К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Персональное дело: как в России цифровизировали рынок труда

Фото Unsplash
Фото Unsplash
Еще совсем недавно HR в стране был представлен объявлениями в газетах и примитивными сайтами. Сегодня HR — это не только поиск кандидатов, но и онбординг сотрудников, их развитие и поддержка. Причем все это обрамляется новейшими технологическими решениями. О том, как в России появился HR-tech и какие тренды его сопровождают сегодня, рассказывает заместитель генерального директора «Работа.ру» Александр Ветерков

По данным исследования Smart Ranking, общая выручка топ-50 крупнейших HR-tech-компаний России за 2022 год выросла на 21,8% и составила 34,1 млрд рублей. Глобальный же рынок HR измеряется миллиардами долларов: так, по расчетам Fortune Business Insights, в 2021 году он оценивался в $22,9 млрд, а к 2029-му его объем вырастет до $39,9 млрд. Эти цифры — еще одно доказательство того, что у рынка HR-tech большой потенциал развития.

От газет и звонков к мессенджерам и ботам

Активный рост мирового HR-tech пришелся на начало 2010-х, когда «включилось» серьезное финансирование HR-продуктов, а венчурные инвестиции в этой отрасли стали обычным делом. Российский рынок HR-tech отстает на несколько лет, однако его развитие стало заметно уже в середине 2010-х.

10–12 лет назад рынок труда выглядел максимально примитивно: главные инструменты по поиску работы — газеты и сайты с вакансиями, а основной канал общения — звонки по телефону. Инструментов для поиска персонала было немного, но в них и отсутствовала потребность: рынок труда был работодательский — соискателей было много, и компании не испытывали проблем с поиском сотрудников.

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Постепенно рынок стал трансформироваться: развивались технологии и менялась соискательская активность. Работодатели почувствовали, что искать сотрудников стало труднее, отсюда растущая потребность в автоматизации. Многое из сферы продаж перетекло и трансформировалось в HR, включая CRM-системы и мессенджеры для общения с кандидатами. Кроме того, стала набирать популярность лидогенерация и HR-маркетинг: компании готовы платить, чтобы им нашли специалиста для конкретной задачи.

Отдельным прорывом в развитии HR-tech стали аудиоботы. Одним из самых успешных проектов в этой области был робот «Вера», который проводил первичные интервью с кандидатом, — это существенно экономило ресурсы компании на подборе персонала. Также новой технологией на рынке стали чат-боты. Они помогали рекрутерам, особенно из сфер логистики, транспорта, ретейла, серьезно экономить ресурсы, затраченные на наем массового и линейного персонала.

 

Следующий этап становления пришелся на 2018–2020 годы. Он связан с развитием HR-аналитики. Изучать текучесть кадров компаниям было уже недостаточно: для более эффективного найма рекрутерам стало необходимо понимать поведение соискателей. Рынок на это отреагировал и предложил продукты, которые могут делать глубокую аналитику воронки найма: искать причины отказов соискателей, наиболее эффективные источники привлечения, анализировать количество отказов от офферов и др.

Больше чем HR

Если еще 10 лет назад роль HR в компании сводилась к поиску кадров и их оформлению, то в последние несколько лет ситуация сильно изменилась и продолжает меняться. Теперь роль HR в компании — стратегическая. Особенно это касается крупного бизнеса, а тем более технологических компаний, которые задают высокую планку остальным. Ситуация на рынке труда уже несколько лет складывается не в пользу работодателя: соискатели не стремятся менять работу, поэтому начинается борьба за квалифицированные кадры. Задача одних HR — удержать, других — переманить сотрудников к себе. Для этого специалисты используют различные технологии автоматизации процессов — от поиска сотрудников до замера eNPS.

Выдать направления

Какие тренды сегодня определяют развитие этого сектора?

