ФАС признала Apple нарушителем антимонопольного законодательства из-за запрета создателям приложений информировать клиентов об опции оплаты вне App Store. Компании грозит оборотный штраф
Федеральная антимонопольная служба признала американскую компанию Apple нарушителем российского антимонопольного законодательства из-за запрета разработчикам приложений предупреждать клиентов о возможности оплачивать покупки вне App Store. «Компания злоупотребила доминирующим положением на рынке распространения приложений для iOS», — сообщила пресс-служба ФАС.
Размер оборотного штрафа для компании будет определен в ходе административного расследования, отмечается в пресс-релизе. Он может достигать 2% выручки. В первом квартале 2022 года глобальная выручка компании достигла $97,3 млрд.
ФАС возбудила антимонопольное дело против Apple в октябре 2021 года. По мнению регулятора, компания запрещает разработчикам iOS-приложений информировать клиентов о возможности оплаты покупок за пределами App Store и требует от них удалять ссылки на свои интернет-ресурсы из App Store и менять функционал приложения так, чтобы форма регистрации не вела на внешние сайты. Apple также взимает комиссию 15–30% с каждого платежа, поэтому некоторые приложения дешевле на сайте разработчиков, чем в App Store, отмечали в ФАС.
В сентябре 2021 года суд в Калифорнии постановил, что Apple не имеет права запрещать разработчикам приложений давать ссылки на собственные механизмы оплаты. Незадолго до этого Apple анонсировала соглашение с разработчиками в США, по которому они получат право раскрывать пользователям альтернативные способы оплаты.
В январе 2022 года стало известно, что ходатайства о привлечению к делу против Apple об ограничении доступа к ресурсам вне App Store подали «Яндекс» и Ассоциация «Интернет-видео» (объединяет онлайн-кинотеатры ivi, Okko, Megogo и другие). В «Яндексе» тогда отметили, что процесс затрагивает их интересы и права как разработчиков приложений. «Если разработчики смогут рассказывать непосредственно внутри приложений о разных методах оплаты, то это улучшит пользовательский опыт и откроет новые возможности для развития рынка мобильных приложений», — пояснила Forbes пресс-служба «Яндекса».