К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Модерация остановит всю торговлю»: ФАС обсудила с маркетплейсами параллельный импорт

Логистический центр Ozon. (Фото Владимира Гердо / ТАСС)
Логистический центр Ozon. (Фото Владимира Гердо / ТАСС)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила маркетплейсам придумать оценку эффективности параллельного импорта в России, чтобы осенью представить эти данные правительству. Для того чтобы параллельный импорт не ассоциировался у покупателей с контрафактом, ФАС попросила маркетплейсы усилить борьбу с подделками

Правительство поручило провести мониторинг и оценить эффективность параллельного импорта к осени, заявила заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Карина Таукенова во вторник, 7 июня, на встрече с представителями маркетплейсов, посвященной теме параллельного импорта. Для ФАС было бы «идеальным вариантом» посчитать количество параллельных импортеров и количество продукции, которую они продают, «желательно с ценником», добавила Таукенова.

Во встрече, которая проходила онлайн (Forbes удалось ознакомиться с ее содержанием), участвовали представители маркетплейсов Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress Russia и «СберМегаМаркет». В начале мая стало известно, что Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» разрешили реализацию товаров из списка параллельного импорта на своих площадках.

Как считать игроков параллельного импорта

Именно маркетплейсы являются теми площадками, через которые «идет большой поток товаров потребительского спроса», поэтому они могут дать статистику по параллельному импорту, рассказала на встрече начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. Она предложила маркетплейсам собрать статистику о количестве продавцов на площадках с сентября 2021 года по август 2022-го, чтобы «увидеть динамику». «Если у вас есть такая статистика, если вы ее ведете или можете поднять из своих баз данных, то мы сможем увидеть движение, связанное с параллельным импортом, — по количеству игроков, продавцов, которые у вас торгуют, по количеству проданных товаров или сделанных заказов», — предложила Никитина. 

 

Продавцы одежды и обуви должны вернуться в Россию в первую очередь, предположила она. Никитина задала вопрос представителям маркетплейсов, имеет ли смысл смотреть, сколько продавцов продает товары на маркетплейсах ежемесячно, или «выбрать три реперные точки», например осень 2021 года, апрель 2022-го и осень 2022-го. «Плюс хочется спросить, есть ли у вас или предполагаются ли какие-то дополнительные отметки о том, что продавец, который есть на площадке, является параллельным импортером — некая галочка, которая будет обозначать его статус. Есть ли у вас такое обозначение, собираетесь ли вы его вводить, чтобы можно было посчитать напрямую количество параллельных импортеров?» — спросила Никитина. 

Для Wildberries не проблема выгрузить количество предпринимателей на площадке хоть за месяц, хоть за три месяца, но «каким-то образом нужно будет отсеивать тех, кто пришел не для реализации товаров путем параллельного импорта», сказал в ответ замдиректора по развитию отношений с органами государственной власти Wildberries Александр Попков. Это будут не совсем достоверные данные, подчеркнул он. 

 

Никитина ответила, что в ФАС «прекрасно понимают», что не каждый продавец является параллельным импортером, но, возможно, оживление предпринимательской деятельности после «сильного проседания в марте, апреле и мае» должно косвенно подтвердить ввоз товаров в Россию путем параллельного импорта.

На вопрос Никитиной о том, можно ли все-таки технически идентифицировать параллельных импортеров на маркетплейсах, заместитель руководителя направления по взаимодействию с органами власти Ozon Мухамед Хамуков пообещал «подумать, как это сделать». «Пока для нас эта встреча — первый подход к снаряду», — заметил он. 

После этого Таукенова предложила в карточке каждого нового товара, ввезенного через параллельный импорт, указывать, что для его продажи не требуется согласие правообладателя. Но Хамуков возразил, что такая модерация затруднительна, если на площадке появляются тысячи товаров, а суточное наполнение маркетплейса измеряется  в сотнях тысяч новых товарных единиц: «И такая модерация просто остановит всю торговлю».

 

Как отличить параллельный импорт от контрафакта

«ФАС — это единственный ФОИВ (федеральный орган исполнительной власти. — Forbes), который считает, что параллельный импорт — это хорошо. Больше у нас союзников нет», — заявила Таукенова во время звонка. По ее словам, ФАС и маркетплейсы должны быть союзниками в вопросах развития параллельного импорта: «Мы должны видеть ваше четкое понимание, что вам это нужно для блага россиян, как бы громко это ни звучало».

