В смартфоновом режиме: мобильные устройства продолжат дорожать
Частичное восстановление
По итогам первой половины 2023 года средняя стоимость ввезенного в Россию смартфона выросла на 32% по сравнению с первой половиной 2022 года, говорится в отчете аналитического центра GS Group, с которым ознакомился Forbes. Если сравнивать с первым полугодием 2021-го, то средняя стоимость смартфона выросла на 20%, говорится в отчете GS Group.
Всего в Россию за первую половину года было поставлено смартфонов на сумму 314 млрд рублей — это на 42% больше, чем годом ранее. В GS Group объясняют такой прирост подорожанием устройств и эффектом низкой̆ базы. Так, в первой половине 2022 года оборот смартфонов в денежном выражении упал на 34%, если сравнивать с аналогичным периодом 2021 года. Консолидация по обороту на рынке снижается: так, если в 2018-2021 годах три лидера получали не менее 80% всех денег российских покупателей смартфонов, то в 2023 году эта цифра упала до 69%. Лидеры те же: на Apple приходится 34% выручки всего рынка, у Xiaomi — 19%, у Samsung — 16%, пишут аналитики.
За первое полугодие 2023 года в Россию было ввезено 12,4 млн смартфонов, что более чем на четверть (на 26%) больше, чем годом ранее. Впрочем, по данным GS Group, несмотря на частичное восстановление поставок смартфонов после наложения санкций, их объем все равно находится примерно на уровне 2017 года.
На первом месте в штучном выражении китайский Xiaomi с 27,9% поставок, на втором — Samsung с 12,7%. На пятки южнокорейскому вендору наступает китайский Realme с 12,1% рынка. Tecno вышла на четвертое место и занимает 10,4% рынка. Доля iPhone в России составила 9,2%.
Яблоку негде упасть
Над Apple в России сгущаются тучи, и дело даже не в падении поставок, утверждают в GS Group. Импорт iPhone в Россию за отчетный период составил 1,1 млн штук, это на 15% выше аналогичного периода в 2022 году и в два раза ниже, чем в 2021 году. Аналитики видят две причины для беспокойства. Во-первых, из-за возможности ввозить iPhone в Россию без контроля официального дистрибьютора этим решили заняться слишком много предпринимателей. Вместо дефицита в России образовался избыток iPhone, что приводит к падению цены, скидкам и в конечном итоге подрывает премиальный имидж бренда, объясняют в GS Group.
«Во-вторых, государство начало кампанию против Apple из-за политики безопасности компании: если ограничения для Apple на закрытых предприятиях приняты давно, то запрет на использование iPhone в рабочих целях в министерствах стал неожиданностью, хотя напрашивался давно. В итоге iPhone, с одной стороны, теряет лоск премиального атрибута, с другой — имидж технологичного шедевра, созданного для клиента. И если сегодня каждый восьмой смартфон в России выпущен Apple, то на фоне выхода флагманов других брендов это ненадолго», — говорится в отчете.
Смартфоны набивают себе цену
По словам руководителя аналитического центра холдинга GS Group Александра Суркова, ослабление рубля — не основная причина роста средней цены смартфона: ретейлеры и вендоры завозят в Россию более дорогие и технически совершенные смартфоны, поясняет он. Структура рынка меняется, все больше сокращается бюджетный сегмент.
Средние цены растут почти у всех брендов, отмечают в GS Group: так, новые модели Apple всегда дороже предыдущих, а на американский бренд приходится 34% всех поставок в денежном выражении. Логистика Samsung направлена в сторону дорогих моделей, поскольку с помощью параллельного импорта выгоднее завозить премиальные телефоны. Huawei целится по большей части в верхний ценовой сегмент (от 30 000 рублей), а китайские бюджетные бренды (Realme, Xiaomi и Infinix) с разной скоростью покидают недорогой сегмент, стремясь в средний (от 10 000 до 30 000 рублей).
