Апдейт метавселенной: как Марк Цукерберг продолжает идти за мечтой
Около двух лет назад, в октябре 2021 года, на конференции Facebook Connect было объявлено о переименовании компании в Meta (признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена). С этого момента термин «метавселенная», ранее известный преимущественно среди игрового сообщества и специалистов, превратился в модное и популярное словечко. С легкой руки Цукерберга аналитики, футурологи и журналисты стали рассматривать метавселенную как будущее всего интернета, уж больно убедительно звучали его слова: «Я верю, что метавселенная — это следующая глава в развитии интернета. Интернет в свое время стал мобильным, а следующая стадия развития, я думаю, — метавселенная».
Путь к созданию массово популярной метавселенной оказался непростым для заранее переименованной в честь нее компании. Многомиллиардные вложения в разработку устройств и виртуальных миров не давали быстрой отдачи, пользователи не очень задерживались в Horizon Worlds от Meta, где безногие аватары служили источником бесконечных насмешек (и даже появление у них ног не остановило скептиков). Инвесторы тоже потихоньку теряли веру в метавселенную, тем более что начало сбываться другое пророчество относительно будущего цифрового мира, успешно освоившего мобильные устройства.
Еще в 2016 году генеральный директор Google Inc. и материнской компании Alphabet Сундар Пичаи написал в блоге: «Последние 10 лет были посвящены построению мира mobile-first, превращению наших смартфонов в пульты управления нашей жизнью. Но в следующие 10 лет мы переместимся в AI-first-мир». Весь 2023 год, благодаря появлению ChatGPT и прочих генеративных сервисов на основе нейросетей, подтверждал пророческий дар именно Пичаи, а не Цукерберга: все, от стартапов до крупнейших глобальных компаний, бросились строить цифровые сервисы, которые если и не AI-first, то как минимум используют ИИ.
Но вот в сентябре 2023 года в десятый раз прошла конференция уже под названием Meta Connect. Что изменилось за два года и в самой позиции Цукерберга, и в реакциях на нее? Идея бесшовного слияния цифрового и физического миров осталась в центре внимания, а Цукерберг не изменил своей мечте — хотя под воздействием внешних обстоятельств (не только появления прорывных и популярных ИИ-продуктов, но и анонса очков Vision Pro от Apple) мечта несколько трансформировалась.
Теперь речь больше про смешанную, а не виртуальную реальность: представленный на конференции шлем Meta Quest 3 позиционируется как первое в мире массовое устройство именно смешанной реальности, а не ориентированные на геймеров шлемы чисто виртуальной реальности. «Устройство полностью автономно: ни компьютера, ни игровой приставки, ни батареи — ничего, что нарушало бы ощущение присутствия. Устройство понимает окружающий физический мир вокруг, так что вы можете с ним играть», — следует из релиза. Объявленная цена в $500 для младшей модели впечатляет на фоне ценника в $3500 для Vision Pro от Apple, при этом Quest 3 поступит в продажу уже в октябре этого года, а устройство от Apple ожидается лишь в следующем году и не факт, что в широкой продаже.
Конечно же, не обошлось без анонсов, относящихся к ИИ. Для специалистов Meta традиционно была и остается одним из лидеров в разработке современных ИИ-технологий: созданные там языковые модели семейства LLaMA выложены в открытый доступ и являются одним из мощных инструментов демократизации ИИ-разработки и основой многих продуктов, разрабатываемых стартапами во всем мире. Но широко известных собственных пользовательских ИИ-продуктов компания пока не создавала и собирается это срочно исправить, внедряя генеративные алгоритмы в свои традиционные популярные сервисы — а еще и в умные очки Ray-Ban Meta 2.
Компания явно хочет с разных сторон и очень аккуратно давать людям пощупать границы метавселенной: новые очки, в отличие от шлемов серии Quest, не предполагают глубокого погружения их носителя в виртуальный мир, но позволят ему стримить картинки физического мира в суперпопулярные социальные сервисы, принадлежащие Meta, и так потихонечку приучать пользователей традиционных соцсетей к смеси виртуального и реального. Той же цели посвящены анонсированные и продемонстрированные на конференции чат-боты, в которых ИИ имитирует знаменитостей (надо полагать, с их согласия).
Еще интереснее, на мой взгляд, что в будущем предполагается сделать камеры и микрофоны в очках глазами и ушами виртуального ИИ-помощника: с их помощью ИИ-алгоритмы будут получать информацию о сиюминутном физическом окружении носителя очков и снабжать его полезной информацией. Это не метавселенная, населенная нашими аватарами, как нам раньше рассказывали, — это деликатное присутствие цифровых помощников в делах физического мира. Команда Цукерберга провела интересную работу по творческому переосмыслению ныне популярной концепции «вторых пилотов» применительно к метавселенной.
В целом видно, что курс Цукерберга на метавселенную не претерпел принципиальных изменений; модные нынче ИИ-продукты не потеснили его на второе место, а придали ему интересные оттенки и новую глубину. Участники конференции отмечают, что в этом году Цукерберг и его команда сумели хотя бы отчасти преодолеть кризис доверия к метавселенной (во многом благодаря летней заявке Apple на выход на рынок смешанной реальности). Пусть не в таком виде и не так быстро, как провозглашалось пару лет назад, но цифровой мир движется в эту сторону, потраченные на исследования и разработки миллиарды долларов начинают воплощаться в реальные устройства и продукты, в том числе и достаточно доступные.
Два года назад резкий разворот Цукерберга в сторону метавселенной углубил и без того существовавший кризис доверия к продуктам его компании. Сейчас, похоже, доверие начинает немного восстанавливаться. Но теперь предстоит на практике проверить, насколько популярными окажутся анонсированные устройства и какие сценарии их использования окажутся действительно устойчивыми. Можно ожидать, что к следующей конференции станет понятнее, насколько упорная вера Цукерберга в метавселенную согласуется с фактами пользовательского поведения.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора