К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

MedTech-сервис Budu запускает медицинский маркетплейс

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Входящий в группу «Ренессанс страхование» онлайн-сервис по управлению здоровьем Budu запускает собственный маркетплейс медицинских услуг, рассчитывая объединить на одной площадке пользователей, клиники и лаборатории. Компания надеется, что платформа поможет сэкономить пациентам до 30% на анализах, чекапах и приемах врачей. Успех проекту не гарантирован, считают эксперты: во многом проблема Budu может оказаться в том, что при выборе врача главную роль играют рекомендации, личный опыт и репутация врача или клиники, кроме того, на рынке уже есть ряд похожих сервисов

Приступить к сборке

О старте работы маркетплейса медицинских услуг Budu, где медицинские организации и лаборатории смогут предлагать свои услуги пользователям, Forbes рассказали в компании. Пользователю не нужно будет просматривать большое количество сайтов или обращаться в несколько организаций для поиска необходимой услуги по оптимальной цене, вся информация будет доступна на маркетплейсе. В Budu рассчитывают, что площадка позволит клиентам снизить до 30% расходов на решении проблем со здоровьем.

Budu уже сотрудничает с крупными российскими медицинскими организациями и лабораториями, которые предложат свои услуги на платформе, — к примеру, среди партнеров Budu Forbes обнаружил лабораторную службу «Хеликс». «На первом этапе будут представлены лабораторные исследования и чекапы, так как после исследования рынка в рамках направления ДМС стало понятно, что многие анализы не покрываются ДМС и требуют дополнительных затрат для пациента», — объясняют в Budu. В ближайшее время на маркетплейсе будут доступны различные методы диагностики, визиты к врачам, приобретение лекарственных средств и БАДов.

За организацию процесса ведения пациента Budu взимает 5-20% в зависимости от услуг, цен и условий контрактов, но при этом берет на себя стоимость привлечения клиентов. «Для медицинских компаний это важная аудитория — застрахованные по ДМС и клиенты В2С-сегмента». На вопрос о том, каких вложений потребовал запуск проекта, в компании отвечают, что Budu использует созданную за последние несколько лет инфраструктуру: разработку, экспертизу врачей и медицинских помощников. «Сегодня наша основная инвестиция — это маркетинговый бюджет, десятки миллионов рублей на запуск», — отмечают в компании.

 

«Запуск маркетплейса приведет не только к повышению конкуренции в сфере медицинских услуг, но и к большему выбору для пациентов, в том числе и по цене, — считает генеральный директор Budu Джейхун Рахметов. — 2022 год был сложным для частной медицины: рост спроса на медицинские услуги, начавшись весной, к осени сменился падением — экономия, релокация. Пока нет универсального решения, как клиникам адаптироваться под меняющийся спрос, однако рыночная ситуация заставляет игроков быть более гибкими».

Впрочем, несмотря на непростой, по словам Рахметова, прошлый год для частной медицины, объем рынка MedTech в 2022 году, по данным Smart Ranking, увеличился почти на 30% и составил около 20 млрд рублей.

 

Глас народа

Желание запустить такую площадку подкрепляет исследование Budu, с которым ознакомился Forbes. Так, по данным опроса 1230 россиян, 29% потратили от 50 000 до 100 000 рублей на платную медицину в прошлом году. Для 63% опрошенных стоимость медицинских услуг ощутимо дорога, 35% россиян всегда на них экономили, а еще четверть начали экономить в этом году, так как цены стали слишком высоки. Больше половины опрошенных (64%) считают, что цены на медуслуги в 2023-м выросли на 10-15%.

Также почти половина россиян (41%) считают анализы наиболее дорогой медицинской услугой, следует из опроса Budu. Более четверти (26%) респондентов сдают различные анализы регулярно раз в полгода, еще 17% — раз в два-три месяца. У 23% пациентов средний чек на единоразовую сдачу анализов превышает 5000 рублей. А 17% россиян за прошлый год потратили только на анализы от 20 000 рублей.

