На что жалуетесь: почему буксует эксперимент по онлайн-продаже рецептурных лекарств
Экспериментальным путем
Согласно требованиям московского департамента здравоохранения, покупка рецептурных лекарств онлайн будет возможна только через региональное мобильное приложение ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система). Клиент должен зайти в приложение ЕМИАС, выбрать свои рецепты, перейти на сайты аптек из указанных в приложении. При этом покупатель не может ни сравнить цену между аптеками до перехода на их сайты, ни ознакомиться с условиями, стоимостью, сроками доставки, остальным ассортиментом, следует из письма, которое в феврале отправила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма» на имя мэра Москвы Сергея Собянина (есть в распоряжении Forbes).
Курьеры аптеки (агрегатора) при доставке лекарства должны будут использовать приложение «ЕМИАС.Курьер», при этом каждый курьер должен иметь смартфон с установленным приложением и уметь работать с приложением, при передаче лекарства пациент должен будет показать QR-код из приложения ЕМИАС на своем смартфоне, а курьер — отсканировать этот QR-код своим смартфоном. «Это не только существенно ухудшает клиентский опыт, но и создает большие издержки для аптек и курьерской доставки», — говорится в документе.
Предложенный порядок, пишут авторы письма, делает невозможным заказ лекарства со стационарного компьютера (так как курьеру нужно показать QR-код мобильного приложения ЕМИАС на телефоне) и его получение, если нет смартфона с установленным и настроенным приложением ЕМИАС и мобильного интернета. Кроме того, невозможно заказать лекарство другому человеку, например пожилому родственнику (для этого нужно иметь доступ в его личный кабинет ЕМИАС, что запрещено законом), а также сделать заказ по рецепту, полученному в частной медицинской клинике, поскольку в Москве они работают через собственные информационные системы и не имеют интеграции с ЕМИАС. В дополнение ко всему аптеки и агрегаторы должны будут затратить значительные ресурсы на обучение курьеров работе в «ЕМИАС.Курьер», считают в АКИТ и «СоюзФарме».
«Смещение входной точки всего коммерческого рынка рецептурных лекарств в одно приложение практически полностью нивелирует такую конкуренцию между продавцами, — продолжают авторы документа. — Наличие конкуренции должно было побудить коммерческие компании инвестировать в разного рода инфраструктурные проекты, которые должны были развивать рынок во всех его аспектах — с момента выписки рецепта врачом до оптимизации доставки». Предложенное же решение практически обесценивает подобные инвестиции и в целом ставит под вопрос целесообразность участия в эксперименте, заключают в АКИТ и «СоюзФарме», прогнозируя «низкую эффективность проведения эксперимента» и предлагая участникам эксперимента в Москве предоставить право самостоятельно определять необходимость использования приложений ЕМИАС и «ЕМИАС.Курьер» или использовать собственные разработки, интегрированные с этими системами.
В столичном департаменте здравоохранения Forbes сообщили, что готовят документ, регламентирующий порядок отбора аптечных и медицинских организаций для участия в этом эксперименте. Только столичные аптечные и медицинские организации, подключенные к ЕМИАС, смогут принять в нем участие, подчеркнули там.
Forbes направил запрос в правительство Москвы.
История вопроса
Участники фармацевтического рынка и e-commerce давно борются за то, чтобы рецептурные препараты были разрешены к дистанционной продаже. Законопроект о легализации онлайн-продаж аптеками безрецептурных лекарств был принят в первом чтении еще в декабре 2017 года. Но дальнейшее рассмотрение документа затянулось из-за того, что власти не пришли к единому мнению о необходимости включить в него и рецептурные препараты. Наконец в октябре 2022 года Госдума одобрила запуск продаж таких медикаментов в пилотных регионах: Москве, Московской и Белгородской областях. Эксперимент должен продлиться с 1 марта 2023 по 1 марта 2026 года. В феврале этого года перечень из 904 международных непатентованных наименований рецептурных препаратов, разрешенных для дистанционной продажи, утвердил Минздрав.
Дистанционная торговля безрецептурными лекарствами разрешена в России еще с 2020 года. Импульсом для этого послужила пандемия коронавируса. «Сейчас, когда люди соблюдают режим самоизоляции или лечатся дома, такой способ приобретения лекарств особенно востребован. Уверен, многие воспользуются этой возможностью, — говорил в мае 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин в ходе заседания президиума Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России. — При этом нужно внимательно следить, чтобы не нарушались условия хранения и транспортировки лекарств, соблюдались санитарные нормы при их передаче покупателям».
По данным Data Insight, всего за первое полугодие 2022 года в интернет-аптеках было оформлено 60 млн заказов на сумму 110 млрд рублей. По сравнению с первой половиной 2021 года количество заказов в интернет-аптеках увеличилось на 36%, объем онлайн-продаж вырос в рублях на 50%. Средний чек вырос на 11% и в январе-июне 2022 года составил 1830 рублей.
