Правительство поменяет условия контроля за стартапами с госфинансированием
Правительство предложило смягчить контроль за государственными инвестициями в венчурные проекты. Стартапам с господдержкой дадут право на обоснованный риск — новая версия этого механизма включена в обсуждаемый документ. Для венчурных инвесторов успех одного стартапа из 20 — обычная практика, пишут «Ведомости»
Правительство собирается смягчить условия для венчурных проектов и снизить риски уголовного преследования и административного давления на стартапы с госучастием в капитале. Оно предложило изменить параметры права на риск, которое регулирует условия вложений в стартапы с использованием бюджетных ресурсов, сообщают «Ведомости» со ссылкой на материалы презентации концепции технологического развития России до 2030 года.
Концепции технологического развития до 2030 года посвятили совещание, которое провел первый вице-премьер Андрей Белоусов. В нем участвовали представители Минэкономразвития, Минобрнауки, Минпромторга, Минцифры, работавшие над документом, и эксперты от науки и бизнеса. Улучшать условия венчурного инвестирования в стартапы с госучастием планируется через смягчение параметров права на риск.
Право на риск закреплено в законе «О науке и государственной научно-технической политике», в представленную концепцию технологического развития вошла его новая редакция, следует из презентации. С институтов развития предполагается снять обязанность по контролю за целевым расходованием средств в венчурных проектах, если доля внебюджетных источников превышает 25% от всей суммы вложений. По словам близкого к правительству источника, сейчас из акционера институт развития становится фактически контролером по отношению к команде, в стартап которой вложился.
Собеседник газеты отметил, что действующие правила в значительной степени предопределяют, что вместо инновационных стартапов средства инвестируют в проекты более высокой технологической зрелости групп, выполняющих госзаказ. Источник, близкий к правительству, добавил, что вопрос целевого расходования может быть определен по результатам разнообразных гражданско-правовых процедур, например в рамках судебного разбирательства.
Планируется также снизить риски обвинений в нецелевом или неэффективном использовании бюджетных средств против добросовестных предпринимателей, следует из презентации. По словам источника, под ними подразумеваются стартаперы, приложившие все усилия для реализации инновационного проекта: для венчурных инвесторов успех одного стартапа из 20 — обычная практика. В Уголовный кодекс планируется добавить определение обоснованного риска. Ранее Верховный суд разъяснял, что нарушения закона в силу крайней необходимости или обоснованного риска не образуют состава преступления.
Предполагается поменять в Гражданском кодексе порядок урегулирования споров и проведения оценки стоимости стартапа. Согласно действующим правилам, институт развития не может выйти из капитала компании, пока не найдется покупатель, который согласится с ценой приобретения. Все это время — между решением о выходе и продажей — предприниматель несет риски, в том числе уголовного преследования, связанные с участием института развития в портфельной компании, отметил собеседник газеты.
Рабочая редакция права на риск распространяется только на институты инновационного развития, критерии которых установлены законом о науке. Перечень организаций определен правительством, в него входят, в частности, ВЭБ, «Сколково», Корпорация МСП, ФИОП, Фонд Бортника. Для них право на риск является, с одной стороны, основным ориентиром, с другой – ограничителем при отборе проектов для инвестиций. Инвесторами в технологические проекты могли бы стать компании с государственным участием и госкорпорации, которые не подпадают под текущее регулирование о праве на риск.
Изменения в механизме права на риск придется обсуждать и согласовывать с правоохранительными органами, у которых свой взгляд на его допустимость, подытожил источник, близкий к правительству. Улучшение условий венчурного инвестирования лишь одно из направлений концепции технологического развития. Она состоит из трех разделов: устойчивый технологический суверенитет (ответственный — Минобрнауки), развитие технологий как фактор роста экономики (Минэкономразвития) и устойчивое развитие производственных систем (Минпромторг).