В родную гавань: зачем переносить серверы онлайн-игр в Россию
«Приземление» гейминга
На заседании Совета по физической культуре и спорту 19 октября президент Владимир Путин поддержал предложение обязать иностранных разработчиков онлайн-игр перенести серверы в Россию. С этой идеей выступил глава исполнительного комитета Федерации бокса Умар Кремлев, по словам которого, многие игры, в том числе в жанре «шутер», «пропагандируют антигосударственные ценности». Компании, в игры которых играют в России, должны регистрировать свои проекты в доменной зоне .ru, а их серверы и офисы — располагаться на территории страны, предложил Кремлев. Кремлев также предложил создать единого регулятора игр, чтобы при необходимости их можно было блокировать.
По его словам, сейчас на рынке работают компании из США и Канады, выручка утекает за границу: «Около $5 млрд примерно оборот, который выводит через зону .com за границу». «Мы любим США и Канаду, но зарабатывать на нас зачем разрешаем?» — прокомментировал Владимир Путин, призвав сделать «конкретные шаги».
Нужно рассмотреть возможность участия в развитии российской видеоигровой отрасли Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ), считает замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. «Сейчас благодаря отчислениям ЕРАИ осуществляется внебюджетное финансирование российского спорта. Если регулятор заходит в сферу видеоигр, значит, нужно уже продумывать и варианты финансовой поддержки с его стороны тех самых альтернатив западным разработкам. Мне кажется, такой сценарий будет вполне уместен», — пояснил он в своем Telegram-канале.
Согласно подсчетам совместного исследования ex corp. и Nielsen, в соревновательные видеоигры играют 11,5 млн россиян, которые в среднем тратят на это по $22,3 в месяц. Это создает рынок в размере $3,1 млрд в год. Таким образом, Россия занимает седьмое место по размеру денег, которые тратят геймеры, уступая по этому показателю США, Китаю, Японии, Южной Корее, Великобритании и Франции.
Отход на сервер
Регулирование будет касаться прежде всего российских разработчиков игр, которые еще не покинули страну, рассуждает исполнительный директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарев (признан Минюстом иноагентом). «Иностранных игроков он регулировать не сможет, так как они и так официально ушли с российского рынка», — говорит он.
Локальный хостинг могут себе позволить в основном крупные ПК-игры, пояснил независимый эксперт, один из создателей World of Tanks Вячеслав Макаров. По его словам, в России уже хостятся игры российских студий — «Калибр» (разработчик – 1С Game Studios), Warface («Аструм»), «Мир танков» (Lesta Games), некоторые иностранные игры. Создать отдельную зону .ru и разместиться на российских серверных мощностях без особого труда могут несколько заинтересованных в российском рынке компаний. При этом Макаров отмечает, что тогда число продуктов на рынке заметно сократится.
$5 млрд оборота, которые, по словам Умара Кремлева, «выводят через зону .com за границу» американские и канадские компании, — это «сильно завышенные цифры», считает Макаров. «Это больше прежнего размера рынка. Но выручка рынка игр в России, безусловно, значительна — окольными путями оплачиваются мобильные и консольные игры, а также игры в лидирующей платформе Steam», — оговаривается он.
По оценке основателя студии Vengeance Games, преподавателя Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константина Сахнова, больше половины российского рынка онлайн-игр для ПК по-прежнему занимает платформа Steam. Epic Games Store и GOG.com суммарно занимают не более 20%, добавил он. Единственным конкурентом этим зарубежным платформам он видит VK Play, допуская, что доля VK Play в России в перспективе ближайших лет может достигнуть 25%. В пресс-службе VK Play Forbes сообщили, что игры и игровой контент, доступные в каталоге платформы, размещены на российских серверах.
Почти все онлайн-игры — причем не только высокобюджетные и массовые многопользовательские, но и небольшие мобильные — хостятся (то есть располагают свою инфраструктуру) в облачных сервисах, поясняет независимый эксперт в области разработки игр Александр Зезюлин. «Скорее всего, популярные в России игры размещаются в европейских облачных сервисах. Свои серверы в стране ставят очень немногие издатели, это редкость. Заблокировать эти игры, не сломав остальной интернет, практически невозможно», — предостерегает он.
«Вопросов больше, чем ответов, — рассуждает основатель агентства Fatpony Николай Борзов. — Непонятно, что имеется в виду под переносом: что должно быть перенесено, какие данные, какие серверы? Кто это должен сделать? Разработчик? Издатель? Дата-центр? Это относится к компаниям из всех юрисдикций или только к «западным» компаниям? Подробнее можно обсуждать после прочтения документов, которые будут регулировать этот процесс».