К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Софт в банках: в чем проблема с замещением системного ПО в финансовом секторе

Фото Marijan Murat / picture alliance via Getty Images
Фото Marijan Murat / picture alliance via Getty Images
После ухода SAP и Oracle из России и появления указа, запрещающего использовать зарубежный софт в критической инфраструктуре, для многих российских банков и других компаний финансового сектора импортозамещение стало самой настоящей реальностью. На каких российских IT-платформах можно создать автоматизированные банковские системы? Уйдут ли банки в разработку собственных платформ или будут поддерживать существующие системы силами своих разработчиков, пока это позволяет закон? Управляющий партнер IAS Digital Татьяна Мошкина рассуждает о том, какие предложения есть на рынке и как жесткое законодательное регулирование банковского сектора может способствовать переходу с иностранного софта на российское

Контекст проблемы

Из России ушли более 200 зарубежных вендоров с 2000 IT-решений. Банки годами внедряли дорогой иностранный софт, но в прошлом году выяснилось, что у них осталось буквально пару лет, чтобы перейти на российский: согласно указу президента №166, компании, относящиеся к критической инфраструктуре, должны до 2025 года провести импортозамещение программного обеспечения.

Несмотря на это, большое число компаний все еще находятся в поиске оптимального решения для адаптации IT-экосистемы к новым условиям. В начале 2023 года, по результатам исследования «СерчИнформ», полностью завершили импортозамещение системного софта (операционные системы и системы управления базами данных, ОС и СУБД) только 3% системообразующих предприятий и 1,7% субъектов критической инфраструктуры. В процессе перехода находятся 23% опрошенных. В большинстве компаний (53%) его только планируют.

Процессы импортозамещения в российских компаниях ускорились, но большинство из них еще не нашли достойные российские аналоги. Если компания использует BI-решение (Business Intelligence — набор инструментов и программ для бизнеса, которые собирают данные из разных источников, обрабатывают их и представляют), решение для аналитики отчетности и распознавания текста, найти быстро российский аналог не получится. Конечно, на российском рынке есть аналоги, например Content AI, Yandex Vision OCR, Smart Engine. Наиболее близко к полному распознаванию приблизился Dbrain. Но этот софт только начинает проходить опытную эксплуатацию и пилотирование в новых проектах: программы научились распознаванию типовых простейших документов и развиваются в работе с более сложными документами и файлами. Механизмы распознавания данных не имеют 100% результата, приближение к которому так критично для финансовых компаний. 

 

В июне этого года Госдума в третьем, финальном чтении приняла закон, который обяжет финансовые организации согласовывать с Банком России планы по переходу на использование отечественного ПО и IT-оборудования. Банки внезапно столкнулись с необходимостью замены софта, но не спешат с импортозамещением. Во-первых, для банковской отрасли нет российских аналогов операционных и учетных систем. Во-вторых, переход с иностранных решений на российские — дорогостоящее мероприятие. В-третьих, время нестабильное, и бизнес избегает любых встрясок, которые так или иначе повлияют на бизнес-процессы, смена IT-решений никогда не бывает гладкой. И, наконец, последнее — специалистов не хватает.

Чтобы преодолеть эти сложности, нужно время. При всех вложениях на этапах внедрения российский софт впоследствии может помочь банкам снижать затраты на ПО: за счет, в первую очередь, стоимости лицензий, которая намного ниже иностранных аналогов, и, во-вторых, более привлекательной стоимости разработки и техподдержки. К тому же российские решения могут быть удобнее. По данным Kept, отечественные решения обладают преимуществами — открытый исходный код, позволяющий дорабатывать и модифицировать ПО под собственные задачи, омниканальность (платформы с возможностью комбинировать отдельные компоненты из разных компаний), микросервисная архитектура, позволяющая отслеживать бизнес-эффективность процессов в режиме реального времени.

 

Разобраться с приоритетами

На форуме ЦИПР в начале июня директор по IT и цифровой трансформации «Дом.РФ» Николай Козак заявил, что в банках есть две информационные системы, которые являются основой: это АБС (автоматизированная банковская система, обрабатывает ежедневные банковские операции, обновляет счета и другие финансовые записи) и процессинг. «Никаких конкретных решений с точки зрения импортозамещения по этим двум продуктам пока нет», — заявил эксперт.

Несмотря на то, что в России есть собственные АБС для банков, чаще всего они работают на американской СУБД (система управления банковских данных) Oracle. Пока банки не почувствовали в полной мере ухода иностранных вендоров, потому что поддержка прекращается плавно. Например, в России нельзя купить софт Oracle, но при этом поддержку клиентов в ограниченном формате компания продолжает. Законодательное давление ставит вопрос ребром. Одна из приоритетных задач для банков — миграция с иностранных систем управления базами данных на российские СУБД.

Например, в России есть альтернатива иностранным СУБД, это решения компании Postgres Professional, созданных на основе СУБД PostgreSQL с открытым кодом. Некоторые участники рынка уже предлагают банкам конвертор, с помощью которого данные в автоматическом режиме переводятся на Postgres Pro. Сама же Postgres Professional разработала решение для автоматического портирования пакетов и автономных транзакций Oracle в пакеты и автономные транзакции Postgres Pro. Программа позволяет снизить затраты на миграцию с Oracle.

 

По данным TAdviser, самые популярные АБС от российских вендоров разработаны компаниями ЦФТ, «Диасофт» и R-Style Softlab, которые раньше работали на иностранных СУБД. Согласно оценке Kept на февраль 2023 года, продукты зарубежных вендоров составляли 50% от всех используемых банками систем. Доля иностранных АБС в российских банках остается высокой, в то время как российские вендоры банковского софта на иностранных СУБД предлагают переходы на отечественные решения за несколько сотен миллионов рублей, что для банков с базовой лицензией может быть неподьемно.

Сейчас в большинстве своем банки находятся в поисках более дешевого тиражного решения. Но с учетом темпов цифровизации, которые банки взяли в последние годы, реалистичной выглядит и такая ситуация, при которой они могут начать создавать собственный софт. Другое дело, что сделать АБС за полтора-два года и успеть перейти на него может не получиться, даже если есть большие бюджеты. Тесты новой АБС могут занять несколько месяцев или даже лет, и при этом банк не сможет остановить операционную деятельность даже на 10 минут, так как есть нормативы регулятора на доступность систем разного уровня критичности. Банки должны продолжать работу в режиме 24/7.

Похоже, что часть банков, у которых сильная собственная разработка, может пойти именно по этому пути. Зампред правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс считает, что разработка АБС потребует трех-пяти лет. На форуме CNews глава Минцифры Максут Шадаев рекомендовал банкам выделять подразделения, которые занимаются разработкой ПО и средств информационной безопасности, в отдельные IT-организации, чтобы их включили в реестр аккредитованных IT-компаний.

На рынке отечественного ПО существует платформа 1С, которая широко распространена в различных отраслях экономики, в том числе есть ряд решений на 1С для финансового рынка — лизинговых, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, других игроков рынка. Создание АБС на платформе 1С кажется перспективным.

С учетом субсидирования государства IT-отрасли — грантов на разработку и внедрение отечественных IT-продуктов, льготных IT-кредитов по нацпроекту «Цифровая экономика» — не исключено появление новых игроков, способных в короткие сроки разработать решения для банков.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+