Таукенова предложила маркетплейсам «усилить работу» по борьбе с контрафактом на своих площадках. «Если мы правильно поняли, у вас не осуществляется премодерация, а проверка почти у всех происходит только после того, как начались проблемы: например, правообладатель или покупатель заявил, что есть некий проблемный товар, и вы начинаете разбираться и снимать его с продажи», — сказала Таукенова. Она добавила, что, «как ни странно», но больше всего претензий по поводу контрафакта приходит в адрес Wildberries, а не AliExpress. 

«[Будет здорово, если] вы дополнительно усилите контроль за контрафактом. И это не должно быть связано с параллельным импортом, потому что мы все прекрасно понимаем, что параллельный импорт — это не контрафакт», — поддержала коллегу Никитина. Она объяснила, что это будет «дополнительным плюсиком»: появится больше продавцов, вырастут показатели параллельного импорта, а на площадках станет меньше контрафакта, так как маркетплейсы «станут лучше его выявлять и пресекать». 

Никитина добавила, что данные по эффективности параллельного импорта, которые запрашивает правительство, нужны, чтобы понять, «надо ли что-то менять». «Параллельный импорт — это временная мера, и я подозреваю, что если она покажет некоторую положительную динамику и пользу для экономики, для страны, для развития торговли, то дальше уже это будет аргументом для того, чтобы вводить параллельный импорт на постоянной основе — то, о чем антимонопольная служба говорила на протяжении последних 12-15 лет».

Предложения маркетплейсов

В Wildberries изучают варианты оценки эффективности параллельного импорта по различным критериям — как по приросту числа продавцов, так и по изменению ассортимента, рассказал Forbes представитель компании. Анализ ассортимента может показать более точные данные, так как один и тот же продавец на платформе может реализовывать товары от разных поставщиков, считают в Wildberries. «Несмотря на наличие продавцов, осуществляющих параллельный импорт, мы стремимся к соблюдению интересов и правообладателей. Если от правообладателя поступает жалоба на продавца, мы запрашиваем у импортера необходимые документы и способствуем разрешению спорной ситуации между двумя селлерами», — отметили в пресс-службе Wildberries. Представитель маркетплейса добавил, что продавцы обязаны иметь всю необходимую  документацию для продажи товара и предоставлять ее по первому запросу не только Wildberries, но и покупателям. Если Wildberries выявляет контрафакт, то снимает товар с продажи, а продавца блокирует, отметили в маркетплейсе.

 

«СберМегаМаркет» поддерживает инициативы, направленные на расширение товарного рынка и увеличение ассортимента оригинальных товаров, если они соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, рассказал Forbes представитель компании. 

По его словам, сейчас методика оценки эффективности параллельного импорта на маркетплейсах находится на стадии проработки ФАС. 

Один из участников встречи с ФАС рассказал Forbes, что предложения по оценке эффективности параллельного импорта планируется разработать к осени, а пока компании взяли паузу, чтобы подумать над этим вопросом. По словам собеседника Forbes, параллельный импорт пока только запускается, поэтому по каждой категории товаров надо выстраивать заново цепочки поставок и дорабатывать нормативную базу: «Говорить о каком-то заметном объеме продавцов пока рано».

В Ozon и AliExpress отказались от комментариев. Forbes отправил запрос в пресс-службу правительства.

 

Борьба ФАС

ФАС уже более 10 лет выступает за легализацию параллельного импорта. В 2014 году ведомство подготовило законопроект, который предусматривал ввоз брендовых товаров без согласия правообладателя с 2020 года, а по некоторым товарам могли установить и более ранние сроки. Тогда в ФАС заявляли, что текущий подход ведет к монополизации торговой деятельности со стороны правообладателей. В ведомстве предлагали сделать исключение для тех компаний, которые локализовали свое производство в России.

В пояснительной записке к законопроекту ФАС указывала, что имеющаяся практика приводит к намеренному (по желанию правообладателя) ограничению конкуренции и удорожанию товаров. «Уровень производства и технологического развития России не позволяет значительной части граждан удовлетворить большинство потребностей за счет внутренних ресурсов», — указывали тогда в ведомстве. В частности, многие лекарства для лечения особо тяжелых патологий (прежде всего онкологических заболеваний) ввозятся в Россию ограниченным кругом дилеров и продаются по ценам, многократно превосходящим цены, по которым такие лекарственные средства реализуются в стране производства.