«Четверть россиян стали чаще заниматься самолечением из-за высокой стоимости платных медицинских услуг, а 22% стали ходить только в те клиники и лаборатории, где есть скидки и бонусы на анализы, — говорит Рахметов. — Абсолютное большинство опрошенных (80%) стали бы чаще обращаться к врачам и проходить медобследования, если бы они стоили дешевле. Опираясь на наш опыт в В2В, мы решили запустить маркетплейс, который представит пользователям широкую линейку медицинских услуг от различных клиник и лабораторий, сделает медицину доступнее, а сам процесс получения услуги — технологичнее».

 

Разумные сомнения

По мнению экспертов, российский потребитель готов пользоваться таким продуктом. MedTech хорошо развивается в России, многие проекты уже давно интегрированы с крупными компаниями в части ДМС или других партнерских программ, рассуждает СЕО Vitobox Александр Вученович. Однако внушительное промо, по его словам, все равно потребуется: рынок конкурентный, стоимость привлечения клиента достаточно высокая. Впрочем, в том или ином виде участники рынка уже запускали подобные сервисы: среди них эксперты называют в том числе «СберЗдоровье», CheckMe, «НаПоправку», «ПроДокторов».

«Маркетплейс — почти всегда про большой рынок, который в моменте «готов» и ждет, когда на нем появится посредник для более качественной организации услуг, — размышляет Вученович. — Например, рынок агрегаторов такси сформировался уже в существующем огромном секторе такси в тот момент, когда проникновение смартфонов с хорошим экраном и доступом к интернету достигло высокого уровня. Сейчас, вероятно, накопилась необходимая критическая масса проникновения онлайна в медицину. Люди стали чаще консультироваться по вопросам здоровья онлайн».

Однако модель потребления медицинских услуг отличается от модели потребления услуг на маркетплейсе, указывает генеральный директор группы компаний «Доктис» Сергей Лежнин. «Мы с большим уважением относимся к коллегам, будем наблюдать за развитием проекта, думаю, для них это органичный способ монетизации. Но при выборе врача первостепенную роль играют рекомендации, личный опыт и репутация клиники. Человек идет к врачу или в клинику, которым доверяет, — считает он. — Поэтому для нас логично вкладываться в свое продвижение, в репутацию, бренд и в свои управляемые каналы продаж, а не во взаимоотношения с лидогенераторами, от которых возникает определенная зависимость».

По сути, Budu в этом случае выполняет роль digital-надстройки над медорганизацией, которая таким образом пытается расширить доступ к клиенту и расширить продуктовое предложение, говорит директор по развитию бизнеса инвесткомпании Kama Flow Евгений Борисов. Любому поставщику конечных услуг в сфере здравоохранения, по его мнению, интересно размещаться на маркетплейсе только в том случае, если есть гарантированный трафик, который будет давать качественные лиды. «Вряд ли у Budu такой трафик есть, потому что в большом объеме его сможет обеспечить разве что экосистема, как у того же «Сбера» или «Яндекса». Либо у сервиса должны быть критически важные компетенции по работе с трафиком. Такого рода проекты появляются время от времени, и спрос на них точно есть, но скорее на более нишевые продукты — агрегаторы аптек, телемедицинские сервисы и т. п. И нельзя забывать про конкуренцию с сетями клиник, активно работающими в онлайне, — например, «Медси», — резюмирует Борисов.

Нельзя сказать, что аудитория профилактической медицины очень большая, все-таки люди склонны обращаться к врачу, когда уже есть заболевание, замечает гендиректор и основатель «Здоровье.ру» Эрик Бровко, добавляя, что агрегаторы врачей, чекапов и лабораторий уже существуют по отдельности. «Если идея в том, чтобы объединить их, тогда непонятно, в чем будет конкурентное преимущество Budu, почему клиники должны будут идти туда», — сомневается он.

 

Камнем преткновения может стать доверие к площадке и ее системе отбора поставщиков медицинских услуг, полагает Вученович. Люди обычно идут в клинику либо по рекомендации врача, либо если эта клиника входит в их полис ДМС, замечает он: «Поэтому начать промо стоит с поиска крупных партнеров в лице компаний, которые готовы внести маркетплейсы в собственную систему ДМС».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+