«Большие издержки и неудобство»
«Компании — члены АКИТ высоко оценили качество разработанного Минздравом России правительственного акта о проведении эксперимента, — говорит президент АКИТ Артем Соколов. — Отрасль благодарна и Госдуме за максимально сжатые сроки внесения поправок в закон, разрешивших этот эксперимент. Однако в настоящий момент до сих пор отсутствуют локальные акты регионов-участников, что не позволяет аптекам войти в эксперимент и, как следствие, получить в Росздравнадзоре разрешение на дистанционную торговлю рецептурными препаратами». «Все ждут выпуска этих самых нормативно-правовых актов. При этом многие уже провели техническую интеграцию с ЕМИАС или заканчивают», — говорит источник Forbes на аптечном рынке.
Опрошенные Forbes участники рынка говорят, что они готовы к участию в эксперименте. «После согласования и получения всех необходимых документов в рамках нормативно-правовых актов по участию в эксперименте мы запустим доставку рецептурных лекарств», — сообщили Forbes в «Сбер Еаптеке». «Сейчас мы оцениваем все обновленные требования к участию в эксперименте, — говорит заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. — Мы видим, что дистанционная продажа рецептурных препаратов востребована у россиян, рассчитываем на то, что требования будут пересмотрены в сторону упрощения механики. В таком случае мы будем готовы оперативно подключиться к эксперименту и обеспечить широкий ассортимент препаратов, разрешенных к продаже в рамках регуляторных ограничений».
В России набирает популярность онлайн-продажа и доставка безрецептурных лекарственных препаратов, рассказали Forbes в «СберМаркете»: спрос на них в январе и феврале 2023 года вырос в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «Доставка рецептурных лекарств также будет востребована и поможет создать бесшовный клиентский опыт, — считают в компании. — Мы поддерживаем эксперимент. Рассмотрим нормативно-правовые акты и возможные форматы интеграции».
О завершении тестирования процесса оформления и доставки заказов и готовности к запуску говорят и в пресс-службе фудтех- и е-com-сервисов «Яндекса», указывая, впрочем, что «на первом этапе доставка рецептурных лекарств появится в Московской области»: «В регионе созданы все условия для обеспечения привычного для пользователей «Яндекс Маркета», «Еды» и Delivery Club уровня сервиса». Маркетплейс здоровья «Здравсити» как участник эксперимента интегрируется с ЕМИАС Москвы и реализует соответствующий функционал, который вскоре появится на сайте, сообщили в компании.
Впрочем, по словам ряда собеседников Forbes на рынке e-commerce, несмотря на подготовку, ситуация далека от безоблачной. «Например, покупателю необходимо будет сначала зайти в приложение ЕМИАС, выбрать свои рецепты, а потом уже перейти из приложения на сайт аптек или маркетплейсов. При этом эти системы в полном объеме дублируют функционал программного обеспечения аптек и маркетплейсов, в разы усложняя клиентский путь и создавая большие издержки для бизнеса», — говорит Алексей Минаев.
Маркетплейсы, конечно, заинтересованы во входе в эксперимент, рассуждает источник Forbes на рынке онлайн-ретейла. Но условия, которые предъявила Москва в последний момент перед стартом, во-первых, «даже логически очень странные», во-вторых, влекут за собой большие издержки и неудобство, продолжает он. По его словам, аптечные сети идут в эксперимент в любом случае: «Лекарства — их основной фокус, и они готовы подключаться в любом виде и с любыми издержками. Для маркетплейсов, по сути, это потенциально малая часть бизнеса, которая теперь потребовала больших усилий для вовлечения». Поэтому игроки ждут нормативные акты от Москвы и Московской области и тогда уже будут принимать решение, когда и в какой регион пойдут, заключает он. По словам другого собеседника Forbes, знакомого с ходом эксперимента, он вроде бы запущен, но из-за желания Москвы натянуть существующую неудобную систему на онлайн тормозится: «Процесс максимально сложный со всех сторон, при этом смысл заказывать онлайн вообще, кажется, теряется для пользователей».
«Решение об участии в эксперименте отдано регионам, это связано с тем, что в каждом регионе своя модель цифровизации. В Москве оператором государственной системы здравоохранения является ЕМИАС, поэтому эксперимент проводится на базе этой системы, — рассказала Forbes исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова. — Частным клиникам тоже дано право участвовать в нем, но остается вопрос: будут ли они это делать, есть ли для них смысл интегрироваться с ЕМИАС, когда у каждой есть своя информационная система, в разработку которой вложены инвестиции? Для бизнеса в предлагаемом механизме кроются дополнительные расходы. Будут ли доходы — вообще непонятно».
Кроме того, пациент, который не пользуется системой ЕМИАС и полисом ОМС, а ходит к врачу по ДМС, не всегда готов использовать ЕМИАС. Эксперимент должен ускорить процесс цифровизации здравоохранения, чтобы все данные были в ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения). И тогда интеграционная модель будет правильной и рентабельной, говорит Литвинова: «Дистанционная же продажа рецептурных лекарств несет дополнительное удобство для пациента, а будет ли это доходным для бизнеса — время покажет, бизнесу решать, насколько это выгодно».