Минпромторг введет запрет на госзакупки только стационарных зарубежных аппаратов ИВЛ
Минпромторг согласился скорректировать свое предложение о запрете закупать для государственных больниц и клиник импортные аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) после обращений благотворительных фондов. Ограничения не коснутся аппаратов, необходимых для домашнего использования пациентами с рядом редких заболеваний
Минпромторг готов скорректировать свое предложение о запрете закупок аппаратов ИВЛ импортного производства для государственных медучреждений. Об этом по итогам совещания с благотворительными организациями сообщил замглавы министерства Василий Осьмаков, пишет «Коммерсантъ». Ранее главы девяти НКО, включая «Живи сейчас», «Вера», «Кораблик» и «Адвита», обратились к вице-премьеру и главе Минпромторга Денису Мантурову с просьбой не распространять запрет на госзакупки портативных ИВЛ, которые необходимы пациентам на дому.
Встреча замминистра с авторами обращения российских общественных организаций, в числе которых были фонды паллиативной помощи и поддержки пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями, прошла в пятницу, 21 июля. В министерстве по итогам встречи сообщили, что в новой версии под запретом окажется только стационарная техника с кодами 232870 «Аппарат ИВЛ для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых» и 232890 «Аппарат ИВЛ общего назначения для интенсивной терапии». По данным Минпромторга, такие аппараты выпускают семь отечественных компаний.
Минпромторг пообещал предусмотреть для госзаказчиков возможность индивидуальных заявок на приобретение импортных аппаратов, если ни одна из отечественных моделей не сможет соответствовать их требованиям. Необходимость отказа от импортного оборудования Осьмаков объяснил рисками приостановки поставок «недружественными» странами, в том числе комплектующих и расходных материалов. По разработанному Минпромторгом проекту постановления, который был опубликован 28 июня, запрет будет распространен на все виды аппаратов ИВЛ: портативные, для стационарного использования и использования на дому, для взрослых, детей и новорожденных.
В пояснительной записке говорится, что российские производители могут выпускать до 36 000 аппаратов в год, тогда как среднегодовая потребность в таком оборудовании для государственных и муниципальных нужд оценивается в 2700 аппаратов. Российские благотворительные фонды выступили против введения запрета и направили письмо главе Минпромторга Денису Мантурову. Его подписали руководители девяти НКО, включая «Живи сейчас», «Вера», «Кораблик» и «Адвита».
В Минпромторге тогда отметили, что проект постановления уже прошел необходимые общественные обсуждения, по итогам которых было получено 10 комментариев, финальная версия будет учитывать «полученную от граждан и организаций обратную связь». При этом ведомство заявило о готовности провести встречу производителей, представителей врачебного сообщества и фондов на площадке Минпромторга, чтобы «открыто обсудить проект и обговорить все возможные вопросы». Представитель Минпромторга отметил, что запрет может распространяться только на те виды аппаратов, которые производятся в России и успешно применяются в системе здравоохранения, а ограничение касается только госзакупок «и не относится к частным клиникам и частным закупкам, включая приобретение аппаратов благотворительными фондами».
Гендиректор компании «Медицинские системы и технологии» Константин Зотов рассказал газете, что проблема с поставками есть, а организовать сервисное обслуживание зарубежной медтехники становится все сложнее. Он напомнил, что банковские транзакции из России запрещены ЕС и США, многие запчасти, необходимые для работы медтехники, попадают в перечень изделий двойного назначения, импорт которых в Россию также запрещен. С июня на поставку или обслуживание всей американской продукции, в том числе аппаратов ИВЛ, необходимо получать лицензию Бюро промышленности и безопасности (BIS) США. «Очень мало медучреждений пока подавались на эту процедуру, получили лицензию единицы», — сказал эксперт.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов отметил, что развитие собственного производства на фоне осложнения импорта, не должно идти в ущерб качеству техники и сказываться на пациентах. Благодаря массовым закупкам аппаратов ИВЛ в пандемию у российского здравоохранения есть запас прочности в 3–5 лет, считает собеседник. Нужна прозрачная процедура проверки качества разработки оборудования отечественными компаниями — «иначе эта работа будет не на результат, а на отчетность», отметил он.