Минсельхоз предложил внесудебную блокировку торгующих вейпами и стиками сайтов
Минсельхоз разработал законопроект, который позволит в досудебном порядке блокировать онлайн-площадки, продающие табачную и содержащую никотин продукцию. Большая часть таких товаров нелегально продается на маркетплейсах и в соцсетях. По оценке Минсельхоза, аналогичный механизм блокировок на алкогольном рынке уже показал эффективность
Министерство сельского хозяйства подготовило поправки в закон об информации: они предусматривают блокировку без судебных решений сайтов с предложениями табачной и никотинсодержащей продукции (устройств по доставке никотина, электронных сигарет, вейпов, курительных жидкостей, смесей и т.п.). Об этом пишет РБК со ссылкой на источник на табачном рынке и пресс-службу Минсельхоза.
Дистанционную продажу продукции из табака и с содержанием никотина запретили поправками в законы «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и «Об основных гарантиях прав ребенка в России» с 2021 года . Новые поправки, как отметили в Минсельхозе, разработали для эффективной реализации запрета: они позволят блокировать доменные имена, страницы сайтов и сетевые адреса онлайн-площадок по торговле такой продукцией через интернет. По оценке министерства, внесудебная блокировка онлайн-площадок показала эффективность в борьбе с дистанционной продажей алкоголя.
В начале февраля Минсельхоз направил письмо в Минэкономразвития, Минцифры и Минпромторг, в котором отмечал, что антиалкогольные меры оказались действенными в «пресечении и предотвращении торговли через маркетплейсы». Дистанционную продажу алкоголя в России запретили с 2007 года, в 2018 году Росалкогольрегулирование получило право досудебной блокировки онлайн-ресурсов, торгующих спиртом и алкоголем. Страницы вносятся в единый реестр запрещенных в России сайтов, который ведет Роскомнадзор. По данным обоих ведомств, в 2022 году в России заблокировали 6430 ресурсов, содержавших предложения о продаже алкогольной продукции.
В Минпромторге считают, что инициатива даст возможность дополнительного контроля за соблюдением запрета на дистанционную торговлю продукцией, содержащей никотин. Нужно дополнительно проработать вопрос о блокировке отдельных интернет-страниц поставщиков, нарушающих запрет, если они размещаются на сайтах маркетплейсов, сказали в министерстве.
По данным президента ассоциации «Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем» Льва Григорьева, в начале января 2023 года по запросам «электронные сигареты» на площадке Wildberries можно было обнаружить свыше 12 000 товарных позиций, по запросам «жидкости для электронных сигарет» — более 9000 товарных позиций. Он полагает, что запретить нужно и предложения такой продукции без никотина.
У нелегальных продавцов желание продолжать продажи на онлайн-площадках сохранится, «а значит, таких групп с ужесточением регулирования может стать только больше», сказал Григорьев по поводу продаж через соцсети. Представитель соцсети «ВКонтакте» заверил, что команда оперативно блокирует по жалобам регуляторов и пользователей группы и профили, которые содержат информацию о продажах никотинсодержащей продукции. На площадке легально могут присутствовать интернет-представительства магазинов, если в их сообществе нет рекламы продукции и курительных принадлежностей, а также информации об их дистанционной продаже, добавил собеседник.
В пресс-службе аффилированных компаний Philip Morris в России (бренды Marlboro, Parliament, L&M, системы нагревания табака IQOS) приветствовали «наведение порядка по образцу алкогольного рынка, где риски закрытия всего сайта заставляют агрегаторы тщательно соблюдать закон и не допускать интернет-продажи алкоголя». Такой же позиции придерживается представитель «Интернэшнл тобакко групп» (прежнее название — Imperial Brands: марки Davidoff, West, Jadé, P&S, «Максим» и электронные системы доставки никотина myblu).
В начале февраля Wildberries ввел запрет на продажу безникотиновых вейпов, жидкостей и смесей. В маркетплейсе сообщили, что компания сняла с продажи свыше 61 000 предложений безникотиновых вейпов, сопутствующих жидкостей и курительных смесей и запустила программу-бот, которая определяет запрещенную продукцию, после чего скрывает ее в каталоге. В Ozon рассказали, что на площадке действует постоянный запрет на продажу табачных изделий и любой никотинсодержащей продукции, а продажа устройств для курения ограничена. В «Яндекс Маркете», по словам представителя маркетплейса, запрещена продажа любых жидкостей и смесей для курения независимо от наличия в них никотина, а размещению препятствует многоступенчатая система проверок.