К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как гонка ИИ повлияет на антимонопольные проблемы Google

Фото Richard B. Levine / Reuters
Фото Richard B. Levine / Reuters
Поисковый гигант уже много лет сталкивается с пристальным вниманием со стороны регулирующих органов. Может ли битва за превосходство ИИ ослабить Google?

То, что Google, похоже, был застигнут врасплох в гонке ИИ, вызвало всевозможные волнения внутри компании. Генеральный директор корпорации Сундар Пичаи выдал сотрудникам новые предписания по тестированию ИИ-сервисов, правила компании были «перекалиброваны» для более быстрого выпуска продуктов, а основатели, которые долго время не участвовали в разработках, снова начали возиться с кодом. Недавний выпуск Microsoft новой версии поисковой системы Bing, в которую был интегрирован чат-бот ChatGPT от OpenAI, подтолкнул Google к действиям. На прошлой неделе компания поспешила выпустить свой собственный чат-бот Bard в явной попытке опередить своего конкурента из Редмонда. Но на фоне всеобщего растущего интереса к ИИ в Маунтин-Вью регулирующие органы могут вздохнуть с облегчением. Впервые за долгое время Google рискует потерять часть своего контроля над рынком поисковых систем, в монополизации которого ее неоднократно обвиняли.

По мнению экспертов по антимонопольному праву и конкурентов, опрошенных Forbes USA, по мере того, как Google вступает в борьбу, он сталкивается с новыми вопросами о том, как ИИ может повлиять на конкурентную среду. Некоторые говорят, что это просто превратится в очередную версию доминирования Google на рынке, где компания продолжает якобы отдавать предпочтение собственным продуктам, а не продуктам конкурентов. Другие говорят, что возобновление соперничества с внезапно возродившимся старым врагом может помочь смягчить антимонопольное давление, которое уже давно мучает компанию.

«Жалоба на монополистов заключается в том, что они не чувствуют острой необходимости перестраивать свою деятельность и реагировать на конкурентов, — говорит Уильям Ковачич, бывший член Федеральной торговой комиссии США (FTC). — В Google просто скажут: «И где же это бесспорное доминирование? Индустрия непрерывно развивается».

 

Компания Google отказалась от комментариев для данной статьи.

Усиление гонки ИИ происходит на фоне повышения контроля со стороны регулирующих органов в Вашингтоне. На прошлой неделе президент Джо Байден в своем обращении к Конгрессу призвал «усилить антимонопольное правоприменение» в отношении крупных технологических компаний. С 2021 года Палата представителей и Сенат ссылались на Google, представляя двухпартийное законодательство, направленное на то, чтобы отучить технологических гигантов от таких тактик, как «самореференция» собственных продуктов перед конкурентами или использование своего положения в качестве заслона в магазине приложений для подавления новых участников.

 

Компания Google с ее годовым доходом более $280 млрд и 91% мировой доли рынка веб-поиска неоднократно оказывалась в центре внимания антимонопольных органов. В 2020 году, после нескольких лет угроз и призывов ограничить власть компании, Минюст США подал в суд на Google из-за ее поискового бизнеса, что стало первым крупным антимонопольным иском, поданным США против технологической компании с 1990-х годов, когда Минюст и ряд штатов обвинили Microsoft в монополии на рынке программного обеспечения для ПК. Поскольку поисковая система является краеугольным камнем Google, регулирующие органы тщательно изучают, как каждый его аспект влияет на конкурентов. Последняя жалоба департамента связана с требованиями разделить рекламный бизнес Google, утверждая, что компания склоняет чашу весов в свою пользу, заставляя маркетологов и издателей использовать собственные рекламные технологии Google. На Google также подали в суд генеральные прокуроры штатов из-за ее рекламных аукционов и предполагаемых самореференций.

В основе всех этих обвинений лежит идея о том, что Google использует свое доминирующее положение для подавления конкуренции. Но, учитывая недавние неудачи компании в области поисковой системы на основе ИИ, Google — компания, которую обвиняют в незаконном объединении своих услуг и поглощении новых конкурентов, — может попытаться доказать, что на свободном рынке все в порядке.

Это будет нелегко. Google является одним из самых выдающихся лидеров в области ИИ в отрасли и является пионером той самой технологии, которая позволила создать большие языковые модели, такие как ChatGPT и ей подобные. Однако Google уверенно доминировал на рынке поисковых систем в прошлом, поэтому Bard, пока что доступный ограниченному количеству лиц, присоединяется к гонке ИИ со значительным преимуществом.

 

«Конкуренция и выбор действительно очень важны для инноваций, — сказал Шридхар Рамасвами, основатель поискового стартапа Neeva и бывший старший вице-президент по рекламной деятельности в Google. — Тот факт, что Google сейчас сталкивается с проблемой, совершенно не отменяет того факта, что кому-либо действительно трудно конкурировать в области поиска. Правительства должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить реальную конкуренцию».

