VK построила масштабную сеть доставки контента
Ближайшая точка
На минувшей неделе компания VK с помпой представила обновленную версию видеоплатформы «VK Видео», позвав на нее журналистов и популярных блогеров. На мероприятии, которое посетил и корреспондент Forbes, подавали камчатских крабов, а в зале гостей развлекал в том числе Филипп Киркоров. В ходе беседы на сцене Big Russian Boss с директором по видеосервисам VK Федором Ежовым прозвучало: сеть доставки видеоконтента VK состоит более чем из 100 узлов. В самой компании после мероприятия эту цифру Forbes подтверждать не стали. Впрочем, по словам собеседника Forbes, знакомого с IT-инфраструктурой компании, теперь CDN-сеть VK состоит из 10 000 серверов и 100 узлов.
О запуске собственной CDN-сети VK объявила 1 октября 2021 года. Тогда сеть насчитывала 50 узлов в России и странах СНГ и работала не только на видеосервис «ВКонтакте», но и на видео в «Одноклассниках». Географически распределенная сеть состоит из серверов, расположенных в разных точках России и мира, это, по собственным оценкам, позволило видео и трансляциям стартовать в среднем до полутора раз быстрее вне зависимости от расстояний. «Также в среднем на 20% повысилось качество видеокартинки, доступное пользователю в условиях его сети, и снизилось число буферизаций. На юге России скорость загрузки увеличилась на 10–20%, в Сибири — на 30–50%, на Дальнем Востоке — на 100%», — сообщала VK в октябре 2021 года.
CDN (content delivery network) — сеть географически распределенных серверов, обеспечивающих быструю доставку контента и оптимизирующих нагрузку на инфраструктуру провайдеров. Сервис позволяет загружать востребованный контент не с центрального сервера, который может быть расположен за тысячи километров, а из ближайшей точки присутствия CDN. Пограничные узлы доставляют кешированный контент пользователям.
Как сообщили Forbes в VK, по итогам II квартала 2023 года ежедневная аудитория всех сервисов VK составила 76 млн пользователей, а средняя дневная аудитория «ВКонтакте» в России выросла на 10%, до 54,2 млн пользователей, по сравнению с II кварталом 2022 года. Кроме того, среднесуточное количество просмотров «VK Видео» выросло на 14% и достигло 1,91 млрд, а средняя ежедневная аудитория платформы составляет почти 35 млн пользователей.
«С момента запуска отдельного приложения на всех платформах мы видим существенный рост количества пользователей и просмотров контента», — заявили в компании. Там добавили, что VK «последовательно наращивала пропускную способность», в том числе и за счет расширения сети доставки контента: «К полноформатному запуску платформы «VK Видео» выполнены все необходимые работы по инфраструктуре».
Ключевая задача CDN — увеличение эффективности отдачи пользователю контента, размышляет генеральный директор компании — разработчика российского веб-сервера Angie Заур Абасмирзоев. «В частности, это подразумевает наикратчайший путь, то есть для пользователя из Владивостока контент должен передаваться из дата-центра во Владивостоке, — продолжает он. — Таким образом, он сможет смотреть видеоконтент без задержек. Например, это когда из окон многоквартирного дома все одновременно кричат «Го-о-о-о-о-ол!»: и те, кто смотрит футбольный матч через телевизор, и те, кто — через встроенный в соцсеть видеоплеер».
Занятия по импортозамещению
VK не первый год делает упор на развитие контентной составляющей, в частности собственной видеоплатформы. В том числе холдинг пытается переманивать и интегрировать в свои ресурсы популярных блогеров, в которых уже вложил «огромные деньги», рассказывали Forbes собеседники в медиа- и интернет-отраслях. Другой частью этого процесса стал целый ряд медийных сделок. Так, в июне 2022 года «МФ Технологии» (контролирует 57,3% акций VK) приобрела агентство инфлюенс-маркетинга Invite вместе с музыкальным лейблом Invite Music и лицензионным агентством Invite Licensing. В декабре 2022 года VK купила 51% в «Медиум кволити продакшн», которая в том числе производит шоу «Что было дальше?» и «Внутри Лапенко». В марте 2023 года VK выкупила контроль в коммуникационном агентстве Didenok Team, работающем с известными блогерами Didenok Team.
О планах VK расширить собственную CDN-сеть Forbes писал в конце марта. Источник Forbes в операторе связи отмечал тогда, что, возможно, VK устанавливает CDN-серверы в качестве превентивной меры, чтобы создать некий задел на случай блокировки YouTube.
«VK пошла по пути создания собственного Google Global Cache (GGC, Google устанавливает серверы GGC на сетях интернет-провайдеров по всему миру, чтобы ускорить загрузку видео у своих пользователей и улучшить качество контента) и предоставления крупным операторам кеширующих серверов», — рассуждал в беседе с Forbes генеральный директор «Комфортела» Дмитрий Петров. Это позволит заметно разгрузить сети, а также повысит стабильность и качество доставки контента, пояснял он. CDN-сеть такого масштаба вполне может покрыть потребности таких проектов, как создание полноценного видеохостинга, способного конкурировать с иностранными аналогами, констатирует основатель и гендиректор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин.
Впрочем, несмотря на циркулирующие в течение всего года в отрасли слухи о скором запрете YouTube, представители властей регулярно заверяют: об этом речи сейчас не идет, так как адекватной и полноценной замены ему в России пока нет. Одно из последних таких выступлений — слова главы комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна: «Прежде чем блокировать, нужно создать полноценную отечественную альтернативу. Конечно, запрет доступа к любому ресурсу является крайней мерой». Задача по созданию замены «уже поставлена», говорил депутат.
