В России предложили сделать обязательным «налог на трафик» — плату за передачу «тяжелого» контента, например видео, узнал «Коммерсантъ». Крупнейшие российские IT-компании хотят от платы освободить. Инициатива затронет онлайн-кинотеатры, но в основном направлена на сбор денег с иностранных платформ, считают эксперты
Интернет-компании, которые формируют «основной трафик на сетях связи», нужно обязать заключать с провайдерами коммерческие договоры о его пропуске, то есть платить за передачу больших объемов данных. Об этом написал «Коммерсантъ» со ссылкой на «Стратегию развития отрасли связи в РФ на 2024–2035 годы». В разработке стратегии участвовали Минцифры и крупнейшие операторы связи.
От «налога на трафик» предлагается освободить компании из реестра организаторов распространения информации, который ведет Роскомнадзор: в список входят, например, видеосервис Rutube, соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», платформа для блогов «Дзен», а также разные сервисы «Яндекса», перечислил «Коммерсантъ». В реестре не числятся некоторые популярные иностранные площадки (например, YouTube, который принадлежит Google), а также онлайн-кинотеатры.
Инициатива может быть направлена на получение отчислений именно от зарубежных компаний, предположил гендиректор CDNvideo Ярослав Городецкий. Организация организует сеть доставки контента (CDN) для ускорения его загрузки и организации трансляций. Российские компании уже оплачивают услуги операторов связи или напрямую, или через подобных операторов CDN, отметил Городецкий. Сейчас нет законодательного механизма, который позволял бы собирать с зарубежных компаний «налог на трафик», и вряд ли получится его создать, заявил «Коммерсанту» источник на IT-рынке.
Онлайн-кинотеатр ivi платит операторам за предоставление каналов связи к дата-центрам, и это «очень существенная статья расходов», заявил директор по технологии компании Евгений Россинский. «Яндекс», VK, «Газпром-медиа», МТС, «Ростелеком» и принадлежащий последнему онлайн-кинотеатр Wink отказались от комментариев «Коммерсанту». Идея сборов за инфраструктуру не выглядела реализуемой никогда, а после ухода Netflix и с началом банкротства российского юрлица Google «не появилось новых аргументов в ее поддержку», заявил газете гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. По его словам, на официальные онлайн-кинотеатры приходится не больше 15% видеотрафика в России, остальное — это YouTube, видео в соцсетях и пиратские сервисы, добавил Бырдин.
Число подписчиков онлайн-кинотеатров к концу 2022 года вернулось на уровень начала того же года после падения в середине, сообщала исследовательская компания GfK. Выручка российских онлайн-кинотеатров от продажи собственного оригинального контента на другие платформы составила 5,1 млрд рублей в 2022 году, подсчитала консалтинговая компания J’son & Partners Consulting.