К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На что жалуетесь: почему буксует эксперимент по онлайн-продаже рецептурных лекарств

Фото Getty Images
Фото Getty Images
1 марта стартовал эксперимент департамента здравоохранения Москвы по дистанционной онлайн-продаже рецептурных препаратов. Однако, по информации Forbes, ни один маркетплейс так и не подключился к нему. Причина — в отсутствии регламента отбора участников и дополнительных регуляторных требованиях, которые установил столичный Депздрав. Предложенный властями Москвы порядок покупки через ЕМИАС делает процесс излишне сложным, люди просто не будут покупать лекарства таким способом, считают участники рынка

Экспериментальным путем

Согласно требованиям московского департамента здравоохранения, покупка рецептурных лекарств онлайн будет возможна только через региональное мобильное приложение ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система). Клиент должен зайти в приложение ЕМИАС, выбрать свои рецепты, перейти на сайты аптек из указанных в приложении. При этом покупатель не может ни сравнить цену между аптеками до перехода на их сайты, ни ознакомиться с условиями, стоимостью, сроками доставки, остальным ассортиментом, следует из письма, которое в феврале отправила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма» на имя мэра Москвы Сергея Собянина (есть в распоряжении Forbes).

Курьеры аптеки (агрегатора) при доставке лекарства должны будут использовать приложение «ЕМИАС.Курьер», при этом каждый курьер должен иметь смартфон с установленным приложением и уметь работать с приложением, при передаче лекарства пациент должен будет показать QR-код из приложения ЕМИАС на своем смартфоне, а курьер — отсканировать этот QR-код своим смартфоном. «Это не только существенно ухудшает клиентский опыт, но и создает большие издержки для аптек и курьерской доставки», — говорится в документе.

Предложенный порядок, пишут авторы письма, делает невозможным заказ лекарства со стационарного компьютера (так как курьеру нужно показать QR-код мобильного приложения ЕМИАС на телефоне) и его получение, если нет смартфона с установленным и настроенным приложением ЕМИАС и мобильного интернета. Кроме того, невозможно заказать лекарство другому человеку, например пожилому родственнику (для этого нужно иметь доступ в его личный кабинет ЕМИАС, что запрещено законом), а также сделать заказ по рецепту, полученному в частной медицинской клинике, поскольку в Москве они работают через собственные информационные системы и не имеют интеграции с ЕМИАС. В дополнение ко всему аптеки и агрегаторы должны будут затратить значительные ресурсы на обучение курьеров работе в «ЕМИАС.Курьер», считают в АКИТ и «СоюзФарме».

 

«Смещение входной точки всего коммерческого рынка рецептурных лекарств в одно приложение практически полностью нивелирует такую конкуренцию между продавцами, — продолжают авторы документа. — Наличие конкуренции должно было побудить коммерческие компании инвестировать в разного рода инфраструктурные проекты, которые должны были развивать рынок во всех его аспектах — с момента выписки рецепта врачом до оптимизации доставки». Предложенное же решение практически обесценивает подобные инвестиции и в целом ставит под вопрос целесообразность участия в эксперименте, заключают в АКИТ и «СоюзФарме», прогнозируя «низкую эффективность проведения эксперимента» и предлагая участникам эксперимента в Москве предоставить право самостоятельно определять необходимость использования приложений ЕМИАС и «ЕМИАС.Курьер» или использовать собственные разработки, интегрированные с этими системами.

В столичном департаменте здравоохранения Forbes сообщили, что готовят документ, регламентирующий порядок отбора аптечных и медицинских организаций для участия в этом эксперименте. Только столичные аптечные и медицинские организации, подключенные к ЕМИАС, смогут принять в нем участие, подчеркнули там.

 

Forbes направил запрос в правительство Москвы.

История вопроса

Участники фармацевтического рынка и e-commerce давно борются за то, чтобы рецептурные препараты были разрешены к дистанционной продаже. Законопроект о легализации онлайн-продаж аптеками безрецептурных лекарств был принят в первом чтении еще в декабре 2017 года. Но дальнейшее рассмотрение документа затянулось из-за того, что власти не пришли к единому мнению о необходимости включить в него и рецептурные препараты. Наконец в октябре 2022 года Госдума одобрила запуск продаж таких медикаментов в пилотных регионах: Москве, Московской и Белгородской областях. Эксперимент должен продлиться с 1 марта 2023 по 1 марта 2026 года. В феврале этого года перечень из 904 международных непатентованных наименований рецептурных препаратов, разрешенных для дистанционной продажи, утвердил Минздрав.

Дистанционная торговля безрецептурными лекарствами разрешена в России еще с 2020 года. Импульсом для этого послужила пандемия коронавируса. «Сейчас, когда люди соблюдают режим самоизоляции или лечатся дома, такой способ приобретения лекарств особенно востребован. Уверен, многие воспользуются этой возможностью, — говорил в мае 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин в ходе заседания президиума Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России. — При этом нужно внимательно следить, чтобы не нарушались условия хранения и транспортировки лекарств, соблюдались санитарные нормы при их передаче покупателям».

 

По данным Data Insight, всего за первое полугодие 2022 года в интернет-аптеках было оформлено 60 млн заказов на сумму 110 млрд рублей. По сравнению с первой половиной 2021 года количество заказов в интернет-аптеках увеличилось на 36%, объем онлайн-продаж вырос в рублях на 50%. Средний чек вырос на 11% и в январе-июне 2022 года составил 1830 рублей.