Примечательно, что почти половина опрошенных россиян намерена продолжить использование YouTube в случае его возможной блокировки, свидетельствуют данные недавнего опроса центра «Фидбэк», и многие из участников опроса готовы пользоваться VPN. Опрос проводился в июне-июле 2023 года среди 16 000 человек по всей России в возрасте от 18 до 65 лет.
У Google, которой принадлежит YouTube, в России есть собственная CDN-сеть Google Global Cache. По информации источника Forbes, у Google в России около 1500-2000 серверов, которые установлены на сетях операторов связи, и еще примерно столько же Google разместил в дата-центрах. В мае стало известно, что Google отключит в России часть ускоряющих загрузку контента серверов. Однако пока GGC в России продолжает работать, подчеркивает собеседник Forbes в IT-отрасли.
По мнению ведущего консультанта iKS-Consulting Станислава Мирина, основная задача для VK — поддержка видеосервиса «в пику YouTube». «Точки присутствия обеспечивают скорость доступа для клиентов рядом с ней. Большое количество точек доступа обеспечивает высокую скорость большему количеству клиентов. Количество серверов позволяет держать вокруг конкретной точки больше контента», — объясняет аналитик. Чтобы судить о масштабах CDN-инфраструктуры, построенной VK, Мирин приводит в пример одного из лидеров российского рынка CDN — компанию CDNVideo: «Она занимает примерно 22-25% рынка и имеет 800-850 серверов».
Минимальное разрешение
По данным Mediascope за май 2023 года, россияне старше 12 лет проводили в YouTube 15% всего времени в интернете в сутки, а на остальные видеоплатформы приходилось 3% их времени. Согласно рейтингу Mediascope Cross Web, в августе ежемесячная аудитория YouTube в России составила 95,4 млн человек — больше только у «Яндекса» (99,5 млн) и портала Google (99,4 млн).
Судя по объему, VK поставил свои сервера у всех более или менее крупных провайдеров, рассуждает независимый IT-эксперт Филипп Кулин. Если YouTube будет заблокирован, то, по его мнению, у VK достаточно сильная команда, воля и деньги, чтобы спокойно справиться с этой проблемой. «Если GGC не будет работать в России, это не значит, что сервис перестанет функционировать: скорее всего, видео будет доступно в минимальном разрешении. Если же Роскомнадзор заблокирует YouTube, то сервис будет доступен через VPN, причем, скорее всего, также в невысоком разрешении — платформа автоматически адаптирует контент под имеющиеся условия его доставки», — размышляет Кулин.
Логичный, но капиталоемкий
Риск для VK в этой ситуации эксперты видят в том, что собственный CDN — это «очень капиталоемкая история». «Срок окупаемости по ней может зашкаливать. Но стратегически это очень логичный путь», — полагает руководитель группы разработки продуктов и решений Linx Cloud Евгений Макарьин. По словам собеседника Forbes в телекоммуникационной отрасли, то, что VK платит за установку кеширующих серверов операторам связи, лежит в пределах 30 000-40 000 рублей за стойку. «Даже если в стойке три-четыре сервера, цена вопроса — 100 млн рублей в месяц. Готов ли VK на увеличение затрат на 1,2 млрд рублей в год — большой вопрос», — поясняет он.
Другой источник Forbes на IT-рынке оценивает затраты VK на сервера в $20-50 млн разово и $1-2 млн за обслуживание каждый месяц. По словам Заура Абасмирзоева, при создании CDN-сети VK нужно инвестировать только в серверные мощности и аренду площадок в дата-центрах точек присутствия, а также в разовые работы по вводу в эксплуатацию большого количества серверов. «Кроме покупки серверов и их обслуживания, необходимо приобрести магистральные балансировщики сетевого трафика разного уровня. С рынка ушли крупные зарубежные производители: Citrix, Dell, Cisco, F5, Radware. Часть этих задач можно решить на программном уровне, что наверняка и делают инженеры VK», — считает он.
Свои сети для доставки контента развивают многие IT-компании и операторы, что вызвано ростом потребления пользователями трафика. Среди них — NGENIX («дочка» «Ростелекома»), CDNvideo «EdgeЦентр», «Мегафон», Selectel, «Яндекс», МТС, «Трунетворк», Melbicom, CDNnow, перечислял Станислав Мирин. Кроме того, существенную роль на строительство своих CDN крупными российскими игроками оказывает уход иностранных сервисов и сворачивание сотрудничества с зарубежными CDN-провайдерами, рассуждают эксперты. «Это очень влияет. Чем меньше иностранные контент-провайдеры присутствуют на российском рынке, тем больше становится нагрузка на сеть существующих, — говорит Макарьин. — Любой крупный контент-провайдер строит и развивает свою CDN, так как от ее качества зависит клиентский опыт и, как следствие, рост клиентской базы».
Для собеседника Forbes на операторском рынке 10 000 серверов выглядят «завышенным» количеством. По его оценке, на сетях крупных российских провайдеров установлено всего около 4000-5000 серверов всех глобальных платформ.
«Совокупный объем трафика с этих платформ в России можно оценить в 35-45% от общего объема трафика без учета Telegram, который не ставит кеширующих серверов. Долю VK в общем объеме трафика можно оценить на уровне 20-25%. Таким образом, на обслуживание в два раза меньших объемов трафика поставлено в два раза больше кеширующих серверов. Это возможно, если они имеют очень малую, по сравнению с серверами глобальных платформ, вычислительную мощность или часть серверов не сильно нагружена, то есть как минимум больше половины серверов работают вхолостую», — резюмирует эксперт.