 
  • Экосистемность

Ключевые игроки на рынке российского HR-tech — крупные сервисы по поиску работы и сотрудников, создающие различные продукты для закрытия всех потребностей рынка. За последние четыре года только «Работа.ру» запустила несколько продуктов для бизнеса — CRM-систему «СберПодбор» для поиска персонала и сервис «Подработка» для автоматизации выплат самозанятым. Другие крупные джобборды (сайты по поиску вакансий) также работают над собственными экосистемами, создавая различные HR-tech-продукты.

  • Уберизация персонала и гиг-экономика

Гиг-экономика — относительно новый тренд, зародившийся три-четыре года назад. Трансформация сознания и отказ от отношений «сотрудник — работодатель» в пользу «исполнитель — клиент» — это то, что наблюдают многие эксперты на рынке труда. Еще 10 лет назад фрилансом занимались в основном IT-специалисты и представители креативного класса, а сегодня такая форма занятости «разворачивается» в сторону «синих воротничков». Работа становится услугой.

Быстрые выплаты за смену или проект привлекают все больше наемных работников. Кроме того, нехватка кадров и массового персонала вынуждает бизнес обращаться к услугам самозанятых, что приводит к развитию платформенной занятости.

  • Снижение стоимости привлечения кандидатов

Экономика испытывает дефицит кадров — как «белых», так и «синих воротничков». Это дает HR-tech-рынку толчок к развитию: компании готовы платить деньги за привлечение квалифицированных специалистов и вкладываться в их удержание, при этом ищут возможность удешевить процесс найма. Бизнес стремится внедрять технологии, которые позволяют более эффективно управлять воронкой найма и снижают стоимость привлечения сотрудников. Естественно, на рынке, где стоимость найма дорожает, а вопрос оптимизации этого процесса очень актуален, HR-teсh-продукты будут только развиваться.

  • Развитие сотрудников

Сейчас большую часть рынка занимают сервисы по автоматизации процессов, связанных с поиском и трудоустройством персонала. В России практически свободна ниша, связанная с well-being — развитием сотрудников и оценкой удовлетворенности персонала. И пока большие компании создают собственные продукты, чтобы закрыть свой запрос. При этом на фоне борьбы за кадры бизнес начинает уделять все больше внимания повышению уровня лояльности и удовлетворения сотрудника, чем объясняется растущая потребность в соответствующих продуктах. В скором времени мы увидим рост их количества.

 
  • Искусственный интеллект и нейросети

Рынок достаточно консервативен с точки зрения использования современных технологических разработок, и ручной труд по-прежнему сохраняется, однако искусственный интеллект и нейросети все глубже проникают в HR-отрасль. Сервисы соревнуются за клиентов, демонстрируя свою технологичность и делая все, чтобы работа рекрутеров была более эффективной. Оказывается, со многими монотонными или рутинными задачами человек справляется не очень хорошо — и именно здесь на помощь приходят нейросети, например, при саммаризации (краткое резюме) и описании вакансий.

  • Рост интереса к работе с данными

Технологии не останавливаются только на выполнении рутинных задач. Они открывают возможности для анализа данных о состоянии сотрудников: их эффективность, мотивацию, эмоциональное состояние, отношение к работе. Все это даст больше возможностей рекрутерам принимать более точные решения в области управления персоналом. Сейчас это находится только в зачаточном состоянии, но уже скоро умные алгоритмы смогут сообщать HR‑специалистам настроение как коллектива, так и конкретных сотрудников.

Прогнозы

Рынок HR-tech стремительно развивается в России. Несмотря на то, что есть крупные игроки, остается пространство и для новых компаний: многие ниши еще достаточно свободны, а потребность работодателей в удобных инструментах рекрутмента и HR только растет год от года. Особенно мало игроков в области образования и мотивации сотрудников.

Конкуренция будет возрастать, а значит, игроки должны будут активно вступить в борьбу за клиента. Сейчас пользователям важен не только сам продукт, его удобство и финансовая выгода, но и нематериальные факторы, в первую очередь речь идет о качестве сервиса: как работает команда продаж, техподдержка и другие отделы, которые непосредственно общаются с клиентом и сопровождают его на всех этапах использования продукта.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+