Кассовый сбор: как российский финтех пережил 2022 год
Санкционный прирост
Прошлый год стал настоящим потрясением для многих отраслей экономики, и финтех не исключение. Так, динамика рынка в 2022 году была обусловлена целым комплексом факторов, указывают аналитики Smart Ranking (SR): запретом ЦБ банкам использовать SWIFT при переводах внутри России, отключением Visa и MasterCard, уходом Apple Pay и Google Pay, ростом закредитованности населения, потребностью в импортозамещении ушедших иностранных IT-гигантов вроде Microsoft, Oracle, SAP, Cisco, а также беспрецедентным ростом трансграничных переводов: в 2022 году денежные переводы из России в соседние страны выросли на 300-500%. Например, только в Казахстан россияне перевели минимум $775,4 млн, а в Грузию — около $2 млрд (рекордный объем с 2012 года).
Санкции и уход иностранных вендоров, блокировка привычных каналов продвижения заставили игроков в срочном порядке пересматривать свои стратегии и искать новые решения, которые могли бы залатать образовавшиеся дыры. Многим российским компаниям пришлось скорректировать свои планы — участники рейтинга отмечают, что в среднем до изначально намеченных целей по выручке на 2022 год им не хватило около 25-50%.
Тем не менее, основными драйверами почти 33%-ного роста рынка как раз и послужили последствия санкций — в частности, переход рынка на новые платежные системы, обращают внимание в SR. В итоге выручка топ-100 крупнейших компаний российского финтеха в 2022 году составила 138,88 млрд рублей — на 32,71% больше, чем в 2021-м, когда на топ-100 пришлось 104,65 млрд рублей общей выручки.
Опять тройка
Топ-3 рейтинга от 2022 года занимают компании-гиганты из сегментов платежных систем и бухгалтерии. Первая строчка — за Qiwi, выручка которой выросла за год на 52,51%, до 35,23 млрд рублей. Рост выручки компании замедлялся во втором полугодии 2021 года до 2,29%, что объяснялось сокращением высокодоходных международных платежей в тот период.
На втором месте — аффилированный со «Сбером» сервис электронных платежей «ЮMoney» и управляемый им проект «Юkassa». Их общая выручка, по оценке SR, в 2022 году выросла на 15% и составила 24 млрд рублей. По словам коммерческого директора «ЮMoney» Дмитрия Кармишина, в 2022 году изменились платежные сценарии и контекст ведения бизнеса: «Многим компаниям пришлось перестраивать свою бизнес-модель и искать альтернативу ушедшим Apple Pay и Google Pay, менять программное обеспечение и привычные каналы коммуникации. Мы в «Юkassa» смогли быстро предложить своим клиентам альтернативные платежные методы: SberPay, оплату привязанными к Сбер ID картами, электронными кошельками «ЮMoney», по QR-коду и через MirPay».
В феврале 2022 года доля Pay-платежей среди других методов оплаты составляла 24%, при этом на банковские карты приходилось 66%, через SberPay платили 6%, кошельками «ЮMoney» — 4%. Однако уже в июне 2022 года из-за приостановки работы Apple Pay и Google Pay их доля снизилась в России до нуля, а число платежей банковскими картами выросло на 22 п. п., до 88%. Доля покупок, оплаченных с помощью SberPay, достигла 9%. Количество онлайн-платежей с помощью SberPay выросло на 40%, а число плательщиков — на 50%. Обороты интернет-магазинов по этому методу оплаты стали на 38% больше. Количество всех платежей через SberPay в «Юkassa» за 2022 год выросло с 7% до 9%, оборот увеличился с 3% до 5%.
На третьей позиции расположился сервис автоматизации выплат командам и фрилансерам Solar Staff, который заработал за 2022 год более 12 млрд рублей и увеличил свою выручку на 64,5%. По словам CEO и сооснователя компании Павла Шинкаренко, Solar Staff планировал получить выручку с новых рынков и продуктов, но не успел вовремя запустить новый продукт и в итоге получил выручку с новых рынков, но со старыми продуктами: «Это произошло в основном из-за сокращения количества конкурентов: в нашей сфере было несколько событий, которые оказались для них губительными, — объясняет он. — Во-первых, это ужесточение требований и новые процедуры KYC, санкции и контрсанкции — все это требовало вложений, но не у всех они были. Во-вторых, сказалась так называемая криптозима. Чем «глубже» компании были интегрированы в криптовалюту, тем сильнее они пострадали. В-третьих — стартапы, которые сильно зависели от инвестраундов, не выжили из-за оттока инвестиций. Слабые игроки покинули рынок, а сильные — выросли».
