Работа по трафику: почему РКН хочет расширить полномочия для блокировки VPN-сервисов
Весеннее обострение
РКН с 1 марта 2024 года сможет заблокировать в магазинах приложений все VPN-сервисы, предоставляющие доступ к запрещенным сайтам, сообщил член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству и зампред совета по развитию цифровой экономики Артем Шейкин. «С 1 марта 2024 года вступит в силу приказ, согласно которому VPN-сервисы, предоставляющие доступ на запрещенные в России сайты, будут заблокированы РКН во всех маркетах», — сказал сенатор.
На это заявление отреагировал глава комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн, отметив у себя в Telegram-канале, что РКН уже сейчас «законодательно наделен правом блокировать такие сервисы, что и происходит на регулярной основе». Депутат добавил, что Артем Шейкин, вероятно, имел в виду другую инициативу: ограничение поисковой выдачи тех VPN, которые нарушают закон. По словам Хинштейна, соответствующий приказ в РКН действительно готовится. «Ни о каких других новых приказах, касающихся VPN, руководству РКН, с которым я связался, неизвестно», — заключил он.
«Однако речь идет не об ограничении поисковой выдачи, в которой могут оказаться VPN, нарушающие закон, как выразился Александр Хинштейн, а о блокировке информации о способах обхода», — говорит источник, знакомый с проектом постановления правительства, разработанным Минцифры. Как пояснили Forbes в РКН, согласно этому проекту, РКН будет самостоятельно принимать решение о внесении интернет-страниц, содержащих информацию о способах и методах обхода блокировок, в Единый реестр запрещенной информации (сейчас это делается после соответствующих решений судов и Генпрокуратуры. — Forbes). «После получения соответствующих полномочий РКН разработает и утвердит ведомственным приказом критерии оценки в интернете материалов, содержащих такую информацию», — заключили в РКН.
Уже есть все основания
Закон о запрете использования VPN-сервисов для обхода блокировок сайтов был принят еще в 2017 году. Он обязал VPN-сервисы ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией из перечня РКН, чем пренебрегли многие такие сервисы. В марте 2022 года стало известно, что РКН заблокировал в России уже около 20 VPN-сервисов, которые используются для обхода блокировок, заявил Александр Хинштейн в прямом эфире канала «Дума ТВ».
В августе этого года служба участила ограничения доступа к этим ресурсам. РКН «бил» прицельно по используемым VPN протоколам, а также по зарубежным IP-адресам, то есть это касалось прежде всего трафика, пересекающего границу России. Это позволяло РКН закрыть доступ к запрещенным в России ресурсам и минимизировать проблемы у корпоративных VPN-ресурсов, поясняли Forbes эксперты. По их мнению, далее блокировки будут усиливаться и учащаться.
Кроме того, в июле 2023 года в России был принят закон, запрещающий публикацию «информации о способах обхода установленных в России блокировок ресурсов», под которые подпадают и VPN-сервисы.
Действительно, все необходимые правовые основания для ограничения работы VPN-сервисов, которые не соблюдают законодательство, уже есть, рассуждает зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин: «Основное требование к VPN-сервисам — ограничивать доступ к ресурсам, которые заблокированы в России». «Работа поисковых систем и VPN-сервисов в России регулируется прежде всего законом «Об информации». В случае если VPN-сервис или оператор поисковой системы не выполняет требования РКН, он сам может быть включен в реестр запрещенных ресурсов и заблокирован», — говорит юрист, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School Ефим Казанцев.
По словам эксперта, вся правовая база, необходимая для блокировки VPN-сервисов, не исполняющих требования российского законодательства, уже работает, и никаких новых норм для этого не нужно. «Шумиха же поднялась из-за проекта приказа РКН, расширяющего критерии, на основании которых служба может заблокировать интернет-ресурс (размещен на портале проектов нормативных правовых актов 18 сентября. — Forbes), — рассуждает Казанцев. — Если указанный проект приказа будет принят, РКН сможет включать в реестр запрещенных ресурсов не только сайты непослушных VPN-сервисов, но и вообще любые страницы в интернете, где будет содержаться информация об этих VPN-сервисах или о любых других способах обхода блокировок», — поясняет эксперт.
Так, если какой-нибудь блогер у себя на личном сайте напишет, какими он пользуется VPN-cервисами, его запись нельзя включать в реестр запрещенных ресурсов, так как это просто описание сервисов обхода блокировок, а не сам сервис, приводит пример юрист. «А вот после вступления приказа в силу даже такую описательную страницу можно будет включать в реестр. Соответственно, после включения таких страниц в реестр запрещенных ресурсов все поисковики должны будут исключать из выдачи эти страницы», — заключает он.
Усложняет жизнь
По словам независимого IT-эксперта Филиппа Кулина, теоретически Google и Apple могут пойти навстречу РКН и убрать из своих магазинов приложений VPN-сервисы. Эти американские компании часто соблюдают местные законодательные ограничения в различных странах, добавил он. При этом он сомневается, что Google и Apple пойдут на это сейчас: они могут игнорировать требования РКН, у которого нет особых рычагов давления на эти корпорации. Поисковая система Google далеко не всегда строго следует указаниям РКН, за что ее периодически штрафуют, замечает Ефим Казанцев.
Проблема VPN кроется не только в просмотрах запрещенных Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена. — Forbes), считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Он напоминает, что для входа из российского сегмента интернета сейчас закрыта «колоссальная часть ресурсов, посвященных, например, фармацевтике, медицине, архитектуре». «Так, подавляющее количество важных лекарств — зарубежного производства. Некоторых уже просто нет в наличии в аптеках и больницах. Если сейчас у врачей не будет доступа к исследованиям, к чему это приведет? Когда человек просматривает какие-то ресурсы благодаря VPN, то я не вижу в этом ничего плохого. Если он потом выходит на незаконные манифестации, то это другой вопрос, — рассуждает он. — Я считаю запреты нецелесообразным и совершенно бессмысленным. Не очень бы хотелось, чтобы вход в интернет выдавали по талонам. Кроме того, будут блокировать одно, появятся другие альтернативы».
C ним согласен генеральный директор компании — разработчика российского веб-сервера Angie Заур Абасмирзоев. «Конечно, грустно, что, я как пользователь, лишаюсь возможности подключаться через VPN-сервисы, чтобы воспользоваться недоступными из нашего региона ресурсами. Мне, как инженеру, недоступны необходимые в работе инструменты, приходится искать альтернативы. Блокировка VPN-сервисов только усложняет мне жизнь, — объяснял он ранее Forbes. — В-третьих, я разделяю рвение государства в случае необходимости ограничивать доступ к нелегальным ресурсам, но не всегда разделяю способы. «Ковровыми бомбардировками» можно нанести вред легальным ресурсам».
В «Яндексе» от комментариев отказались, в Google и Apple на запрос Forbes не ответили.