К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Никнейм за $1 млн: кто и зачем покупает имена в Telegram

Фото PA / TASS
Фото PA / TASS
27 октября основатель Telegram Павел Дуров объявил о запуске аукциона никнеймов в Telegram. Сейчас на нем можно купить имена, ранее недоступные для регистрации в мессенджере (например, никнеймы из четырех букв). Стоимость некоторых лотов на аукционе превысила $1 млн. Кто продает никнеймы и зачем это нужно?

«Глебов много, но в Telegram имя Глеб будет только у меня» — так в разговоре с Forbes обосновал покупку никнейма @gleb руководитель платежного сервиса PayQR Глеб Марков. По его словам, ближайший аналог такой покупки — это красивый ICQ-номер: он не несет практической ценности, но был нужен, чтобы «побаловать себя». По данным аукционной площадки Fragment, на которой проводятся торги за никнеймы, за свое имя в Telegram Марков заплатил 10 861 единиц криптовалюты TON (около $17 000 по текущему курсу). 

TON — это криптовалюта блокчейна The Open Network, который изначально разрабатывала команда Telegram. После судебного разбирательства с Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) и официальной остановки проекта работу над блокчейном продолжили независимые разработчики.

Никнейм Маркова — далеко не самый ценный товар на аукционе. Среди самых дорогих проданных имен: @auto (900 000 TON, или $1,42 млн), @bank (850 000 TON — $1,34 млн), @avia (800 000 TON — $1,26 млн) и @chat (700 000 TON — $1,1 млн). Многие дорогие никнеймы покупают одни и те же люди — например, имена @bank, @game и @auto привязаны к одному кошельку TON, на счету которого почти 30 млн TON ($39,3 млн). 

 

Сейчас на площадке можно приобрести домены, которые выставил на продажу сам Telegram (они не принадлежат каким-либо пользователям, но получить их ранее в мессенджере было нельзя). С помощью сервиса Fragment пользователи мессенджера также могут конвертировать свои никнеймы в NFT и продавать их на аукционе (при этом сервис получает комиссию в 5% от победившей ставки).

Кто продает никнеймы

Об официальном старте аукциона никнеймов 27 октября 2022 года объявил в своем Telegram-канале основатель мессенджера Павел Дуров. Тогда он заявил, что это первый в истории соцсетей честный и прозрачный рынок пользовательских имен. «Наконец люди будут владеть своими адресами в социальных сетях, защищенными в неизменном реестре децентрализованной блокчейн-сети», — написал он.

 

О возможном запуске такого аукциона Дуров писал еще в августе 2022 года — тогда он отметил, что сделки по продаже никнеймов будут защищены смарт-контрактами наподобие NFT. Он добавил, что остальные элементы экосистемы Telegram, включая каналы, стикеры и эмодзи, позже также могут стать частью маркетплейса. «Наша команда может написать пуленепробиваемые смарт-контракты для TON (поскольку именно мы изобрели его язык смарт-контрактов), поэтому мы склонны опробовать TON в качестве основного блокчейна для нашего будущего маркетплейса», — указал он.

Сейчас никнеймы в Telegram продаются на аукционной площадке Fragment, которая принадлежит зарегистрированной на Сейшельских островах компании Fragment Corp. В документации на официальном сайте указано, что эта компания юридически не связана с Telegram. После окончания торгов за никнеймы от Telegram средства поступают на криптокошелек самого Fragment. Сейчас на этом счете уже находится 8,7 млн TON ($13,5 млн).

Fragment — это независимая от Telegram аукционная площадка, на которой сейчас мессенджер продает свои доменные имена, рассказал Forbes источник, близкий к Telegram. Поскольку эти домены принадлежат Telegram, большая часть выручки от их продажи идет команде мессенджера, добавил собеседник издания. Он отметил, что Telegram — это первый клиент аукционной площадки, и в перспективе на инфраструктуре сети TON могут продаваться и другие товары.

 

Никнеймы на площадке Fragment — это NFT-токен в блокчейне TON, а никнеймы в Telegram — это идентификатор аккаунта в мессенджере, подчеркнул член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев. Юридической связи между ними нет, об этом прямо написано в правилах использования площадки Fragment, подчеркнул он. «Их взаимосвязанность на данный момент, видимо, обеспечивается технически со стороны разработчиков мессенджера, но не гарантируется в будущем», — добавил юрист.

«На блокчейне TON была разработана доменная зона t.me, которая связана с именами в Telegram. При покупке имени ты получаешь домен на блокчейне и одновременно получаешь такое же имя в Telegram», — рассказал Forbes источник, близкий к Telegram. Он отметил, что после покупки никнейма пользователь может привязать его к аккаунту или каналу, а также подарить его или перепродать на той же платформе. 

Формально Telegram лишь использует возможности Fragment, добровольно предоставляя владельцам этих активов возможность использовать соответствующие юзернеймы на своей платформе, объяснил сооснователь блокчейн-проектов UniDAO и Solomonic Денис Смирнов. При этом Telegram оставляет за собой возможность ограничить это использование или даже полностью запретить его при нарушении правил мессенджера, подчеркнул он.

