные расходы в кратном размере, помноженные на колоссальные риски, связанные с хранением такого объема данных.
Помимо этого, не до конца понятно, кто будет физически заниматься созданием и развитием ГИС. Рынок сейчас в ситуации серьезной нехватки IT-кадров: по данным Минцифры, в стране недостает 500 000–700 000 айтишников. О «жутком дефиците» специалистов регулярно заявляет и бизнес: так, на минувшей неделе об этом сообщил глава Тинькофф Банка Станислав Близнюк. По его словам, такой дефицит приводит к двум последствиям: специалисты растут в стоимости, а качество их работы падает. В сентябре глава Сбербанка Герман Греф и вовсе оценил дефицит IT-кадров в России в 1 млн человек.
Обсуждаемая ГИС потребует беспрецедентных мощностей и уникальных компетенций, которые сейчас в стране крайне ограничены. Это серьезно повышает риски создания системы, которая в итоге окажется некачественной, но очень дорогой «работой в стол».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов