Тайна за семью печатями: зачем Tether скрывает финансовые показатели стейблкоина USDT
Это одна из самых больших загадок криптомира: где находятся все те миллиарды долларов, которыми обеспечен Tether, и достаточно ли эти резервы надежны, чтобы поддерживать крупнейший и важнейший в мире стейблкоин? Вопреки государственным проверкам и требованиям вести бизнес прозрачно, компания Tether ни разу не проводила публичный аудит своей бухгалтерии и обычно отказывается называть своих партнеров из числа банков. Из-за этого у некоторых возникают серьезные сомнения в надежности стейблкоина с капитализацией на уровне $68 млрд.
Теперь Forbes USA выяснил, что, согласно внутренним документам, в 2021 году компания Tether перенесла $37 млрд своих резервов в офшорный банк под названием Capital Union. Таким образом, судя по обороту средств, учреждение на Багамских островах стало хранителем крупнейшего на то время запаса денег эмитента. На подобный шаг в Tether решились после урегулирования претензий с генеральной прокуратурой штата Нью-Йорк по подозрениям в предоставлении недостоверных финансовых показателей (по условиям соглашения с ведомством, фирма какое бы то ни было нарушение за собой ни признает, ни отрицает).
Также Tether привлекла к хранению своих резервов еще один багамский банк, Ansbacher ― об этом Forbes узнал от двух собеседников, которые в курсе обеспеченности стейблкоина. Дополнительно эмитент пользуется услугами финансового гиганта Cantor Fitzgerald, который, по данным трех источников, хранит его краткосрочные казначейские векселя американского Минфина. Недавно Tether сообщала, что в прошлом квартале свыше половины консолидированных активов организации были в виде векселей.
Информацию о своих отношениях с Capital Union, Ansbacher и Cantor Fitzgerald стейблкоин никогда не раскрывал. Полная разбивка резервов Tether и их распределение по банкам-партнерам остается неизвестным. Адвокат фирмы как-то написал, что Tether «не разглашает свои отношения с банками», и то же самое относится к стоимости и составу резервных активов.
В Capital Union от комментариев отказались. В Tether, Cantor Fitzgerald и Deltec Bank & Trust (родительской компании Ansbacher) на просьбы дать комментарий к моменту публикации материала не ответили.
Полученные Forbes документы подтвердили заявления анонимного критика Tether под псевдонимом @Bitfinexed в социальных сетях. Он утверждал, что среди прочих банков-партнеров компании были Cantor Fitzgerald и Ansbacher. Издание The Wall Street Journal ранее сообщало, что Cantor Fitzgerald помогает Tether управлять портфелем ценных бумаг стоимостью $39 млрд. В мае прошлого года об отношениях эмитента с Capital Union рассказали Financial Times, однако до сих пор не было никаких подробностей о стоимости и реквизитах активов на хранении в банке и о ключевом периоде, в течение которого средства были туда помещены.
Специалисты давно стремятся разоблачить бухгалтерию Tether, поскольку за фирмой из-за ее скрытности и масштабов закрепилась репутация «коина, который может разрушить весь крипторынок». Стейблкоин привязан по стоимости к доллару США, то есть цена одного токена USDT равна $1, поэтому его волатильность по сравнению с резкими скачками курса у биткоина и эфира совсем небольшая. Предполагаемая паритетность 1:1, которая, по заверениям Tether, означает, что USDT «полностью обеспечен» ― тот самый способ, которым валюта добилась ценовой стабильности. В результате ее часто используют при оплате, осуществлении переводов и выдаче кредитов, а также применяют в высокочастотном трейдинге, из-за чего коин стал самой популярной среди трейдеров криптовалютой.
Чаще остальных эту мысль транслирует технический директор компании Паоло Ардоино. «Миссия Tether ― обеспечить честный, прозрачный и недорогой способ взаиморасчетов, ― писал он в Twitter в прошлом году. ― Это настоящий спасательный круг для миллионов людей на развивающихся рынках и в развивающихся странах».
Тем не менее, о собственных финансах Tether по большей части не распространяется. Компания ни разу не проводила полный аудит своих резервов и давала лишь поверхностное представление о своих оборотах в виде периодических «аттестаций», которые осуществляются сторонними бухгалтерскими фирмами ― в последний раз этим занималась BDO Italia. В августе прошлого года The Wall Street Journal усомнилась в достоверности этих аттестаций, ссылаясь на один из подобных отчетов за 2017 год, где за считанные часы до инспекции появился «перекос» из-за депозита на $832 млн от родственной биржи Bitfinex (в Tether это отрицают). Для сравнения: ближайший конкурент в лице компании Circle из Бостона, управляющей стейблкоином под названием USD Coin, публикует все детали по конкретным ценным бумагам Министерства финансов, учетные коды CUSIP и даты погашения векселей ― все, что необходимо для обеспечения собственного цифрового доллара с капитализацией в $41 млрд.
Кроме того, в Tether неохотно раскрывают имена руководителей компании. Однажды компания всеми силами старалась скрыть личность своего директора по инвестициям, хотя по внутренним документам и словам Ардоино Forbes удалось установить, что управленца зовут Сильвано ди Стефано (его имя на сайте Tether не указано). На просьбу дать комментарий для Forbes ди Стефано к моменту публикации статьи не ответил.
Несмотря на изначальные заявления Tether о том, что каждый коин подкреплен исключительно долларами США, в 2019 году эмитент забрал слова обратно и теперь говорит, что в резервах есть обычные деньги, криптовалюты, краткосрочные векселя, фонды денежного рынка и иные активы. В 2021-м аналитики JPMorgan выступили с предупреждением: если финансовое обеспечение стейблкоина окажется недостаточным и спровоцирует потерю доверия среди участников рынка, то во всем криптосекторе произойдет «жесткий шок ликвидности».
С самого момента своего основания в 2014 году Tether раскрыли имена лишь двух держателей своих средств: пуэрториканский Noble Bank, сотрудничество с которым фирма прекратила в 2018 году, и Deltec Bank & Trust на Багамских островах, ставший впоследствии главным банкиром компании. В январе 2022 года Deltec Bank & Trust сообщил газете The Nassau Guardian о приобретении Ansbacher. Тогда об отношениях поглощенной организации с Tether ничего известно не было.
Но в 2021 году деятельностью Tether по части прозрачности ведения бизнеса и учета финансов настолько заинтересовались регуляторы, что компания вместе с Bitfinex вынуждена была пойти на урегулирование с генеральной прокуратурой штата Нью-Йорк. Предметом разговора стала сделка по обвинениям в том, что, помимо всего прочего, фирма недостоверно отражает свое финансовое положение, и ей пришлось выплатить $18,5 млн. Каких-либо нарушений ни одно из предприятий за собой не признает. Один осведомленный источник полагает, что это стало пятном на репутации, которое потом переползло и на Deltec Bank & Trust: основные американские банки вроде BNY Mellon порвали с багамским учреждением все связи. Пресс-секретарь BNY Mellon Райан Уэллс подтвердил, что Deltec Bank & Trust клиентом больше не является.
Примерно в то же время в Tether начали переносить значительную часть активов из Deltec Bank & Trust в Capital Union. Второй банк сохранил деловые отношения со многими финансовыми учреждениями в Соединенных Штатах и расположен в Нассау прямо через улицу напротив первого.
Затем фирма открыла счет в Cantor Fitzgerald и принялась конвертировать свои ценные бумаги в краткосрочные казначейские векселя Минфина США. Как утверждает близкий источник, Cantor Fitzgerald уже имел связи с Tether через родственную фирму BGC Partners ― трейдинговая площадка покупала и продавала крупные суммы USDT. К слову, с тех пор Cantor Fitzgerald с головой окунулся в сектор цифровых активов и в ноябре провел криптоконференцию, где, помимо всех остальных, в качестве спикеров выступали генеральные директоры Ripple Брэд Гарлингхаус и MoonPay Иван Сото-Райт. Circle, главный конкурент Tether, держит почти 65% своих резервов в казначейских векселях на счетах инвестиционный фирмы BlackRock.
Более новые партнеры Tether наличие связей с компанией не признают, зато общаться со СМИ и рассказывать об отношениях с эмитентом стейблкоина и биржей Bitfinex продолжили руководители Deltec Bank & Trust. В октябре 2021 года президент Жан Шалопен заявил, что его банк держит четверть резервов Tether, или приблизительно $15 млрд.
С тех пор руководство Tether, включая Ардоино, все так же нахваливает предполагаемую прозрачность своего бизнеса. Однако без обещанного уже давно аудита компания сталкивается с сопротивлением участников рынка. В июле хедж-фонды набрали кредиты на сотни миллионов долларов, чтобы зашортить USDT. «Несмотря на все открытые аттестации от сторонних организаций, наше сотрудничество с регуляторами, наши усилия по повышению прозрачности бизнеса... многие по-прежнему считали, будто мы, Tether, какие-то злодеи», ― писал тогда Ардоино на Twitter.
В прошлом году Bloomberg сообщал, что в свете обвинений в банковском мошенничестве высшему начальству компании грозит проверка Министерства юстиции. По некоторым данным, ведомство отказалось давать какие-либо комментарии по этому поводу, а в Tether тогда утверждали, что с инициаторами расследования в министерстве руководители фирмы никак не взаимодействуют. Как бы там ни было, Tether удержалась на плаву и за криптозиму прошлого года смогла исполнить обязательства на миллиарды долларов.
Хотя от комментариев по поводу собственной клиентской базы банки обычно воздерживаются, некоторые учреждения типа Signature, Silvergate и Moonstone одно время активно продвигали свои услуги в сфере цифровых активов. Но после того, что случилось с FTX, многие из таких организаций сократили свое присутствие на крайне волатильном рынке: счета для криптовалют стали закрывать, а совокупный объем связанных с ними вкладов ― ограничивать.
Перевод Антона Бундина