Чего ждет отрасль от 2023 года
Несмотря на вызовы, которые рынку бросил 2022 год, российский финтех остается одной из самых стабильно растущих технологических отраслей, указывают в SR. Среди основных тенденций, которые будут влиять на сегмент в 2023 году, участники рейтинга отмечают следующие тренды:
· Курс на импортозамещение
Рынок будет какое-то время сфокусирован на работу «вовнутрь»: фокус с вывода продуктов за рубеж перейдет на закрытие пробелов, которые появились из-за ухода западных компаний и введенных санкций. Импортозамещение стало ключевой задачей для отрасли сразу с первыми ограничениями. Для многих ушедших сервисов и функций российские компании уже предоставили собственные решения (как, например, отечественные «пеи» или стикеры для оплаты вместо физических банковских карт).
· Усиление влияния государства
Государство далее будет заметно влиять на развитие финтеха в России, прогнозируют в SR. По словам коммерческого директора Payture Светланы Баевой, речь идет и о регулировании эквайринговых комиссий, и о борьбе с мискодингом (практикой подмены кодов категории операций), и о регулировании сферы криптовалют, и об обязательных платежных методах на сайтах мерчантов. «От этого зависит и сбалансированность рынка (с практической точки зрения регулировать нескольких крупных игроков легче, чем сотни мелких), и то, насколько нормативно-правовая среда позволит полноценно развиваться новым технологиям — это может быть как проблемой, так и возможностью», — размышляет Баева.
Вместе с возросшим влиянием государства в развитии отечественного финтеха усилится и госконтроль денежных потоков, считают в «ЮMoney»: «Цель государства — чтобы происхождение и движение денег было прозрачным. Для компаний это означает, что доля комплаенс-задач будет расти».
· Сокращение издержек и перераспределение ресурсов
Критически нестабильные времена уже прошли, но бизнес все равно продолжит туже «затягивать пояса», сокращать издержки и аккуратнее распределять ресурсы, отмечают аналитики SR. «Растить доходы на падающем рынке будет сложно, — отмечает Павел Шинкаренко. — Любое кризисное явление порождает необходимость экономить на ресурсах — именно сюда попадает удаленная работа, более дешевый труд, фриланс вместо найма».
· Рост конкуренции и числа слияний и поглощений
Даже несмотря на уход части западных компаний и освободившиеся ниши, конкуренция среди отечественных финтех-компаний будет еще заметнее. «Добиться успехов и увеличить свою рыночную долю смогут те компании, которые предложат бизнесу комплексное решение для интеграции всех необходимых платежных инструментов как в России, так и за ее пределами», — считает Светлана Баева.
Многие игроки уверены, что на рынке будут перестановки: банки и компании побольше будут активно покупать интересные финтех-стартапы, а команды — объединяться друг с другом для создания чего-то «третьего». «Нас ждет больше сделок, слияний и поглощений. Более слабые игроки могут не выжить, — считает Павел Шинкаренко. — Это нормальная рыночная процедура оздоровления, если экономика еще сохранит свои рыночные атрибуты и сможет таковой считаться».
· Больше технологичности и скорости
Участники сходятся во мнении: просто предоставить альтернативы ушедшим сервисам будет недостаточно, на рынке останется потребность в новых технологиях или улучшенных версиях уже имеющихся, констатируют аналитики SR: «Платежных решений будет появляться еще больше, компании начнут экспериментировать с цифровым рублем, спрос на бесшовные сервисы и решения вырастет, также продолжится цифровизация идентификации клиентов. И все это будет происходить в сжатые сроки». «Выиграют те участники рынка, кто сможет создавать технологии, быстро мимикрирующие под новые экономические и политические условия», — считают в Cashoff.
Итого
За счет курса на импортозамещение к концу 2023 года рынок вырастет не менее чем на 30%, прогнозируют в SR: выиграют те игроки, которые быстрее остальных смогут подстроиться под быстро меняющиеся обстоятельства. Агентство также прогнозирует рост числа M&A-сделок в сегменте платежных сервисов: «За пределами топ-100 осталось множество небольших компаний, которым либо придется встать на путь кратного роста за счет инновационных решений, либо примкнуть к более сильным игрокам».