«В последний год мы также наблюдаем стабильную тенденцию на рост средней цены смартфона, — говорит вице-президент «Realme Россия» Дмитрий Гостев. — Это вызвано как глобальными трендами (удорожание логистики и полупроводников), так и изменением предпочтений российских пользователей, которые стали отдавать предпочтение больше смартфонам среднего ценового сегмента».
Если курс сохранится на текущем уровне — 99 рублей за $1 и 13,5 рубля за юань, то в течение двух-трех месяцев изменение курса выльется в повышение цен на полках и сокращение промопредложений, прогнозирует директор по продажам Tecno Виктор Колесниченко. «Высока вероятность того, что такой тренд повлияет на покупательскую активность, и во втором полугодии 2023-го восстановление рынка замедлится», — добавляет он.
Ослабление рубля и перераспределение спроса между сегментами (сокращение поставок самых недорогих устройств) – основные причины роста средней цены устройства, рассуждает генеральный директор «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. В условиях сниженной конкуренции из-за санкционного давления китайские игроки стараются активнее развиваться в более дорогих ценовых линейках, так как маржа на них выше, поясняет он. Бурмистров ожидает постепенное подорожание смартфонов на 20-25% во второй половине года: будут заканчиваться устройства, закупленные по курсу 75 рублей за $1, а новые партии — поставляться уже по курсу доллара, близкому к 100 рублям, поясняет Бурмистров. Кроме того, растущие транзакционные издержки операций с валютой, по его словам, представляют серьезную проблему для ретейла.
Разнонаправленный вектор
Примечательно, что если в поставках средняя цена смартфона растет, то в продажах в рознице она снижается. Так, по данным «М.Видео-Эльдорадо», в первом полугодии 2023-го средний чек на смартфон по стране снизился на 16% год к году, до 21 000 рублей. Снижение среднего чека у ретейлеров ведущий аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов поясняет уходом А-брендов с российского рынка, которые перестали вкладываться в продвижение своих устройств в рознице. Ретейл переключается на китайские бренды, которые предлагают устройства дешевле флагманов Samsung и Apple, говорит Вильянов.
В денежном выражении рынок смартфонов составил более 275 млрд рублей, что сопоставимо с результатами прошлого года, добавили в «М.Видео-Эльдорадо». В штуках объем рынка составил 13 млн устройств, что на 17% больше, чем годом ранее, оценивают в компании. Китайские марки традиционно популярны в базовом и среднем сегментах, однако с укреплением своих позиций все активнее завоевывают премиальный сегмент, делятся наблюдениями в компании. По оценке ретейлера, доля китайских производителей за первое полугодие в сегменте смартфонов дороже 50 000 рублей увеличилась в четыре раза, до 8%.
Сейчас возросшие цены на смартфоны во многом объясняются ростом обменного курса основных валют, однако можно отметить и тенденцию к увеличению средней цены устройства, рассуждают в Ozon. «Со стороны потребителей есть спрос на более технологичные, более совершенные модели с высокой производительностью (мощный процессор, больше оперативной памяти, камера выше разрешением). Как результат, при производстве смартфонов используются более современные и дорогие материалы и технологии, которые влияют на финальную себестоимость продукта», — поясняют в компании.
Замедлившийся технический прогресс смартфонов стимулирует рост продаж гаджетов среднего ценового сегмента по всему миру, полагает Сергей Вильянов. «Из-за невозможности заметно улучшить флагманские модели производители массово повышают уровень функциональности «середнячков», и это привлекает покупателей, — поясняет он. — Что касается роста продаж флагманов, то цены на них выросли и в долларах, и евро, что в России наложилось на снижение курса национальной валюты». В то же время дорожающий доллар, по мнению Вильянова, стимулирует граждан охотнее расставаться со сбережениями в рублях: вложиться в iPhone или другой флагман традиционно считается разумным шагом.
В Samsung, Xiaomi, «Ситилинке» отказались от комментариев. В Apple, Honor, Huawei, «F+ tech | Марвел» и «Ди-хаус» не ответили за запрос Forbes.