Счастливая доля: в чем особенности опционных соглашений и как они устроены в России
На собственной спине
Моя любимая история связана с массажисткой из Google, разбогатевшей на реализации опциона. В 1999 году компания Google, состоявшая на тот момент из 40 постоянно сидящих за компьютерами разработчиков, столкнулась с массовой проблемой болей в спине у сотрудников. С этой проблемой нужно было что-то делать, решили взять в штат массажиста. Однако компания не могла выделить больше $2000 в месяц на оклад непрофильного специалиста, что для Сан-Франциско даже в то время было не очень большой зарплатой. Руководство решило выдать массажистке опционы на акции компании. Устроившаяся тогда на эту должность в Google Бонни Браун ничего не понимала в опционах, относилась к ним как к «бумажкам, которые ничего не стоят». Однако когда Google вышла на IPO с ценой $85 за акцию и привлекла почти $2 млрд, Бонни реализовала свои опционы, став весьма состоятельной особой и даже написала потом об этом книгу.
Мой преподаватель цифрового права в университете, на тот момент один из ведущих юристов в сфере интеллектуальных прав и юридического сопровождения цифровых проектов, профессор Джек Руссо, рассказывал студентам занимательную историю, о том, как молодые Стив Джобс и Стив Возняк пришли в фирму, где он только начинал свою юридическую карьеру и предлагали опционы на доли в Apple. Юристы тогда отказались от этого лестного предложения никому не известных программистов, а согласись они тогда, «были бы сейчас миллиардерами, если пересчитать цену акций по сегодняшнему биржевому курсу», мечтательно закончил поучительную историю профессор.
Хитрость философа
Справедливости ради стоит отметить, что опционы появились задолго до миллиардеров из Кремниевой долины. Опцион — это право на заключение договора в будущем на условиях, согласованных сегодня. Считается, что опционы придумал греческий философ Фалес. В богатом торговом городе Милет мудрому Фалесу часто говорили: «Что же ты такой бедный, раз ты такой умный?» Фалесу это порядком надоело, и он придумал опцион. Он заключил договор, дающий ему право арендовать маслобойню в любое время года по фиксированной цене. Так как договоры Фалес предлагал заключать в неурожайный период, собственники маслобоен с радостью подписывали договор с философом, получая оплату, как им казалось, ни за что. Зато когда начался сезон урожая и нужно было перерабатывать огромные объемы оливок, Фалес реализовал свое право и стал арендатором всех маслобоен в городе. Купцам пришлось выкупать право аренды у Фалеса за огромные деньги. Так философ разбогател и до конца жизни спокойно занимался созерцанием и рассуждениями. В частности, он вывел, что основа всего в нашем мире есть вода, что на том этапе развития науки было весьма прорывным решением. Так Фалес и вошел в историю науки, а забавная история с опционом — лишь вишенка на торте его интеллектуальных изысканий.
Венчурные предприниматели, руководствуясь той же логикой, что и древнегреческий философ, поняли, что высокооплачиваемых специалистов можно привлекать в компанию, обещая им возможность выкупить акции компании в будущем по согласованной сегодня цене. Таким образом, специалисты начали сталкиваться с выбором: пойти работать в крупную компанию за хороший оклад и социальный пакет или в стартап на маленькое или отсутствующее жалование, но с опционом, дающим право на выкуп акций за цент в любое время на протяжении определенного периода.
Давайте представим, что вы получили опцион от компании Google в 1999 году на приобретение 10 000 акций по цене 10 центов за одну акцию сроком на 25 лет. Скажем, в 2021 году вы решили уйти на пенсию, обналичив ваш опцион. В 2021 году цена на одну акцию Google достигла $2000. Следовательно, реализовав ваше право из опциона и заключив договор на приобретение 10 000 акций по цене 10 центов за акцию, вы заплатите $1000 и получите акций на $20 млн. Дальше вы можете эти акции продать на бирже и стать миллионером или жить на дивиденды.
Как работают опционы в России
Опционы доступны не только предпринимателям из Кремниевой долины, в России положения об опционах дополнили Гражданский кодекс в ходе реформы гражданского права в 2015 году. Разберем основные аспекты опционов в российском праве.
