Минцифры предложило хранить информацию о звонках с подменных номеров в течение года
Минцифры предложило увеличить с полугода до года срок хранения информации о звонках с подменных номеров. Для блокировки таких звонков операторы должны будут подключиться к системе Роскомнадзора и передавать в нее информацию. Операторы опасаются дополнительных затрат на установку оборудования для подключения к системе
Обновленная версия проекта постановления правительства, утверждающего требования к системе Роскомнадзора по контролю блокировки операторами звонков с подменой номера, увеличивает сроки хранения данных о вызовах с подменных номеров с шести месяцев до года. Проект был доработан Минцифры, постановление должно вступить в силу с 2023 года и действовать шесть лет, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.
Поправки к закону «О связи», принятые 2 июля 2021 года, требуют от операторов связи блокировать вызовы и sms-сообщения из-за рубежа с подменных номеров. Операторы, согласно поправкам, должны подключиться к созданной Роскомнадзором системе и передавать в нее необходимую информацию. В декабре 2021 года было принято регулирование, предусматривающее штрафы до 1 млн рублей за невыполнение этих требований. Оператором системы станет подведомственное Роскомнадзору ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ), предусматривается проектом постановление.
Доступ к системе будут иметь Минцифры, Роскомнадзор, операторы связи и оперативники. Система будет круглосуточно собирать сведения о соединениях, номерах абонентов, в том числе используемых при переадресации, данные о дате и времени вызовов, передаче sms-сообщений и связи в сетях, которые были при этом задействованы. Она должна проверять полученную информацию на предмет нарушения закона. Узлы верификации звонков, которые будет эксплуатировать ГРЧЦ, будут располагаться на сетях операторов.
Собеседник на рынке телекоммуникаций отметил, что в новой редакции проекта появились противоречия в части определения ответственных за хранение информации об итогах верификации. Из него не ясно, понесут ли операторы расходы на это. В Минцифры сказали, что система состоит из центрального узла, узлов верификации и узлов взаимодействия, которые создает ГРЧЦ. Центральный узел и узлы взаимодействия обслуживаются ГРЧЦ, а узлы верификации подключаются непосредственно к операторам связи, соответственно, строят и эксплуатируют их они, пояснили в министерстве.
ГРЧЦ будет обслуживать их удаленно, добавили в Минцифры. Каналы связи между узлами системы обеспечивает Роскомнадзор, ведомство также хранит информацию о соединениях уточнили там. Срок хранения данных связан с необходимостью поиска источника мошеннических звонков, сказали в министерстве.
В «Мегафоне» сообщили, что просили Роскомнадзор сократить сроки хранения информации, их увеличение приведет к дополнительным затратам операторов. В Tele2 добавили, что на очных встречах предлагалось уменьшить сроки хранения трафика до трех месяцев, даже полугодовые сроки хранения информации избыточны при качественной настройке системы. Оператор поддерживает саму идею создания системы борьбы с подменными номерами.
Президент ассоциации «Макател» Алексей Амелькин отметил, что реализация новых требований Минцифры «потребует от операторов переписывания софта для СОРМ-3, а также получения новых сертификатов на оборудование». Он добавил, что операторам потребуется нарастить мощности для хранения данных, а для больших операторов это может вылиться в ощутимые суммы.