К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лето роботов: как умные машины окружили человека и почему мы этого не заметили

Фото Daniel Karmann / dpa / picture-alliance
Фото Daniel Karmann / dpa / picture-alliance
Роботы в современном мире — еще одна прекрасная иллюстрация тезиса Уильяма Гибсона о том, что будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено. Без излишних волнений и социальных потрясений наш мир стал глубоко и разнообразно роботизирован, и эта постепенная роботизация быстро продолжается, без скачков, но уже необратимо изменив жизнь, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

Маркетологи и пропагандисты хорошо знают важность подбора слов для создания эмоциональной окраски сообщения. Например, недавно озабоченные климатической катастрофой (да-да, именно «катастрофой», ведь иначе читатель недостаточно проникнется) алармисты выступили с инициативой сломать сложившиеся стереотипы вокруг слова «лето» и вообще концепции тепла. Традиционно лето у нас ассоциируется с чем-то приятным и позитивным, а «потепление» в переносном смысле означает улучшение. В наше время так воспринимать мир уже нельзя и неправильно, утверждают климатически тревожные эксперты и призывают считать и описывать лето исключительно как опасный сезон.

Подозреваю, что в русском языке привычные штампы еще долго останутся и, читая про «зиму искусственного интеллекта», мы все будем понимать, что речь идет о непростом периоде разочарования в методах и технологиях машинного обучения. Надеюсь, что и первая часть заголовка этой колонки воспринимается однозначно: мы живем в момент пышного и разнообразного расцвета робототехники, хотя и не придаем этому особого значения. 

Одна из причин незаметности вездесущей роботизации в том, что литература и кинематограф навязывают нам антропоморфный образ робота. Терминатор — это, безусловно, робот, но вот даже произнося слова «робот-пылесос», мы не очень задумываемся о том, что буднично приступаем к роботизации своих жилищ: катающийся по полу кругляш никак не ассоциируется с мрачными персонажами антиутопий. Или взять роботов из сферы обслуживания: привычных юношей и девушек за стойкой ресторанов быстрого питания заменили не неуклюжие андроиды с глазами-лампочками, а расставленные по залу панели-терминалы для формирования и оплаты заказа. Это тоже, как ни странно, роботы, очень удачно для посетителей заменившие белковых сотрудников и практически ликвидировавшие очереди за заказом любимых гамбургеров, салатов и напитков.

 

Роботы могут быть вообще нематериальны: с момента возникновения сайтостроения в интернете принято записывать инструкции для поисковых систем, индексирующих содержание сайтов, в файл со стандартным названием robots.txt. Название не случайно, читать этот файл и руководствоваться его текстом должны поисковые роботы, то есть те программы, которые доносят до поисковиков все богатство изменчивого интернета. Всегда ли мы помним, что, обсуждая боты для автоматизации работы в Telegram или роль ботов в конфликтной покупке Маском компании Twitter, мы говорим о виртуальных роботах?

Кстати, о Маске: вот он прекрасно ощущает накатывающуюся на всю нашу жизнь волну роботизации — и речь не только о давно роботизированных сборочных линиях на заводах Tesla и самостоятельных автомобилях, сходящих с этих линий. В прошлом году на конференции AI Day Маск пообещал создать как раз вполне человекоподобного робота Tesla Bot, позже получившего имя Optimus. Тогда он прославился своим утверждением, что безопасность этого андроида обеспечивается его медлительностью: человек всегда сможет от него убежать. Теперь нам обещают показать уже реальный прототип домашнего робота к концу сентября текущего года. Всемирно известный визионер делает большую ставку на Optimus: он полагает, что проект может в итоге стоить дороже Tesla, дороже технологий автономного автомобиля.   

 

Надо признать, что всеобщей роботизации просто не повезло с пиарщиками и вниманием как прессы, так и аналитиков всех мастей. Всеобщее возбуждение и хайп вокруг темы метавселенных позволили аналитикам непринужденно свалить в одну кучу весьма разнообразные проекты и технологии: блокчейн, web3, AR, VR, криптовалюты, облачные вычисления, искусственный интеллект, видеоигры, электронная торговля и еще много чего по мелочи. Легко получить сколь угодно большие цифры, оценивая перспективную стоимость столь широкого спектра продуктов и рынков, — McKinsey в свежем отчете прогнозируют, что к 2030-му бизнес на тему метавселенной совокупно будет стоить $5 трлн. Глобальный рынок робототехники на этом фоне выглядит скромно, в 2020-м официальная оценка составляла меньше $28 млрд, и даже при внушительном ежегодном росте на уровне 20% аналитики говорят о $200 с лишним млрд к 2030 году: о метавселенских триллионах речи нет. Но если не оглядываться на интенсивно надуваемый рынок метавселенной, то робототехника выглядит очень достойно и инвестиционно привлекательно — и не первый год эту свою привлекательность доказывает на практике.

Впрочем, робототехнику при желании можно просто считать частью метавселенной: все современные роботы как раз являют собой примеры очень эффективного сплава материальных и цифровых технологий, наглядную демонстрацию того, как в быту и в промышленности переплетены и перетекают друг в друга цифровая и физическая стороны нашего мира. Но в отличие от многих других шумно распиаренных феноменов грядущей метавселенной роботы всех сортов уже трудятся рядом с нами и нам помогают, даже когда мы этого не замечаем, и — что важно! — эти вездесущие роботы не породили массовых страхов или неприятия. 

Наблюдения за роботами вокруг нас — если вдумчиво этим заняться — напоминают: будущее приходит быстро и совсем не так, как прочат фантасты и футурологи. С точки зрения человека XX века, наш сегодняшний мир уже глубоко и необратимо роботизирован в промышленности, в офисе и дома. Мы обыденно сосуществуем с роботами, управляем ими и постоянно пользуемся результатами их деятельности. И нас при этом не сильно тревожат те вопросы, которыми как раз век назад задавался чешский писатель Карел Чапек, благодаря которому у нас вообще есть это слово.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+