К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Яндекс» попросил «Автоваз» о поставках автомобилей для «Такси» из-за их дефицита

Фото Александра Щербака / ТАСС
Фото Александра Щербака / ТАСС
«Яндекс» попросил «Автоваз», а также китайских производителей автомобилей BAIC Group и Chery о поставках транспортных средств для лизинговых компаний, с которыми работает «Яндекс.Такси», выяснил Forbes. Для обновления автопарка «Яндексу» ежегодно нужно 50 000 автомобилей, а таксомоторная отрасль столкнулась с дефицитом машин и запчастей для них.

Российские таксопарки столкнулись со значительным дефицитом автомобилей и запчастей, сообщил  директор по развитию бизнеса «Яндекса» Иван Запольский в письме от 25 июля президенту «Автоваза» Максиму Соколову (копия письма есть у Forbes, его подлинность подтвердил источник, близкий к переговорам). В связи с этим «Яндекс.Такси» ищет поставщиков автомобилей для ключевых сервисов и деловых партнеров, говорится в письме. «Автомобили марки Lada на данный момент эффективно используются в нашем сервисе и зарекомендовали себя как надежные транспортные средства», — отметил в документе Запольский. Из письма следует, что  ежегодно для обновления таксопарка «Яндексу» требуется более 50 000 автомобилей. Запольский попросил Соколова рассмотреть возможность встречи для обсуждения взаимодействия в части поставок продукции «Автоваза» для «Яндекс.Такси».

Источник, знакомый с деталями переговоров, рассказал, что «Яндекс» ищет поставщиков автомобилей для партнерских таксопарков, чтобы избежать скорого дефицита машин — в компании опасаются, что он случится через год. Помимо «Автоваза», компания также ведет переговоры с белорусским автоконцерном Unison и китайскими BAIC Group и Chery, отметил собеседник Forbes. «Яндекс» предлагает производителям автомобилей наладить поставки транспортных средств лизинговым компаниям под гарантии их использования в таксопарках, пояснил источник, знакомый с ходом переговоров. При этом «Яндекс» выступит посредником между таксопарками и автоконцернами: производителям он гарантирует спрос на большие партии машин, а таксопаркам — наличие машин у лизинговых компаний для обновления парка. После завершения лизинга именно таксопарки получают автомобили в собственность, добавил собеседник Forbes. 

Сейчас сервис «Яндекс.Такси» и его партнеры-таксопарки не испытывают острой нехватки автомобилей, но компания действительно ведет переговоры с разными российскими и зарубежными автопроизводителями, чтобы помочь таксопаркам-партнерам найти источники пополнения парков на следующие годы, подтвердил Forbes представитель «Яндекс.Такси». Представитель «Автоваза» сказал, что не комментирует детали деловых контактов. Представитель Unison перенаправил вопросы Forbes в «Яндекс». В российском представительстве Chery подтвердили сотрудничество с «Яндекс.Такси». «Мы предоставляем им автомобили в лизинг под гарантии использования в коммерческих целях», — прокомментировал директор департамента корпоративных продаж и автомобилей с пробегом АО «Чери Автомобили Рус» Тит Игнатьев. Представитель BAIC заявил Forbes, что компания еще не связывалась с «Яндексом» по этой теме. 

 

Ранее «Яндекс.Такси» использовал для самого массового сегмента «Эконом» автомобили таких производителей, как Kia, Skoda, Volkswagen, которых сейчас нет в дилерских центрах, отметил собеседник Forbes, знакомый с деталями переговоров. По его словам, проблема нехватки автомобилей для таксопарков появилась еще во время пандемии коронавируса, но усугубилась в 2022 году после ухода иностранных производителей машин из-за антироссийских санкций, отметил он. По словам собеседника Forbes, сейчас таксопарки не могут найти автомобилей для обновления парка, потому что новых машин на рынке практически нет, а за те, что есть, идет активная борьба.

«Яндекс» может выступить как посредник для таксопарков потому, что гарантирует производителям долгосрочный, стабильный и прогнозируемый спрос, считает исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская.

 

Гарантируя спрос, участники рынка такси могут запрашивать у автопроизводителя напрямую и более выгодные условия, и отдельные модели, которые лучше всего подходят именно под такси, согласна председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. В таких партнерствах может получиться обеспечить загрузку локальных производств и завести на рынок новые иностранные модели: например, рынок каршеринга уже начал адаптироваться к новым условиям и стал массово вводить в парки автомобили китайских брендов, и рынок такси может пойти по схожему пути, полагает она.

Проблема поставок новых автомобилей действительно существует и усугубляется в течение последних двух лет: в 2020 году начались перебои в глобальной логистике, поставках компонентной базы и другие сложности, говорит Лозинская. Однако пока дефицита автомобилей не наблюдается, так как они выбывают из парка постепенно, отметила она. Это подтверждает управляющий директор «Ситимобила» Анатолий Малышев. «На данный момент дефицит автомобилей присутствует, но он не столь критичный. У нас нет сокращения количества автомобилей, так как на рынке сохраняется существенный запас машин и запчастей», — отметил он. По словам Малышева, средняя стоимость автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства и их комплектующих выросла минимум вдвое. Хотя с некоторыми производителями «Ситимобилу» удалось сохранить прежние условия поставок, в целом рост расходов ощущается, посетовал Малышев. Он признался, что сейчас собственники автопарков ищут альтернативных поставщиков из азиатских стран.

В марте таксопарки сообщили о росте платежей по лизинговым договорам: тогда лизинговые компании в одностороннем порядке повысили стоимость автомобилей (например, стоимость у «Major Лизинг» выросла с 79 000 до 96 000 рублей за одно транспортное средство), писал РБК. Представитель «CTRL Лизинга» рассказывал изданию, что рост цен был связан с повышением ставки финансирования банками в рамках выданных кредитов. 

 

С похожей проблемой еще в апреле 2022 года столкнулся «Яндекс.Драйв»: тогда «Коммерсантъ» со ссылкой на источники и оценки аналитиков сообщил, что компания может потерять до 35% автопарка своего каршеринга из-за истекающих лизинговых контрактов. С января 2022 года компания возвращает автомобили владельцам: основной лизинговый партнер — компания Major — отказывается перезаключать контракты, чтобы перепродать автомобили, или предлагает «Яндексу» неподходящие условия.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+