Первое, что нужно знать, что опцион на долю в ООО требует нотариальной формы. Рассмотрим опцион на заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале. Так как продажа доли в ООО предполагает нотариальную форму, то и опцион на приобретение доли в ООО тоже требует нотариальной формы.
При нотариальном удостоверении соглашения о предоставлении опциона на заключение договора нотариус должен убедиться, что стороны верно понимают правовую природу опциона. В частности, отличие соглашения о предоставлении опциона от предварительного договора. При этом выяснять мотивы такого соглашения нотариус не обязан.
Договоры купли-продажи
Опцион на заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО может заключаться как по типу call option (опцион на покупку), так и по типу put option (опцион на продажу). Опционы на покупку — это классические опционы Кремниевой долины, они дают право купить долю в компании по заранее установленной цене. Опционы на продажу, наоборот, дают возможность продать долю в компании по заранее согласованной цене. В случае с мотивацией сотрудников это работает следующим образом. Стартап может сразу выдать долю сотрудникам, однако такая доля в начинающей компании ничего не стоит. Тогда стартап выдает опцион на продажу, в котором обещает сотруднику выкупить у него долю по заранее оговоренной высокой цене, например за $1 млн через пять лет. Таким образом, у сотрудника будет возможность после пяти лет работы в компании решить, хочет ли он получить миллион или сохранить долю в бизнесе.
Вернемся к нашим нотариальным реалиям. Практика в России сложилась таким образом, что кроме соглашения об опционе нотариусы просят еще и безотзывную оферту от противоположной стороны. Иными словами, можно объяснить это так: опцион — это условия будущей сделки, а безотзывная оферта — это сама сделка, которая может быть осуществлена без присутствия второй стороны, если условия об опционе выполнены. Таким образом, держатель опциона приходит к нотариусу с соглашением об опционе на заключение договора и офертой. Нотариус проверяет, исполнились ли условия из опциона, если да, то нотариус сопровождает акцепт оферты и переход права на долю в ООО.
Подводные камни
Законы, регулирующие порядок заключения опционов, недостаточны для решения многих практических вопросов, с которыми сталкиваются нотариусы.
- Трудности могут возникнуть при удостоверении соглашения о предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи доли в ООО, состоящем из нескольких участников. В большинстве ООО, прежде чем предложить долю стороннему покупателю, участник ООО должен сначала сделать аналогичное предложение действительным участникам общества. Однако это не смертельный приговор call-опционам на долю в ООО. Для разрешения данной проблемы получатель опциона может потребовать одновременно с удостоверением соглашения об опционе и безотзывной оферты получить отказы от преимущественной покупки доли в уставном капитале от других участников общества.
- Следующий вопрос состоит в том, что опционы не подлежат какой-либо регистрации в публичных реестрах, в связи с чем нотариус, удостоверяющий договор купли-продажи, не может проверить обременение указанной доли опционом. Указанную проблему можно решить внесением в соглашение об опционе заверений об обстоятельствах и обязательством возмещения потерь. Так оферент заверяет, что предлагаемая вам доля свободна от требований третьих лиц, и гарантирует, что если на момент акцепта вы не сможете реализовать ваше право из опциона, то оферент компенсирует вам все потери, причем размер потерь можно заранее определить.
Итого
Механизм опционов не является совершенным, особенно в России, где при удостоверении соглашения о предоставлении опциона нотариус сталкивается с рядом проблем, не решенных ни судебной практикой, ни законом. Однако практика активно развивается. Примеры ведущих российских компаний, прибегающих к опционным конструкциям, таких как «Тинькофф», Ozon, «Яндекс» (последний, впрочем, в 2022 году уже заменил опционы повышением зарплат и премий. — Forbes), дают нам надежду на дальнейшее развитие российского права в целом и опционов в частности. Таким образом, если вы крупная компания или небольшой стартап, можете смело завлекать специалистов опционами по российскому праву. Если же вы высококлассный специалист, не спешите сразу говорить «нет», когда вам предлагает опцион российская компания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора