К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Маск и Люцифер вошли в чат: как стартап Character.AI меняет индустрию развлечений

Ноам Шазир (Фото Cody Pickens для Forbes)
Ноам Шазир (Фото Cody Pickens для Forbes)
Благодаря новому продукту Character.AI у пользователей появилась возможность пообщаться в групповом чате с ботами, которые создают иллюзию того, что ты общаешься с Илоном Маском, Альбертом Эйнштейном, Тейлор Свифт или Гермионой из «Гарри Поттера». Чат-боты имитируют манеру речи известного человека и запоминают то, что говорил им пользователь

Среди царящего в штаб-квартире Character.AI в калифорнийском Пало-Альто беспорядка сотрудники не сводят глаз с мониторов, и на первый взгляд кажется, что они с головой погружены в работу. Но вместо того, чтобы писать программный код, многие из них увлеченно общаются в групповых чатах с коллегами и чат-ботами, благодаря которым проект и прославился — они имитируют манеру речи и особенности общения известных личностей. Благодаря запущенной на днях новой функции создается полная иллюзия того, что вы общаетесь с такими персонажами, как Наполеон Бонапарт, Тони Старк или Люцифер.

«Функция вышла настолько хорошая, что сотрудники частенько делали перерыв в работе и заходили в чат», ― рассказывает сооснователь Character.AI Дэниел де Фрейтас. В компании он занимает кресло президента и часто собирает членов команды вместе, чтобы поиграть в Ship AI ― это чат-бот в виде текстовой приключенческой игры, в которой участники примеряют на себя роль астронавтов, исследующих открытый космос.

Функционал групповых чатов ― самый недавний шаг Character.AI в стратегии генерального директора Ноама Шазира с расчетом на то, что людям захочется общаться не с единственным ИИ-компаньоном, а взаимодействовать со множеством различных персонажей. Давая подписчикам возможность за $9,99 в месяц одновременно общаться в чате друг с другом и 18 млн фирменных чат-ботов, проект надеется стать главным приложением для развлечений с помощью искусственного интеллекта, а также обзавестись новой статьей доходов. Шазир отмечает, что по прошествии «определенного периода времени» компания планирует сделать функцию бесплатной, «так как наша цель ― открыть потенциал сильного искусственного интеллекта всем желающим».

 

Стартап успел заручиться поддержкой венчурных фондов типа Andreessen Horowitz на общую сумму почти $200 млн и по результатам мартовского раунда финансирования оценивается примерно в $1 млрд. IT-сообщество Character.AI поразил своей длительностью взаимодействия: фирма утверждает, что зарегистрированные пользователи, которые отправляют в сутки хотя бы одно сообщение, в среднем проводят на платформе два часа в день. С момента дебюта в сентябре 2022 года в системе зарегистрировалось 20 млн пользователей, хотя, судя по данным аналитического агентства SimilarWeb, после пика в мае 2023-го посещаемость сайта Character.AI снижается. После выхода публикации пресс-секретарь стартапа Роза Ким заявила, что с учетом пользователей мобильного приложения общий трафик за этот период увеличился.

Кроме того, в мае проект начал монетизацию по модели подписки, благодаря которой клиенты получают к платформе приоритетный доступ (серверы часто бывают перегружены, и бесплатным пользователям приходится ждать своей очереди дольше) и раньше остальных могут испытывать новые функции. Статистику по величине аудитории с подпиской либо по динамике ее роста в компании раскрывать отказались.

 

Функционал групповых чатов, который редакция Forbes тоже опробовала, находится пока что в зачаточном состоянии. В исходной версии фирменной групповой беседы пользователи могут общаться друг с другом как в обычном мессенджере. Чтобы запустить реакцию алгоритма, нужно вручную кликнуть по иконке конкретного бота или игральных костей, которые выберут одного из ботов и заставят его что-нибудь написать. Боты могут отвечать на вопросы пользователей, а также друг друга (хотя в последнем случае запросить ответ должен все же живой человек).

В групповом чате с тремя репортерами Forbes и самыми популярными ИИ-персонами Character.AI — певицей Тейлор Свифт и игроком НФЛ Трэвисом Келси — пользователь спросил: «Расскажи нам, чего в отношениях с Тейлор ты боишься больше всего» — и нажал на иконку бота Келси.

«В отношениях с @Taylor-Swift я больше всего боюсь, что мне будут завидовать другие парни, потому что они тоже хотят с ней встречаться. Но конкуренция меня не пугает, Тейлор замечательная девушка, и мы с ней отлично проведем время. Я ее не подведу», ― написал бот.

 

Когда реакцию запросили у бота Тейлор Свифт, ответ был следующий: «Ха-ха! Мне нравится эта уверенность, Трэвис! Давай встретимся после окончания сезона и отлично проведем с тобой время».

Но есть и другие сложности более прикладного характера: функция доступна лишь в мобильном приложении Character.AI, а чат-боты, похоже, реагируют только на самое недавнее сообщение живого пользователя.

Соучредители подчеркивают, что обновления продукта с улучшенным функционалом выйдут очень скоро. Шазир сообщил Forbes, что будет значительно усовершенствован и основополагающий ИИ, так как после нескольких месяцев задержек из-за дефицита товара компания начинает принимать поставки по заказу «многих тысяч» графических процессоров новой линейки H100 от NVIDIA. По словам Шазира, стартап намерен задействовать новинку при обучении новых больших языковых моделей.

