И немедленно вышел: китайский вендор компьютеров свернул планы по развитию в России
Китайский производитель игровых ПК, ноутбуков и периферии Machenike (принадлежит Haier) отказался от планов по созданию в России представительства и сервисного центра, а также от прямых поставок своей электроники в страну, рассказали Forbes два источника на рынке компьютерной техники. Собеседники Forbes связывают это решение с намерением компании провести первичное размещение акций на фондовой бирже в США. Дочерние структуры группы Haier уже обращаются на Шанхайской фондовой бирже (Haier Smart Home) и гонконгской (Haier Electronics).
В России бренд появился в августе 2022 года, когда первые партии ноутбуков Machenike привезли дистрибьюторы. До этого небольшой объем товаров Machenike просачивался в Россию через серых поставщиков и трансграничные площадки. Одним из основных поставщиков Machenike в России является «Марвел-Дистрибуция». «Это решение вендора вряд ли повлияет на его доступность на российском рынке», — отметили в компании. Machenike также работает с дистрибьюторами OCS и «Треолан», рассказал Forbes источник на рынке ПК. В OCS и «Ланите» (владеет «Треоланом») отказались от комментариев. Бренд Machenike указан на сайтах этих дистрибьюторов в списке поставщиков, убедился Forbes.
Machenike принадлежит крупному китайскому производителю бытовой техники и электроники Haier. Сам Haier не заявлял о намерении уйти с российского рынка. Более того, в июне 2022 года стало известно, что Haier расширит свое производство бытовой техники в Набережных Челнах, построив свой четвертый завод в России, а мэр города Наиль Магдеев говорил, что Haier вложил в Набережные Челны инвестиции в размере почти 19 млрд рублей. Еще один бренд игровых ноутбуков от Haier — Thunderobot — также поступил в Россию летом 2022 года, им торгует «М.Видео», и на российском сайте Haier появился специальный раздел с продукцией этого бренда. В российском представительстве и глобальном офисе Haier, так же как и в Machenike, на запросы Forbes не ответили.
Эксперт Moscow Digital School Владислав Чуканов поясняет, что для размещения на американской бирже Machenike важно «не распугать американских инвесторов», которые в большинстве своем сейчас оценивают российские активы как токсичные. «Присутствие в России сейчас способно ухудшить показатели компании при первичном размещении», — добавляет он. Если Machenike откроет свое представительство в стране, есть риск того, что США квалифицирует это как помощь России в обходе санкций, говорит юрист Forward Legal Олесь Груздев. Это может привести к вторичным санкциям против Machenike. В таком случае этой компании придется забыть об IPO на территории США, добавляет он.
По данным «М.Видео-Эльдорадо», в 2022 году на российском рынке было реализовано 500 000 игровых ноутбуков, что составило чуть более 15% от общих продаж лэптопов. При этом в денежном выражении на них пришлось около четверти от общего объема продаж. Более 30% штучных продаж ноутбуков за весь прошлый год пришлось на китайские бренды, а во второй половине года доля китайских производителей на рынке достигла 40-45%. Источник Forbes на рынке электроники оценивает долю Machenike на рынке ноутбуков менее чем в 1% в штучном выражении.
Впрочем, решение Machenike не открывать офис в России может быть связано и с тем, что китайский бренд переоценил свои перспективы на локальном рынке, считает IT-эксперт Сергей Вильянов. Machenike зашел на российский рынок в удачный момент: старые товарные запасы ноутбуков заканчивались, а новые бренды и параллельный импорт еще не насытили рынок, поясняет он. «Возникло окно возможностей, и бренд вместе с инвесторами решили занять место, освободившееся от западных брендов, — продолжает Вильянов. — Но уже в декабре выяснилось, что поставки восстановились, конкуренция усилилась, рентабельность полноценного захода с представительством и прямым сервисом вызывает вопросы».
Machenike, как и другие китайские бренды в 2022 году, значительно увеличили свои продажи в России за счет ухода ряда популярных брендов и повышения порога беспошлинного ввоза с €200 до €1000 на одну посылку, рассуждает коммерческий директор международной дистрибуторской компании Border Trade Аркадий Маркарьян. Это привело к тому, что россияне начали закупать дорогие компьютеры и игровые ноутбуки ранее неизвестных китайских брендов (MaiBenBen, ThunderRobot, Teclast, Chuwi, Machenike), добавляет он. «Некоторые из этих производителей стали предполагать, что узнаваемость бренда уже достаточно сильна, чтобы открыть официальное представительство и заняться прямыми продажами со складов в России крупной рознице», — полагает он. Однако расчет стоимости при официальном импорте, а также необходимости сертификации гарантийного обслуживания не позволил предложить конкурентные цены по сравнению с присутствующими Huawei, Honor, Xiaomi. Крупный ретейл не был готов инвестировать в продвижение неизвестных большинству пользователей брендов, заключает Аркадий Маркарьян.
По мнению Сергея Вильянова, Machenike продолжат завозить в Россию с помощью дистрибьюторов, со временем, скорее всего, представительство появится. «Сейчас наступает время возвращения под новыми юрлицами и даже марками», — резюмирует он.