Другие считают, что чат-боты с ИИ могут усугубить существующие проблемы. На протяжении многих лет конкуренты и издатели жаловались на то, что Google отдает приоритет собственным сервисам, удерживая трафик для себя, вместо того чтобы направлять его в открытый интернет. За последнее десятилетие Google перешел от предоставления списка из десяти синих ссылок на интересующие сайты к роли универсального сервиса с ответами на любой вопрос — ключевой аргумент в антимонопольном споре о том, что Google использует свою огромную долю рынка для вытеснения конкурентов. Некоторые опасаются, что Bard, как слой искусственного интеллекта поверх уже доминирующей поисковой и рекламной инфраструктуры, может еще больше укрепить позиции Google.

Сегодня Google подвергается критике за свои «избранные фрагменты», которые отображают выдержки из веб-сайтов в качестве выделенных ответов на запросы, а под ними размещается ссылка на оригинальный сайт. Некоторые жалуются, что такая практика заставляет людей оставаться на домашней странице Google, вместо того чтобы направить их на исходный материал. Первые скриншоты Bard позволяют предположить, что он может функционировать таким же образом, хотя в сообщении нет ссылок на первоисточники.

Поскольку Bard и новый Bing отвечают на поисковые запросы подробными ответами, они иногда избавляют от необходимости покидать поисковую систему. Например, Wired использовал чат-бота Bing для поиска лучших лежанок для собак по версии сайта обзоров Wirecutter, и в результате были получены лучшие подборки сайта с описанием — со ссылкой на новостное издание, но без стимула для посещения платной статьи. Если Google будет действовать аналогичным образом, это тоже станет проблемой для издателей, которые беспокоятся об односторонней способности поискового гиганта удерживать людей в своей экосистеме.

«Старая история, новые трюки, — рассказала Forbes Дина Шринивасан, ученая и автор в сфере антимонопольного законодательства. — Это была главная проблема, с которой сайты и приложения сталкивались в отношении Google и других технологических компаний в течение долгого времени — неправомерное использование их данных. Так что это просто новый метод».

 

Возобновление конкуренции на рынке поисковых систем из-за популярности ИИ, возможно, не поможет Google убедить суд в том, что корпорация больше не обладает монопольной рыночной властью, но может помочь ей смягчить любые жесткие меры, считает Ковачич. Это может заставить суды проявлять «большую осторожность» при рассмотрении вопроса о принудительном разделении бизнеса, считая, что такое решение не является необходимым, добавил он.

При всем этом, по словам Эрика Голдмана, профессора права Университета Санта-Клары и директора Института права высоких технологий, по мере распространения ИИ разрыв между укоренившимися игроками и новичками будет только увеличиваться. Для того чтобы конкурировать, компаниям потребуются огромные объемы обучающих данных. Google, который индексирует веб-страницы уже 25 лет, имеет преимущество, доставшееся корпорации по наследству. «У компании будет преимущество перед любым другим конкурентом в плане наличия лучшего набора данных для работы», — утверждает он.

В прошлом, когда Google сталкивался с обвинениями в монополии в области поисковых систем, компания отмахивалась от них, указывая на другого технологического гиганта. «Действительно, наш самый большой конкурент в области поиска — это Amazon, — сказал бывший генеральный директор Эрик Шмидт в 2014 году. — Люди не считают Amazon поиском, но если вы ищете что-то для покупки, то чаще всего вы делаете это на Amazon».

Теперь главным соперником стала компания Microsoft, которая сама когда-то была объектом антимонопольного преследования. Даже генеральный директор Сатья Наделла отметил возрождение чувства соперничества, когда он объявил о новой версии Bing. «Сегодня настал день, когда мы привнесли еще немного конкуренции на рынок поисковых систем, — сказал он в интервью изданию Verge. — [Google] определенно заявит о себе и покажет, на что способен. И я хочу, чтобы люди знали, что это именно мы заставили их попотеть». (Microsoft, однако, предстоит еще многое сделать, чтобы правильно откалибровать Bing, поскольку пользователи жалуются на «безумные» ответы чат-бота.)

 

Борьба с Microsoft, хотя и может быть полезна для Google, пытающегося отбиться от антимонопольных претензий, все же не слишком способствует развитию конкуренции. Поисковый стартап You.com выпустил версию своей поисковой системы с функциями чата ИИ еще в декабре, за полтора месяца до появления Bing. «Конкурировать в этом пространстве очень сложно, а крупные игроки усложняют ситуацию, — сказал Forbes генеральный директор компании Ричард Сохер. — Мы как бы застряли между этими двумя 8000-фунтовыми гориллами».

Перевод Ксении Лычагиной

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+