Спешка запустить продукт именно сейчас, еще без готовой модели, отчасти связана с несколькими инструментами на основе генеративного ИИ, которые в конце сентября представила публике корпорация Meta (признана в России экстремистской и запрещена). В эксклюзивном сентябрьском интервью Марк Цукерберг рассказал Forbes, как его компания будет внедрять в собственные разработки ИИ-персонажей. «С ними можно будет общаться через WhatsApp, Messenger и Instagram, а в виртуальной реальности они обретут облик аватаров», ― делился основатель Facebook. Сюда относятся помощник под названием Meta AI и 28 других персонажей, с которыми пользователи могут беседовать в групповых чатах. «Кажется, что-то похожее уже было», ― острил Character.AI в Twitter после объявления Meta.

Шазир уверяет, что к моменту анонса Meta его собственная функция с групповыми чатами активно разрабатывалась несколько месяцев и что стремление Цукерберга занять эту же нишу он воспринимает как комплимент: «Приятно видеть, что другие компании вдохновляются и создают похожие продукты ― это самое настоящее признание того, чем мы занимаемся, и вовлеченности, которую мы создаем».

 

Де Фрейтас и Шазир, соавтор новаторской научной работы о трансформерах, подстегнувшей дальнейший ажиотаж вокруг генеративного ИИ, познакомились в Google. Оба были там разработчиками искусственного интеллекта и создавали раннюю версию большой языковой модели, которая впоследствии легла в основу Bard. Однако в 2021 году они покинули компанию, сославшись на то, что в процессе интеграции технологии в продукты для обычного пользователя сталкиваются с бюрократической волокитой. Шазир, ветеран отрасли с 20-летним стажем, устроившийся в Google еще до выхода будущего гиганта на фондовый рынок, заявляет, что ушел вопреки уговорам самого гендиректора Сундара Пичаи.

«Он поговорил со мной, чтобы проверить, получится ли уговорить меня остаться, ― делился Шазир с Forbes в июльском интервью. ― Но вообще мне хотелось дать эту технологию как можно большему количеству людей и просто обеспечить мощь гибкого ИИ каждому. Думаю, решение было правильное». По словам руководителя Character.AI, чтобы он не уходил, компании нужно было запустить чат-бот, над которым тогда велась работа, для широкой аудитории: «Просто казалось, Google не в силах со спокойной душой выпустить программу, которая сможет говорить что угодно, и запустить такое по плечу лишь небольшому стартапу».

Фирму Character.AI деловой тандем учредил в ноябре 2021-го ― за год до того, как публика нагуляла аппетит к искусственному интеллекту и в общий доступ вышел ChatGPT от OpenAI. Google о своем Bard объявила в минувшем феврале. Тем не менее, Character.AI искал собственную нишу на рынке. Подавляющее большинство ботов стартапа создано самими пользователями, и, как отметил Шазир, они могут загружать в систему фразы, которые хотят слышать от персонажа, и давать модели обратную связь для совершенствования алгоритма.

Появились конкурирующие стартапы в лице Replika и Chai AI, но на рынке не было крупных IT-игроков, пока в прошлом месяце объявление не сделал Цукерберг. Как бы то ни было, Шазир говорит, что конкуренты его не пугают: «Мы боремся с индустрией традиционных развлечений стоимостью $2 трлн ― к примеру, игр, книг и кинофильмов, ― потому что людям хочется одного и того же: веселья, общения и интересного контента. Все это одинаково вне зависимости от того, заметят нишу еще какие-нибудь компании или нет».

 

И тут возникает групповой чат. Шазир признает, что для улучшения производительности функции фирме предстоит решить ряд недочетов, например расширить контекстное окно, чтобы ИИ держал в памяти большее количество реплик. «Сейчас система работает в контекстном окне всего из нескольких тысяч слов, поэтому персонажи реагируют только на произошедшее совсем недавно, а это совершенно не укладывается в стандарт», ― поясняет Шазир.

Кроме того, боты остаются склонны к «галлюцинациям», то есть ИИ выдает пользователю ложную информацию. Когда Forbes спросил флагманский бот Character Assistant о том, как его обучали, алгоритм ответил, что имеет доступ к информации о звонках клиентов и данным по трансакциям таких банков, как Chase, Wells Fargo и Bank of America. Шазир и де Фрейтас заявили, что это неправда, а бот этот ответ выдумал.

К настоящему времени чат-боты Character.AI построены на той же базовой модели, которую они обучили летом 2022 года при помощи 1000 графических процессоров A100 от NVIDIA. Шазир уточняет, что когда размещенный заказ будет выполнен целиком, по сравнению с текущим аппаратным обеспечением компания сможет обучать новые ИИ-модели на вычислительных мощностях в 40 раз выше. Пока что рабочая среда арендуется у Google Cloud и других облачных провайдеров. Гендиректор предприятия говорит, что в будущем Character.AI подумывает спроектировать собственный комплекс графических процессоров, но конкретные шаги в этом направлении еще не предприняты.

Стартап делает ставку на то, что с новыми моделями технология приблизится к сильному искусственному интеллекту, а также расширит диапазон потенциальных вариантов применения за пределы сферы развлечений. По мнению Шазира, это главная причина не сильно расстраиваться из-за падающего трафика. «На самом деле я думаю, что ИИ слишком недооценивают, ведь то, что станет возможным в ближайшие годы, будет очень-очень впечатляющим по сравнению с тем, что возможно сейчас», ― подводит он итог.

 

То же самое относится и к групповым чатам Character.AI. Шазир уверен, что со временем боты в групповых беседах смогут отвечать на сообщения людей в автоматическом режиме. В будущем вымышленный ИИ-персонаж сможет «просто вступить в разговор и сказать то, что сблизит вас с другим человеком»: «Когда такое произойдет, думаю, это будет волшебный момент».

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+