К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

История неудач: смогут ли российские аналоги заменить YouTube

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Для успеха платформы вроде YouTube и Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) необходимо соблюсти интересы трех категорий «клиентов» — зрителей, создателей контента и рекламного бизнеса. Смогут ли российские аналоги популярных платформ если не заменить, то хотя бы компенсировать отказ от западных видеоплатформ и социальных сетей, рассуждает в колонке для Forbes издатель ИД «Открытые Системы» Денис Самсонов

Это одна из тех историй, которые становятся городскими легендами. Рассказывают, что для создания соцсети Now команде выходцев из «Яндекса» потребовалось всего пять дней. Уже на стадии открытого тестирования к социальной сети присоединились десятки тысяч пользователей. На момент публикации статьи Now доступна для скачивания в App Store и Google Play. Интерфейс скопирован с известного оригинала, но скопирован не до конца. Многих привычных функций (например, фильтров) не хватает. 

Многое из того, чего пока нет, обещают выпустить в ближайших обновлениях. Но главное — социальная сеть работоспособна, и в ней даже появился свой спам. Не стоит переоценивать успех Now, глядя на скорость привлечения первых пользователей. Но не стоит и недооценивать ее возможности, не говоря уже о значительно более масштабных проектах, таких как RuTube и «VK Видео». Техническая оснащенность отечественной IT-индустрии позволяет в кратчайшие сроки воспроизвести основные функции популярных платформ. Но достаточно ли этого, чтобы говорить о полноценной альтернативе для всех категорий пользователей?

Первая кнопка интернета

История отечественного видеохостинга RuTube — это история неудач. Шлейф негативного восприятия продолжает тянуться за платформой и после проведенного недавно перезапуска. Опрошенные мной эксперты говорят о долгой премодерации контента, сложностях в сборе статистики и управлении рекламными кампаниями и главное — отсутствии аудитории. Советы постороннего — последнее дело. И все же, возможно, новой команде платформы стоило совместить перезапуск с масштабным ребрендингом, отстранившись от негативного имиджа из прошлого. 

 

Многие из явных недоработок в новой версии устранены. Даже аудитория проекта демонстрирует хороший рост. По данным SimilarWeb, число посещений в марте составило 50 млн против 8,5 млн в феврале. Обновленный RuTube выглядит как современная видеоплатформа со всеми необходимыми сервисами и технологиями, над качеством которых еще предстоит поработать. Соглашусь с теми, кто недоволен работой алгоритмов рекомендаций и поисковой выдачи. Очевидная слабость платформы — дефицит контента, причем не только зарубежного, но даже отечественного. Но задача построения «первой кнопки российского интернета», независимой от западных модераторов видеоплатформы для отечественных телевизионных и медиаканалов, решена. Это не замена YouTube, но это тоже важно.

Место для вашей рекламы

С точки зрения рекламодателя, более привлекательной альтернативой зарубежным площадкам выглядит «VK Видео». У платформы нет проблем ни с посещаемостью, ни с пониманием запросов рекламного рынка. За последний год группа сделала много важных и правильных шагов, в том числе в таких не всегда понятных широкой аудитории областях, как технологии доставки контента.

 

Традиционно VK по сравнению с зарубежными конкурентами гораздо более либеральна в модерации контента. Здесь легко можно найти материалы, в том числе из категории 18+, невозможные на большинстве западных площадок. Построение общей видеоплатформы для всех входящих в группу VK социальных сетей удобно для рекламодателей. И все же и «VK Видео» не является симметричной заменой YouTube. Но это не следует считать недостатком платформы.

Русский код

Построение отечественных аналогов глобальных видеоплатформ и социальных сетей — это не вопрос технологий. Так же, как создание аналогов голливудских блокбастеров, — не вопрос качества спецэффектов. Технически обе задачи решаются, но результат не всегда соответствует ожиданиям. Основные сложности в коде, но не компьютерном, а культурном. Успешные примеры быстрого построения аналогов, такие как лишенный фильтров Now или еще более радикальный отечественный «Грустнограм», несут в себе русский взгляд на мир. В этом их сила, в этом же — ограниченность. Русскую культуру традиционно отличает не просто открытость миру, но даже жадность к исследованию и апроприации внешних идей и смыслов. Отечественные аналоги, какими бы удачными они ни были, не решат эту задачу. Глобальные проекты всегда останутся важными, нужными и притягательными.

Надеюсь, что текущие ограничения при всей их ситуационной необходимости окажутся явлением временным. В будущем в распоряжении отечественного пользователя, создателя контента и рекламиста останутся «русский YouTube», «американский YouTube», «китайский TikTok», а также много других способов смотреть на мир с разных точек зрения, исследовать различные культуры, отбирая и присваивая самое важное, лучшее и необходимое.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+