Массовый анонс продажи никнеймов повысит узнаваемость TON, а с ростом востребованности блокчейна будет расти спрос на криптовалюту и ее стоимость, подчеркнул управляющий партнер аналитической компании Mindsmith Руслан Юсуфов. Он отметил, что любой инфраструктурный блокчейн заинтересован в привлечении ликвидности в сеть и увеличении количества проектов, построенных с использованием этого блокчейна. 

Зачем покупать никнейм

У купленных никнеймов две основных особенности — они могут быть короче пяти знаков (стандартное ограничение в Telegram), а также к одному аккаунту можно привязать неограниченное количество NFT-никнеймов. Кроме того, при покупке имени пользователь также получает ссылку в формате ***.t.me (дополнительно к обычной ссылке в формате t.me/***), например, forbes.t.me (который также был продан на аукционе за 34 000 TON, или $53 720).

 

В первую очередь покупка никнейма позволяет полноценно владеть этим именем, отметил Денис Смирнов. «Купив NFT, пользователь может всецело распоряжаться им как любым цифровым активом, хранить, передавать и продавать его без каких-либо посредников. А по мере роста экосистемы TON и появления новых сервисов, использующих эту систему имен, будут появляться и все новые и новые возможности для их использования», — отметил он.

Сейчас основная аудитория аукционов — это профессиональные киберсквоттеры (перекупщики), а также коллекционеры и блокчейн-энтузиасты, которые хотят протестировать технологию раньше всех, рассуждает Руслан Юсуфов. Купить никнеймы также могут и бренды, которым нужно зафиксировать за собой имя, содержащее торговую марку. «Благодаря обновлению, в арсенале у бизнеса, помимо товарных знаков и доменов, появляется дополнительная опция покупки бренд-нейма в Telegram», — считает он.

У продаваемых никнеймов нет какого-то неожиданного функционала, кроме возможности управления именами в приложении Telegram, рассуждает директор по маркетингу NFT-маркетплейса WL.Market Павел Алимов. Однако аукцион и «все навороты с никнеймами» — закономерный и правильный шаг для TON и для Telegram, который положительно скажется и на курсе криптовалюты, и на количестве пользователей блокчейн-сети, и на информационной безопасности самого Telegram, считает он.

Раньше никто не думал, что у имени в Telegram есть какая-то ценность, но «стоило добавить фиксацию в блокчейне в виде NFT, приправили аукционом — и появились миллионные обороты на рынке», отметил Алимов. «То, что раньше было ничем, стало товаром, и сразу появились шустрые ребята, кто начал на этом делать деньги. И обязательно пришли киберсквоттеры из классического рынка доменных имен»,— рассказал он.

 

Первые покупатели

В августе 2022 года Павел Дуров объявил об отзыве никнеймов, которые были привязаны к каналам и не использовались в течение года. По его словам, количество таких адресов составило около 70% от всех никнеймов Telegram, и они принадлежали киберсквоттерам (люди, которые занимают свободные никнеймы или домены для перепродажи) из Ирана. Тогда он отметил, что 99% имен вернется в публичное пользование, но часть из них будет разыграна на аукционе. 

Одним из покупателей никнеймов Telegram стал глава UFC Russia Андрей Громковский. Он рассказал, что еще пять лет назад запустил свой Telegram-канал «Громко», однако созвучный с фамилией никнейм @gromko (цена — 625 TON, около $1000) был уже занят. «Когда я узнал, что Telegram будет проводить аукцион никнеймов, мне стало интересно, и я удивился, увидев, что этот домен освободился и его можно купить за относительно небольшие деньги», — отметил Громковский.

Помимо основного никнейма, глава российского UFC также купил еще несколько доменов, например @dofamin (1000 TON, около $1580). «Для меня никнеймы в Telegram — это цифровая недвижимость, как когда-то были доменные имена в интернете. Я верю в рост стоимости этих никнеймов как цифровых активов», — рассказал он.

Руководитель платежного сервиса PayQR Глеб Марков считает, что люди, которые конкурировали с ним за никнейм @gleb, скорее всего даже не знают, что значит это слово, и обратили внимание лишь на то, что это короткий никнейм. «Сейчас в продаже на аукционе много мусорных никнеймов, которые не несут никакой ценности. Но некоторые из них точно подорожают, поэтому можно заниматься инвестициями или киберсквоттингом, что в данном случае одно и то же», — рассуждает он. 

 

Например, на аукционе уже купили никнейм @huyndai — или это сделал сам представитель компании, или киберсквоттер, который перепродаст никнейм самой компании за гораздо более высокую цену, когда она будет к этому готова, отметил Марков.

Покупатель никнейма @acura пояснил Forbes, что купил его, чтобы протестировать работу аукциона и «выхватить какой-нибудь красиво звучащий, и короткий никнейм». «Насчет дальнейшего использования пока не определился, может, оставлю себе как второй ник, может, попытаюсь перепродать. Время покажет», — рассказал он.

Forbes обратился за комментариями в Telegram. На момент публикации материала комментарии не поступили.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+