«Большие издержки и неудобство»

«Компании — члены АКИТ высоко оценили качество разработанного Минздравом России правительственного акта о проведении эксперимента, — говорит президент АКИТ Артем Соколов. — Отрасль благодарна и Госдуме за максимально сжатые сроки внесения поправок в закон, разрешивших этот эксперимент. Однако в настоящий момент до сих пор отсутствуют локальные акты регионов-участников, что не позволяет аптекам войти в эксперимент и, как следствие, получить в Росздравнадзоре разрешение на дистанционную торговлю рецептурными препаратами». «Все ждут выпуска этих самых нормативно-правовых актов. При этом многие уже провели техническую интеграцию с ЕМИАС или заканчивают», — говорит источник Forbes на аптечном рынке.

Опрошенные Forbes участники рынка говорят, что они готовы к участию в эксперименте. «После согласования и получения всех необходимых документов в рамках нормативно-правовых актов по участию в эксперименте мы запустим доставку рецептурных лекарств», — сообщили Forbes в «Сбер Еаптеке». «Сейчас мы оцениваем все обновленные требования к участию в эксперименте, — говорит заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. — Мы видим, что дистанционная продажа рецептурных препаратов востребована у россиян, рассчитываем на то, что требования будут пересмотрены в сторону упрощения механики. В таком случае мы будем готовы оперативно подключиться к эксперименту и обеспечить широкий ассортимент препаратов, разрешенных к продаже в рамках регуляторных ограничений».

В России набирает популярность онлайн-продажа и доставка безрецептурных лекарственных препаратов, рассказали Forbes в «СберМаркете»: спрос на них в январе и феврале 2023 года вырос в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «Доставка рецептурных лекарств также будет востребована и поможет создать бесшовный клиентский опыт, — считают в компании. — Мы поддерживаем эксперимент. Рассмотрим нормативно-правовые акты и возможные форматы интеграции».

О завершении тестирования процесса оформления и доставки заказов и готовности к запуску говорят и в пресс-службе фудтех- и е-com-сервисов «Яндекса», указывая, впрочем, что «на первом этапе доставка рецептурных лекарств появится в Московской области»: «В регионе созданы все условия для обеспечения привычного для пользователей «Яндекс Маркета», «Еды» и Delivery Club уровня сервиса». Маркетплейс здоровья «Здравсити» как участник эксперимента интегрируется с ЕМИАС Москвы и реализует соответствующий функционал, который вскоре появится на сайте, сообщили в компании.

 

Впрочем, по словам ряда собеседников Forbes на рынке e-commerce, несмотря на подготовку, ситуация далека от безоблачной. «Например, покупателю необходимо будет сначала зайти в приложение ЕМИАС, выбрать свои рецепты, а потом уже перейти из приложения на сайт аптек или маркетплейсов. При этом эти системы в полном объеме дублируют функционал программного обеспечения аптек и маркетплейсов, в разы усложняя клиентский путь и создавая большие издержки для бизнеса», — говорит Алексей Минаев.

Маркетплейсы, конечно, заинтересованы во входе в эксперимент, рассуждает источник Forbes на рынке онлайн-ретейла. Но условия, которые предъявила Москва в последний момент перед стартом, во-первых, «даже логически очень странные», во-вторых, влекут за собой большие издержки и неудобство, продолжает он. По его словам, аптечные сети идут в эксперимент в любом случае: «Лекарства — их основной фокус, и они готовы подключаться в любом виде и с любыми издержками. Для маркетплейсов, по сути, это потенциально малая часть бизнеса, которая теперь потребовала больших усилий для вовлечения». Поэтому игроки ждут нормативные акты от Москвы и Московской области и тогда уже будут принимать решение, когда и в какой регион пойдут, заключает он. По словам другого собеседника Forbes, знакомого с ходом эксперимента, он вроде бы запущен, но из-за желания Москвы натянуть существующую неудобную систему на онлайн тормозится: «Процесс максимально сложный со всех сторон, при этом смысл заказывать онлайн вообще, кажется, теряется для пользователей».

«Решение об участии в эксперименте отдано регионам, это связано с тем, что в каждом регионе своя модель цифровизации. В Москве оператором государственной системы здравоохранения является ЕМИАС, поэтому эксперимент проводится на базе этой системы, — рассказала Forbes исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова. — Частным клиникам тоже дано право участвовать в нем, но остается вопрос: будут ли они это делать, есть ли для них смысл интегрироваться с ЕМИАС, когда у каждой есть своя информационная система, в разработку которой вложены инвестиции? Для бизнеса в предлагаемом механизме кроются дополнительные расходы. Будут ли доходы — вообще непонятно».

Кроме того, пациент, который не пользуется системой ЕМИАС и полисом ОМС, а ходит к врачу по ДМС, не всегда готов использовать ЕМИАС. Эксперимент должен ускорить процесс цифровизации здравоохранения, чтобы все данные были в ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения). И тогда интеграционная модель будет правильной и рентабельной, говорит Литвинова: «Дистанционная же продажа рецептурных лекарств несет дополнительное удобство для пациента, а будет ли это доходным для бизнеса — время покажет, бизнесу решать, насколько это выгодно».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+