Здоровая ниша: «Сбер» выходит на рынок медицинских устройств
«СберЗдоровье» (до приобретения «Сбером» в 2017 году — DocDoc, вместе со «Сбер Еаптека», «СберМедИИ» входит в экосистему здоровья «Сбера») начинает продажи умного тонометра под собственным брендом. В комплекте с ним идет трехмесячная подписка на удаленное наблюдение врача, рассказали Forbes в компании. Таким образом, экосистема «Сбера» выходит на новый для себя рынок умных медицинских устройств. Сейчас «Сбер» уже предлагает пользователям ряд других smart-устройств, от розетки до телевизора и музыкальной колонки.
Тонометр синхронизируется со смартфоном и при замерах давления автоматически передает показатели в приложение «СберЗдоровье». Доступ к этому приложению имеют пациент и врач-кардиолог. Доктор может проконсультировать, скорректировать лечение или вызвать скорую помощь. Продажи устройства за 2490 рублей стартовали на маркетплейсах, затем умные тонометры появятся в отделениях банка и в других точках продаж, сообщил директор по развитию «СберЗдоровья» Дмитрий Домарев.
Компания рассматривает возможность выпуска и других устройств для мониторинга показателей здоровья. Сейчас производство приборов организовано в Китае, но «СберЗдоровье» планирует локализовать его в обозримом будущем. «Гарантийные обязательства «Сбер» выполняет сам, в дальнейшем будем открывать АСЦ для ремонта, проверки и прочего», — объясняет Домарев.
Говорящие цифры
«Медицинское сопровождение и лечение хронических больных в западных странах — большой и растущий рынок. Его рост обеспечивает старение населения и распространение осознанного подхода к своему здоровью», — отмечает директор по цифровой трансформации «Медси» Александр Пилипчук. Развитие рынка носимых устройств (часов, фитнес-трекеров) сформировало у людей привычку следить за показателями своего здоровья и подвело к новому этапу: взаимодействия уже с более серьезными медицинскими устройствами, рассуждает он.
О проблеме старения населения России говорил в статье для «Коммерсанта» директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн: «Наиболее острой проблемой является стремительное старение населения России, которое произойдет в течение жизни двух следующих поколений. Доля населения в возрасте старше 65 лет составляет в России около 15%, и это почти в два раза выше среднемирового показателя, равного 9%. А по данным ООН к 2050 году доля граждан старше 65 лет достигнет в России 23% при среднемировом показателе в 16%».
Удаленное наблюдение позволяет не допускать критического ухудшения самочувствия пациента и не тратить время и силы на визиты к врачу, когда в них нет необходимости, поясняет генеральный директор телемедицинского сервиса «Доктис» Сергей Лежнин. Это экономит государственные и личные средства: чем раньше обнаружено ухудшение, тем легче и дешевле с ним справиться, констатирует он.
По оценке Global Market Insights, глобальный рынок телемедицины к 2026 году достигнет $175 млрд, в то время как российский к 2025 году может вырасти в 64 раза — до 96 млрд рублей против 1,5 млрд рублей в 2019 году. Сервисы телемедицины медленно, но верно осваивает все больше россиян, показал опрос исследовательского центра портала SuperJob, проведенный в ноябре 2022 года. Так, если в 2021 году об опыте консультаций с врачами через интернет упоминали 8% россиян, то через год за онлайн-консультациями врачей обращался уже каждый десятый россиянин, причем 5% освоили телемедицинские сервисы до ковида, еще 5% — в последние два года.
В 2021 году число проведенных врачами телеконсультаций выросло на 9,7%, до 4,95 млн, оценивали аналитики BusinesStat в августе 2022 года. Объем российского рынка телемедицины (включает в себя удаленные консультации врачей и психологов) в 2022 году составил 13 млрд рублей, что на 30% больше, чем годом ранее, оценивает источник Forbes на этом рынке. По прогнозам Александра Пилипчука, в этом году он может вырасти еще примерно на 30%, в том числе и за счет более активного включения таких услуг в добровольное медицинское страхование (ДМС). «Сейчас все крупные клиники обзавелись собственными мобильными приложениями и развивают их. Страховые компании все чаще стали рассматривать телемедицину как инструмент оптимизации затрат», — поясняет он. Впрочем, регуляторные ограничения, не позволяющие ставить диагноз при удаленной консультации врача, остаются, это тормозит развитие рынка, добавляет эксперт.
Эффект масштаба
По словам Александра Пилипчука, сейчас на российском рынке не так много медицинских гаджетов с возможностью передачи данных и удаленным сопровождением врача. Их немногочисленность связана с трудностями лицензирования в России медицинских устройств, говорит он. «Сбер» за счет своего масштаба и влияния может обеспечить получение регистрационных удостоверений для целых классов устройств и популяризировать эту тему, добавляет эксперт.
«Сертифицировать медицинское устройство в России самостоятельно, без достаточного уровня поддержки крайне сложно, поэтому мы знаем буквально единицы компаний, которым удалось это сделать», — согласен основатель сервиса Ondoc Александр Константинов. Он не ожидает роста частного рынка в этом направлении: по его мнению, скорее всего, альтернативные решения будут у государственных компаний, зарабатывающих на обязательном медицинском страховании (ОМС).
В прошлом году «Доктис» на платформе «Гостелемед» (сервис телемедицины по ОМС) запустила сервис дистанционного мониторинга пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, больных COVID-19, беременных женщин, в том числе и с помощью медицинских гаджетов, рассказывает Сергей Лежнин. Сейчас, по его словам, дистанционное наблюдение — самая быстрорастущая услуга, в том числе за счет включения в программы ДМС. При этом он подчеркивает, что телемедицинские услуги должны быть встроены в общую экосистему управления здоровьем человека как одна из услуг.
Экосистемный подход
Выпуск тонометра под своим брендом «СберЗдоровьем» вряд ли связан с большими ожиданиями от развития прямых B2C-продаж, полагает Александр Константинов. «Компания активно использует свои ресурсы для повышения доли на рынке страхования», — поясняет он. «СберЗдоровье» по большей части зарабатывает именно на продаже страховых продуктов в пакете с другими услугами, например телемедициной. «С рынком ОМС похоже: заключение контракта с регионом или государственной клиникой позволяет «СберЗдоровью» обеспечить идеальную по рентабельности модель, где продажи совершаются в больших объемах и без их прямого участия», — рассказывает Константинов.
По данным Discovery Research Group, за девять месяцев 2021 года (последние доступные данные) рынок тонометров в России достиг 4 763 300 штук. За весь 2020 год было продано 5 491 500 штук. При этом больше половины (54,1%) рынка делили между собой два крупных бренда — A&D и OMRON. Для «СберЗдоровья» выпуск нового медицинского гаджета — это возможность наладить быстрое и понятное взаимодействие между сервисами под крылом «Сбера», инсталлированными в смартфон пользователя, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. По его словам, стратегия «Сбера» на российском рынке телемедицины — интеграция между собой любых доступных сервисов. «СберЗдоровье» уже интегрировано со SberCloud, Сбер ID, СберПрайм, SberPay, добавляет он. Таким образом, применение гаджета (тонометра) улучшает пользовательский опыт в целом, полагает он.
Александр Константинов напоминает, что участники рынка продвинули экспериментальный режим для государственных учреждений по удаленному мониторингу пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями при помощи устройств и телемедицинских консультаций врачей. Если «Сбер» сможет продать государству не только технологичную платформу или онлайн-консультации врачей, но и сами устройства, это максимизирует выручку компании, подчеркивает эксперт.