Участники IT-отрасли раскритиковали проект ФСБ о передаче ей данных пассажиров такси
Участники IT-рынка критически отозвались на проект ФСБ, который предполагает передачу ей данных пассажиров такси. По мнению бизнеса, проект несет для него риски и обернется существенными финансовыми издержками, при этом не даст существенных преимуществ государству. Ранее в России приняли закон, который обязывает службы такси дать ФСБ доступ к своим информационным системам
АНО «Цифровая экономика», созданное ведущими IT-компаниями России для диалога с государством, раскритиковало проект постановления правительства, подготовленный ФСБ, о круглосуточной передаче спецслужбе информации о средствах платежа и местоположении, написал РБК. Он ознакомился с заключением АНО за подписью гендиректора Сергея Плуготаренко, подлинность документа подтвердили два источника РБК на IT-рынке, знакомых с обсуждением.
ФСБ запросила круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных для обработки и передачи заказов легкового такси. ФСБ сможет также отдельно запрашивать сведения из журнала регистрации заказов такси, и служба такси должна ответить в течение трех рабочих дней при наличии пометки «срочно» либо в течение 10 рабочих дней в других случаях. Кроме того, ФСБ запросила возможность получить доступ к электронному мониторингу геолокации и к информации о средствах платежа пассажиров.
АНО опасается, что не только службам такси придется передавать информацию о платежах и геолокацию, а всем организаторам распространения информации: это больше 300 организаций, среди которых «Яндекс», Тинькофф Банк, Avito, Habr и «Пикабу», перечислил РБК. В проекте не раскрыто понятие и объем «электронного мониторинга геолокации», да и у служб заказа такси нет технической возможности передавать данные о геолокации в режиме реального времени, заявило АНО.
Кроме того, в проекте ФСБ не раскрыто понятие и объем «средства платежа»: текущая формулировка позволяет запрашивать у служб заказа такси неограниченную финансовую информацию о пользователях, которой службы такси не владеют, передает РБК содержание отзыва АНО. В случае принятия проекта службам такси придется дополнительно понести «многомиллиардные затраты» и тратить около 10% от реализации на ежегодное обслуживание новых требований, добавил РБК.
Предлагаемое постановление «нужно не отрасли, а только ФСБ», заявил РБК представитель такси «Максим». Инициатива ФСБ выглядит избыточной, отметила компания People & People (владеет «Ситимобил» и «Таксовичкоф»). Если проект примут, издержки перевозчиков и агрегаторов могут увеличится, а значит, и стоимость поездок, предупредила организация. Существенных затрат для бизнеса ожидает также представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
В наблюдательный совет АНО «Цифровая экономика» входят среди прочих зампред правительства Дмитрий Чернышенко, глава Минэкономразвития Максим Решетников, глава Минцифры Максут Шадаев, владелица Wildberries Татьяна Бакальчук, управляющий директор Ozon Сергей Беляков и гендиректор VK Владимир Кириенко.
В декабре 2022 года был принят закон, обязующий службы такси предоставлять ФСБ доступ к своим информационным системам и базам данных, которые используются для обработки заказов.