Это одна из тех историй, которые становятся городскими легендами. Рассказывают, что для создания соцсети Now команде выходцев из «Яндекса» потребовалось всего пять дней. Уже на стадии открытого тестирования к социальной сети присоединились десятки тысяч пользователей. На момент публикации статьи Now доступна для скачивания в App Store и Google Play. Интерфейс скопирован с известного оригинала, но скопирован не до конца. Многих привычных функций (например, фильтров) не хватает.
Многое из того, чего пока нет, обещают выпустить в ближайших обновлениях. Но главное — социальная сеть работоспособна, и в ней даже появился свой спам. Не стоит переоценивать успех Now, глядя на скорость привлечения первых пользователей. Но не стоит и недооценивать ее возможности, не говоря уже о значительно более масштабных проектах, таких как RuTube и «VK Видео». Техническая оснащенность отечественной IT-индустрии позволяет в кратчайшие сроки воспроизвести основные функции популярных платформ. Но достаточно ли этого, чтобы говорить о полноценной альтернативе для всех категорий пользователей?
Первая кнопка интернета
История отечественного видеохостинга RuTube — это история неудач. Шлейф негативного восприятия продолжает тянуться за платформой и после проведенного недавно перезапуска. Опрошенные мной эксперты говорят о долгой премодерации контента, сложностях в сборе статистики и управлении рекламными кампаниями и главное — отсутствии аудитории. Советы постороннего — последнее дело. И все же, возможно, новой команде платформы стоило совместить перезапуск с масштабным ребрендингом, отстранившись от негативного имиджа из прошлого.
Многие из явных недоработок в новой версии устранены. Даже аудитория проекта демонстрирует хороший рост. По данным SimilarWeb, число посещений в марте составило 50 млн против 8,5 млн в феврале. Обновленный RuTube выглядит как современная видеоплатформа со всеми необходимыми сервисами и технологиями, над качеством которых еще предстоит поработать. Соглашусь с теми, кто недоволен работой алгоритмов рекомендаций и поисковой выдачи. Очевидная слабость платформы — дефицит контента, причем не только зарубежного, но даже отечественного. Но задача построения «первой кнопки российского интернета», независимой от западных модераторов видеоплатформы для отечественных телевизионных и медиаканалов, решена. Это не замена YouTube, но это тоже важно.
Место для вашей рекламы
С точки зрения рекламодателя, более привлекательной альтернативой зарубежным площадкам выглядит «VK Видео». У платформы нет проблем ни с посещаемостью, ни с пониманием запросов рекламного рынка. За последний год группа сделала много важных и правильных шагов, в том числе в таких не всегда понятных широкой аудитории областях, как технологии доставки контента.
Традиционно VK по сравнению с зарубежными конкурентами гораздо более либеральна в модерации контента. Здесь легко можно найти материалы, в том числе из категории 18+, невозможные на большинстве западных площадок. Построение общей видеоплатформы для всех входящих в группу VK социальных сетей удобно для рекламодателей. И все же и «VK Видео» не является симметричной заменой YouTube. Но это не следует считать недостатком платформы.
Русский код
Построение отечественных аналогов глобальных видеоплатформ и социальных сетей — это не вопрос технологий. Так же, как создание аналогов голливудских блокбастеров, — не вопрос качества спецэффектов. Технически обе задачи решаются, но результат не всегда соответствует ожиданиям. Основные сложности в коде, но не компьютерном, а культурном. Успешные примеры быстрого построения аналогов, такие как лишенный фильтров Now или еще более радикальный отечественный «Грустнограм», несут в себе русский взгляд на мир. В этом их сила, в этом же — ограниченность. Русскую культуру традиционно отличает не просто открытость миру, но даже жадность к исследованию и апроприации внешних идей и смыслов. Отечественные аналоги, какими бы удачными они ни были, не решат эту задачу. Глобальные проекты всегда останутся важными, нужными и притягательными.
Надеюсь, что текущие ограничения при всей их ситуационной необходимости окажутся явлением временным. В будущем в распоряжении отечественного пользователя, создателя контента и рекламиста останутся «русский YouTube», «американский YouTube», «китайский TikTok», а также много других способов смотреть на мир с разных точек зрения, исследовать различные культуры, отбирая и присваивая самое важное, лучшее и необходимое.