Тогда законопроект по итогам публичных обсуждений получил отрицательное заключение, в частности, из-за противоречия с нормами ЕАЭС и ВТО. Однако ФАС не отказалась от инициативы.

В 2018 году антимонопольная служба подготовила новую версию законопроекта о параллельном импорте, согласно которой правительство с 2021 года могло бы разрешать ввоз отдельных товаров без разрешения правообладателя на срок до пяти лет. В документе предлагалось разрешать параллельный импорт в случаях, если товары недоступны или их не хватает в России, если на них завышены цены или если они качественно отличаются от аналогов в других странах. Однако этот документ так и не был принят.

 

В середине марта 2022 года глава ФАС Максим Шаскольский заявлял, что параллельный импорт позволит решить проблемы «ценовой, качественной и ассортиментной дискриминации» правообладателей, а также недобросовестной конкуренции со стороны официальных дистрибьюторов в отношении импортеров. Таким образом, малый и средний бизнес смогут импортировать товары без оформления дополнительных разрешений, а потребители получат доступ к более широкому ассортименту «по адекватным ценам», говорил он. «Это особенно важно для социально значимых товаров, таких как лекарства, продукты питания и детская продукция», — подчеркнул Шаскольский.

История вопроса 

Возможную легализацию параллельного импорта в России начали обсуждать после начала «спецоперации»* России на Украине, когда многие западные бренды прекратили официальные поставки своей продукции. Это затронуло разные категории товаров — от смартфонов (например, техники Apple) до бытовой химии (например, Procter & Gamble).

В середине марта 2022 года глава комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин рассказал, что правительство готовит постановление с перечнем товаров, которые можно будет ввозить в Россию без разрешения производителя. Тогда он отметил, что из-за прекращения поставок «приходится искать другие способы насыщения отечественного рынка».

Официально о легализации параллельного импорта 30 марта объявил премьер Михаил Мишустин. Цель этой меры — удовлетворить спрос на товары, которые раньше нельзя было продавать в России легально без согласия владельца лицензии, объяснил он. «Такой подход позволит гарантировать поставки товаров в нашу страну, в том числе вопреки недружественным действиям иностранных политиков», — заявил он.

 

Шестого мая Минпромторг утвердил список товаров для параллельного импорта в Россию. В него вошли 56 категорий товаров, среди которых гаджеты (ноутбуки, смартфоны, игровые консоли, умные часы Apple), бытовая техника (телевизоры, холодильники, кофеварки), одежда, топливо и многое другое. Также власти разрешили импорт автомобилей и необходимых комплектующих даже тех брендов, которые и прежде официально не продавались в России. В этот список вошли Honda, Toyota, Jaguar, Bentley, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Aston Martin и др. 

Глава Минпромторга Денис Мантуров объяснял, что среди указанных в документе брендов никто не просил об исключении из перечня. При этом он добавил, что компании уберут из списка при возобновлении официальных поставок в Россию. Кроме того, Минпромторг исключил из перечня часть косметических брендов, потому что эти компании еще не приняли решение о прекращении поставок в Россию или ведут переговоры о возобновлении работы. Из 36 таких брендов около 30 принадлежат компании L'Oreal.

В мае правительство также внесло в Госдуму законопроект, согласно которому использование товаров параллельного импорта не является правонарушением. Этот документ защищает предпринимателей, участвующих в параллельном импорте, а также перевозке и хранении этих товаров. В Минэке объясняли, что после принятия документа на них не будет распространяться гражданская, административная и уголовная ответственность за незаконное использование бренда. Такое решение принято, чтобы «защитить их на случай, если правообладатель сочтет, что его права нарушены, и подаст иск в суд». Седьмого июня Госдума приняла этот законопроект в первом чтении.

Против инициативы легализовать параллельный импорт в долгой перспективе выступила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В их меморандуме указано, что это приведет к снижению объемов легально поставляемых и производимых товаров и инвестиций в экономику, а также к увеличению объемов контрафактного товара. Также это создает неравные условия для бизнеса: правообладатели вкладывают значительные усилия и средства в продвижение брендов и товаров на российском рынке, а параллельные импортеры лишь используют готовую инфраструктуру, отметили в ассоциации. При этом в краткосрочной перспективе параллельный импорт некоторых товаров возможен в качестве исключительной временной меры, которая поможет обеспечить наличие продукции на внутреннем рынке, подчеркнули в АЕБ.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+